Поражение либерализма окончательно и обжалованию не подлежит

В чем разница между либерализмом и неолиберализмом и как умерла свобода личности, читайте в продолжение серии рецензий на популярное экономическое произведение Дэвида Харви «Краткая история неолиберализма»

Евгений Левша, 28 Февраля 2016, 10:28 — REGNUM  

Согласно нашумевшему марксистскому автору Дэвиду Харви, неолиберализм следует понимать как теорию, согласно которой рыночный обмен является основой системы этических норм, достаточной для регулирования всех сторон человеческой жизни. Свобода — более не цель и не ориентир. Теперь свобода — это лишь инструмент достижения высокой рыночной мобильности каждого человека. Свобода выбора заменяется свободой продавать и покупать. Свобода в принятии решений сменяется свободой продавать себя и быть купленным.

В либеральной версии миропорядка все аспекты человеческой жизни, в том числе и рыночные отношения, должны обеспечивать максимальную независимость. В неолиберальной версии мироустройства все аспекты человеческой жизни должны обеспечивать рыночные отношения и их независимость. В том числе — независимость от свободы личности. Либеральные достижения на поприще частной независимости во всех видах взаимоотношений были полезны для бизнеса и хороши для капиталистического рынка. Но хороши недостаточно. И им на смену пришли новые, неолиберальные достижения, во многом перечеркивающие предыдущие.

В новой версии любые отношения должны быть не только независимыми, но и максимально краткими. В этом нюансе и кроются ключи для понимания современных частных и глобальных процессов. Для получения сверхприбыли мало корпораций, нужны сверхкорпорации. Необходимы транснациональные корпоративные конструкты. Такие конструкты удобнее строить на кратких по времени трудовых договорах с малыми обязательствами. Именно сочетание больших финансовых структур с их малыми и краткими обязательствами перед обществом и его членами позволяют расширять прибыль до невиданных ранее горизонтов. С задачей создания такого сочетания либеральный (не нео-, а просто) мир справиться не может.

Мир, организованный по либеральным принципам, может, например, обеспечить возможность гражданину Индии работать в американской компании. В неолиберальной версии гражданин Индии в течение всего одного года будет вынужден сменить работу в 10 американских корпорациях. И у каждой из этих десяти корпораций перед гражданином Индии будут самые скупые обязательства и самые широкие полномочия, в том числе по увольнению. Замечаете в таком варианте пространство для достижения свободы конкретного человека? Всё правильно — этого пространства нет. Для создания такой версии мироустройства границы идентичности, открытые ранее либерализмом в борьбе с семьей, государством и вообще чем-либо, должны быть напрочь стерты. А те границы, которые всё же не могут быть стерты, должны существовать как можно реже и короче. Краткость существования связей — это, как уже было замечено, ключевое требование неолиберализма.

Независимость как фундаментальная либеральная ценность полностью заменена несвязностью каждого человека во времени и пространстве с кем-либо или чем-либо, в том числе и с самим собой. Подобный результат можно проследить в том, как устроен институт семьи в современном мире.

В рамках неолиберальной парадигмы брак перестает быть союзом свободных людей и становится решением, находящимся в области финансов, и поэтому принимаемым уже не гражданами, но предпринимателями. Соответственно, брак должен расторгаться уже не по первому требованию любой из сторон, а тогда, когда это выгодно тому, у кого есть некая власть для принятия решения, обеспечивающего рост собственного капитала. У того, у кого такой власти нет, будет в случае чего на одно проигранное в суде дело больше.

Если с точки зрения либеральной этики никакое сочетание гендерной идентичности супругов не могло являться барьером для создания ячейки общества, то в случае с логикой неолиберализма дело обстоит несколько иначе. Значение имеет лишь итоговая степень связанности супругов друг с другом. Чем эта степень выше — тем хуже. Потому как это несет ограничения на количество возможных трудовых контрактов с работодателями в единицу времени. Как мы помним, именно в краткости любых отношений и состоит требование неолиберальной идеологии.

