Почти две недели прошло после того, как в Москве окончательно перешли на новую схему перевозки пассажиров. С 15 августа 2016 года с улиц города пропали привычные москвичам маршрутки. Теперь людей перевозят «синие» автобусы, владельцы которых заключили контракт с властями. Однако результаты транспортной реформы устроили далеко не всех москвичей. Среди жалоб жителей столицы — несвоевременное и неполное информирование пассажиров о переменах в расписании и маршрутах, переполненные автобусы, возросшие расходы и увеличение количества времени, затрачиваемое на поездку, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Московская маршрутка нового образца
Московская маршрутка нового образца
Дарья Антонова © ИА REGNUM

Власти Москвы, в свою очередь, заявляют, что с линий исчезли только те маршрутки, которые дублируют автобусы. Синие автобусы курсируют по всему городу, за исключением Зеленограда, Троицкого и Новомосковского административных округов. «Старые» маршрутки оставили на маршрутах из города в область.

По официальной версии, сама реформа позволила существенно обновить автобусный парк и скорректировать работу перевозчиков. В маршрутках «нового образца» вмещается большее количество человек, установлен кондиционер и видеокамера. Водитель больше не останавливается «по требованию», пассажирам объявляют остановки по громкой связи, а за проезд просят расплатиться с помощью карты «Тройка» или предъявить билеты «Единый» и «90 минут». Также принимается наличный расчет, но только при остановке транспорта. Все льготы учитываются.

Читайте подробнее: Конец реформы: маршрутки Москвы перевели на единый способ оплаты

В маршрутках нового образца оплата проезда производится через валидатор
В маршрутках нового образца оплата проезда производится через валидатор
Дарья Антонова © ИА REGNUM

Обо всех этих изменениях москвичей стали информировать заранее, уверяют в ГКУ «Организатор перевозок». Однако сами жители назвали такие нововведения неожиданными: информация из развешенных по городу объявлений о переменах в маршрутах не всегда соответствовала действительности, а оповещения, что «старые» маршрутки исчезнут именно 15 августа не появлялось заблаговременно. К тому же, в ведомстве обещали выделить специалистов, которые бы помогали пассажирам на остановках разобраться в новшествах, но опрошенные корреспондентом ИА REGNUM пассажиры не упоминали наличие хоть каких-то помощников в своих комментариях.

Читайте также: Как найти свой маршрут: москвичей наконец-то начали информировать

«Запрещенные маршрутки»

При этом, несмотря на запрет, в городе продолжают курсировать привычные белые маршрутки. В частности, по маршруту №677 от станции Лианозово до метро Петровско-Разумовская продолжают ездить старые маршрутные такси. Транспортное средство перевозило пассажиров сразу после официального объявления о признании подобных перевозчиков нелегалами, сообщила жительница района.

«Запрещённые» маршрутки замечают и в других местах города. Вот как комментирует происходящее в Facebook Лепешова Евгения: «Вчера ждала автобус. По расписанию интервал 11 минут. По факту — через 40 минут автобус так и не приехал, села в запрещённую маршрутку. Ибо альтернативы не было».

«Народ на остановке не в курсе»

Московская маршрутка нового образца
Московская маршрутка нового образца
Дарья Антонова © ИА REGNUM

О долгом ожидании новых автобусов на остановках говорят практически все пассажиры. Так, жительница столицы Лилия столкнулась с большими трудностями по дороге с работы домой на станции метро Новокосино: «Расписания никакого не видела нового. Когда выходишь из метро, раньше тебя всегда ждали коммерческие маршрутки, а теперь их нет, и приходится ждать или ездить на автобусе, что не очень удобно и быстро».

Порядка 20 минут ждут своего автобуса и в районе Матвеевское. «Маршрутка 474 обслуживает весь район. Доставляет людей от метро Славянский бульвар до района. Сейчас наблюдаются проблемы с движением. Стою на остановке 20 минут, ее нет, хотя раньше ходили часто. Аналогичная ситуация была в понедельник. Народ на остановке не в курсе: все спрашивают о том, где маршрутка. Ни на одной из трех остановок, где я была, нет никаких объявлений. Я позвонила на горячую линию Мосгортранса, где мне сообщили, что маршрут №474 М (плата «наличкой» 30 рублей), маршрут: Киевский вокзал — платформа Матвеевское) заменят на автобус №474 (оплата с валидатором, маршрут: Кутузовский проспект, Нежинская улица, Матвеевское)», — сообщила корреспонденту ИА REGNUM москвичка Наталья.

Будет ли маршрут автобуса повторять маршрутку в ведомстве девушке ответить не смогли и отправили ее самостоятельно узнавать интересующую ее информацию на сайт единого транспортного портала города.

«Давка и толкучка»

А в Басманном районе города вообще не знают о реформе наземного транспорта, проводимой в Москве, и о положенных теперь населению льготах на проезд в общественном транспорте. Как заявила корреспонденту ИА REGNUM жительница района Марина, популярный маршрут 25-го троллейбуса (маршрутка №325) до метро Китай-город (через Садовое кольцо по Маросейке и Покровке) потерпел перемены. «Ровно в понедельник, 15 числа, предыдущая белая маршрутка исчезла, но новой не появилось до сих пор. Как итог: нехватка мест в троллейбусах, давка и толкучка. Сами троллейбусы (вернее, автобусы, так как по маршруту временно курсируют они, вместо троллейбусов) заменили на новые — синие. При этом местные жители жалуются не только на нехватку мест в автобусах, но и на очень большие интервалы их подачи. Все забито битком даже в разгар рабочего дня, а не только в час пик», — отметила она.

