В Югре изменения зонирования природного парка «Нумто» коснутся не более 0,6% его территории, сообщили на общественных слушаниях в Белоярском представители нефтяной компании «Сургутнефтегаз», передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Соблюсти баланс интересов

Напомним, ранее прошла информация, что правительство Югры по ходатайству нефтяной компании «Сургутнефтегаз» готовит документы по изменению зонирования природного парка «Нумто». Нефтяникам предполагается разрешить освоить на почти 80% площади парка (в том числе в зоне водно-болотных угодий), то есть осуществить разведку и добычу нефти и строительство необходимой для этого инфраструктуры, включая дороги и трубопроводы.

Общественные слушания по данному вопросу прошли в Белоярском (ХМАО) 25 февраля. До слушаний в сети интернет прозвучали призывы оленевода Василия Пяка к защите природного парка и озера Нумто, которое является священным местом лесных ненцев и хантов.

Согласно материалам, обосновывающим изменение зонирования, территория, входящая в зону водно-болотных угодий, является наиболее ценной частью парка, говорилось в обращении Пяка. Именно в ней находятся ключевые места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и округа, места скопления на пролёте водоплавающих и околоводных птиц, проходят основные пути миграции лося. Здесь неоднократно отмечался и редчайший белый журавль (стерх), сохранение которого находится под особым вниманием президента РФ. Отметим, что почти 35 тысяч граждан России подписались под петицией против промышленной разведки и нефтедобычи на угодьях парка «Нумто».

Директор департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Евгений Платонов сообщил перед слушаниями: «Понятно, что земли озера и деревни ритуально значимы и для Ямала, и для Югры, тем не менее когда-то на территории парка были пробурены испытательные скважины. Они подпадают под лицензионное соглашение «Сургутнефтегаза». Теперь компания обязана вести там работы. Если же мы откажемся что-либо изменять на этих землях, то парк следует превратить в заповедник. А значит, вывести оттуда всех, кто там проживает и работает. Мы же можем сохранить эту территорию и без столь радикальных мер. Для этого у нас есть все властные полномочия. К нефтяникам предъявляются жесткие требования, двойная защита тех технологических решений, которые они принимают, будь то прокладка мостов или вывоз шлама с территории бурения. Сотрудникам предприятия запрещается охотиться, рыбачить, собирать ягоды и грибы в парке. Этого требует статус природного парка. А за выполнением всех предписаний следят представители коренных малочисленных народов Севера, которые работают инспекторами в «Нумто». Такой симбиоз следует сохранить!»

До общественных слушаний представители «Сургутнефтегаза» не делали публичных заявлений. Кстати, по официальной информации, данная нефтяная компания в 2015 году в виде налогов пополнила казну Югры более 85 миллиардами рублей, что составляет 40% бюджета ХМАО. Безусловно, перед правительством округа стоит сложная задача: соблюсти интересы и основного налогоплательщика, и коренного населения.

Противоречия между учеными и жизнью

На сами же слушания зарегистрировалось 80 человек, среди которых было много представителей коренных малочисленных народов из Белоярского, Сургутского и Нижневартовского районов. Жительница села Казым Белоярского района Надежда Малданова озвучила позицию части российских учёных и мнение Молодежной ассоциации Обско-Югорских народов: «Со стороны коренного населения парка отсутствуют претензии к существующему зонированию. Оно служит целям, поставленным перед парком: сохранению объектов, имеющих культурную, историческую и этнографическую ценность. Разработка нефтяных месторождений на этих землях недопустима. Мы просим «Сургутнефтегаз» оставить эти земли для нашего будущего, для наших детей. Мы не можем заставить наших детей собирать морошку в нефти, которую вы разливаете».

Заместитель главы Белоярского района Степан Молданов напомнил, что нужно смотреть на 20 или 30 лет вперед. «Многие представители КМНС говорят, что заниматься оленеводством, рыболовством, — это очень прекрасно и хорошо, но нужен хороший достаток для той или иной семьи, — передают его слова «Новости Югры», — хотят для своих детей достойную и цивилизованную жизнь. Наше общество развивается, и пусть сегодня люди занимаются традиционными промыслами, а дальше что? Мы должны понимать, что в настоящий момент (хотим мы этого, или не хотим) углеводородное сырье для нашего государства является краеугольным».

Оленевод Василий Пяк, который переживает за отрицательное техногенное влияние на флору и фауну парка «Нумто», сказал, что ничего не имеет против «Сургутнефтегаза» — он и два его сына работали в данной компании. Мало того, официальное обращение от его имени, где говорилось о захвате исконных хантыйских и ненецких земель нефтяниками, было написано не им лично, а представителями «Гринпис России». Его мнение: главное, чтобы при разведке и добыче нефти сохранялась экология и был компромисс с коренным населением.

Участковый природоохранный госинспектор Сергей Рандымов отметил, что нареканий к работе «Сургутнефтегаза» на территории парка нет, наоборот, компания помогает дает работу местному населению и снабжает жителей посёлка Нумто топливом.

Однако директор парка «Нумто» Сергей Лаврентьев заявил однозначно, что при заходе нефтяников в парк от зоны заповедного режима останется 4 тыс. гектаров из имеющихся на сегодня 11 тыс. гектаров, ибо вырастут 22 нефтяные вышки. Оперировал он сведениями от «Гринпис России», полагался на выводы группы ученых (12 человек) из академий и институтов.

Однако в самом «Сургутнефтегазе» данное утверждение опровергают, также апеллируя научными исследованиями и разработками. Вышки будет три — столько определено лицензионной документацией, и если компании все же отведут землю под строительство трех поисково-оценочных скважин и будут подтверждены запасы нефти, то и при максимальной разработке месторождений к цифре 0,55% прибавится не более 0,09% парка «Нумто», заявляют нефтяники. И напоминают, что ведут разведывательное бурение безамбарным способом, когда исключён сброс воды вовне — она закачивается обратно в пласт. Уровень утилизации попутного нефтяного газа превышает 98%. Трубы для транспортировки нефти применяются только с антикоррозийным покрытием.

По результатам слушаний был составлен протокол. Свои замечания по зонированию может подать любой гражданин России в течение месяца после слушаний. Далее все документы вместе с материалами слушаний будут направлены на государственную экологическую экспертизу. Окончательное решение — за Минприроды.