«Информации о том, что будет дальше — нет»

На другом конце Басманного района сложилась не менее печальная ситуация: у станции метро Бауманская ранее всегда останавливалась специальная (платная) маршрутка, следующая до популярного торгового центра. За пару недель до 15 августа она исчезла. Зато появилась новая синяя с неизвестным маршрутом следования. Поскольку на остановке не было ни единого объявления о том, что эта за новая маршрутка, куда она идет, и что стало с предыдущей, то жители спокойно загружались в новую, предполагая, что едут привычным путем. Однако новая синяя следовала лишь половину пути — далее конечная остановка.

«Сейчас жителям ничего не остается, как добираться до нужной станции либо двумя маршрутками и трамваем, либо сразу трамваем. В первом случае сильно возросли расходы на билеты, во втором — время прибытия. Кроме того, трамвай также не едет до нужного места, и людям приходится идти пешком большой отрезок пути. Информации о том, что будет дальше — нет», — добавила жительница района Марина.

На такси «четверками»

Некоторые жители нашли выход: они объединяются в «четверки» и едут на такси. Об этом пишут в социальных сетях. 24 августа пользователь Facebook под ником Yulia Gusarova пишет: «9 утра, Москва, солнечно) остановка, человек 30 стоят ждут… афффффтобус, мы же помним, маршруток теперь нет… подъезжает желтое такси, с шашечками. А на стекле бумажка приклеена — до метро, стоимость 35 рублей. Маршрутка, правда, 30 стоила. Да не в этом дело же, комфорт все таки) 4 человека влезли. Занавес».

«Странная такая реформа»

В интернете каждый день появляется все больше постов о работе новых маршруток. Примечательно, что количество негативных сообщений превышает позитивные. «Маршрутки отменили, при этом не компенсировав увеличением количества автобусов. Порядок с маршрутками надо было наводить, конечно, но так бездарно — надо было умудриться», — пишет Дмитрий Косов в Facebook.

А депутат муниципального округа Басманный Евгений Будник и вовсе сомневается в успешности действий властей. На своей странице в Livejournal он поделился следующим комментарием: «Странная такая реформа, при которой маршруты не увеличиваются, а уменьшаются, ну, а время ожидания общественного транспорта, наоборот, увеличивается, а не уменьшается. Кроме того, не стоит забывать, что эта реформа была затеяна и для того, чтобы пересадить автомобилистов на «комфортный» общественный транспорт».

«Убрали дурацкие маршрутки»

Есть и те, кто не считает ситуацию с новыми автобусами настолько драматичной. В основном хвалят, что теперь в маршрутках не душно, безопасно и комфортно. Водители ведут себя воспитанно на дорогах и в общении с пассажирами. Например, Александр Яблоков написал в Facebook: «А я рад, что убрали дурацкие маршрутки! Они были в ужасном состоянии! Никакой безопасности». Подобным мнением поделилась с корреспондентом ИА REGNUM и пассажирка Дарья. По ее словам, у метро исчезло вечное столпотворение маршруток, стало просторнее. «Еще мне понравилось, что маршрутка сразу поехала, как только люди зашли. Обычно могли стоять по 15−20 минут, пока водитель не соберет нужное количество людей», — отметила она.

Напомним, согласно приказу департамента транспорта Москвы, в городе оставили 211 линий маршрутного такси, около 300 маршрутов отменены. Легальными признаются только те перевозчики, которые работают по госконтракту, заключенному с мэрией. Сам процесс интеграции частных перевозчиков в общегородскую транспортную систему начали еще в 2015 году. Были разыграны 63 аукциона и объявлены 8 победителей.

Читайте подробнее: В Москве появились первые маршрутки нового образца

А также: Транспортная система Москвы 2015: позитив нашли только в новых маршрутках

Официально допуск транспортных компаний к перевозке пассажиров проводился постепенно. Схема должна была заработать 16 мая 2016 года, однако не все перевозчики, прошедшие отбор, успели выйти на маршруты. Кроме того, всех легальных перевозчиков обязали застраховать ответственность.

Читайте по теме: Пассажиры маршруток Москвы получат страховку от ДТП даже при потере билета

Как сообщало ИА REGNUM, руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил о планах перекрасить весь общественный транспорт в синий цвет к сентябрю 2016 года. По подсчетам мэрии, объем инвестиций частных перевозчиков в обновление подвижного состава составил 10 млрд рублей. В мэрии надеются, что нелегальные маршрутки и такси вскоре должны покинуть рынок. Эксперты, напротив, заявили, что количество перевозчиков «вне закона» в столице будет только расти.

Читайте ранее в этом сюжете: В Москве потеснили старые маршрутки: ждать ли нелегалов?

Читайте развитие сюжета: «Это ад»: в Москве не станет больше маршруток