В неолиберальном обществе человек может иметь семью только в случае, если это выгодно мировому капиталу или его части. Только если новая ячейка общества будет обладать достаточной покупательной мощностью. Если выгодно самому человеку — это не считается. И потому — не получится. Внезапно окажется, что образование — платное, хорошее образование — совсем платное, здравоохранение — невероятно платное, и так далее. Семья превращается в источник расходов, мешающий каждому ее члену конкурировать на рынке услуг. А теперь конкурировать нужно всегда, выиграть один раз недостаточно, у гонки нет финиша, потому как все общественные отношения, в том числе и трудовые, подгоняются под стандарт краткости и непостоянности.

В неолиберальном идеале у ребенка вообще не должно быть родителей — он должен сразу принадлежать капиталу. Чему активно способствуют достижения на поприще ювенальной юстиции.

Кому может быть выгодна такая бешеная и постоянная гонка? Только тому, кто уже на старте вырвется в неоспоримые лидеры. А именно — эксплуататору, владеющему средствами производства и инструментами контроля течений капитала и общественного мнения.

Если неолиберализм и имеет какое-то отношение к свободе личности, то только в очень узком смысле — в смысле свободы для реставрации и укрепления власти пожизненных богачей как класса. Мощнейшим достижением, возможным только при неолиберальном политэкономическом курсе, является оформление меньшинства экономических монополистов в единый класс.

С одной стороны, консолидация по классовому типу позволяет монополистам находить общность политических и экономических интересов вопреки внутригрупповой конкуренции.

С другой стороны, пропаганда перманентной конкуренции, помноженная на идею максимально коротких по времени частных отношений, приводит к полной невозможности для группы эксплуатируемых осознать себя именно как группу, объединенную общими классовыми интересами. В итоге, столь разрекламированная в массовой медиакультуре конкуренция уходит из пространства капитала богатых собственников и перемещается в пространство капитала наемных рабочих. Поскольку совокупный капитал всех наемных рабочих несопоставимо меньше совокупного капитала корпоративных монополистов, то и конкуренция в среде рабочих происходит за меньшие возможности дохода. Зачастую выигрышем в такой конкуренции является просто возможность продолжить свое существование, прожить еще один день. Таким образом, конкуренция, поле которой сужено исключительно до пространства наемных рабочих, становится уже просто битвой насмерть, в которой выигрывает тот, кто может позволить себе накапливать доходы, в этой битве не участвуя. Казино всегда выигрывает.

Читайте ранее в этом сюжете: Либерализм слишком хорош, чтобы победить

Читайте развитие сюжета: Людоеды-экспериментаторы с неолиберальным лицом

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
01.09.16
К чему надо приготовиться Почте России
NB!
01.09.16
ЕС готовится к войне с США и союзу с Россией?
NB!
31.08.16
Киевские «европы»: цена полицейской реформы – смерть
NB!
31.08.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 31 августа
NB!
31.08.16
90% московских учеников никогда не были на Красной площади: ВИДЕО
NB!
31.08.16
Азъ Буки Веди — Глаголъ Добро Есть: памятники книгам
NB!
31.08.16
The Times: Западная дипломатия беспомощна против России
NB!
31.08.16
Суд против доски Маннергейму продолжится, даже если власти ее снимут
NB!
31.08.16
Ставка на рейтинги: как Москва готовилась к 1 сентября
NB!
31.08.16
В Бразилии завершена процедура импичмента
NB!
31.08.16
Альтернатива для Германии: «Меркель — диктатор»
NB!
31.08.16
Посол США в Молдавии «заговорил словами Сталина»
NB!
31.08.16
Президент Молдавии: «Мы этнические румыны, хотя называем себя молдаванами»
NB!
31.08.16
Реальность или нужда: жители Подмосковья распродают дома из-за налогов
NB!
31.08.16
Ничего личного, только бизнес: Украина выдала Молдавии своего гражданина
NB!
31.08.16
Испанское СМИ: «Русский «Сармат» страшнее «Сатаны»
NB!
31.08.16
Радио REGNUM: первый выпуск за 31 августа
NB!
31.08.16
Иран: западные нефтегазовые компании хотят к нам
NB!
31.08.16
«Закон о приоритете выплат зарплат снизил бы напряженность в регионах»
NB!
31.08.16
Варшава не пускает беженцев из Чечни: Там нет войны!
NB!
31.08.16
«И не друг, и не враг, а — так»: случай в горах вызвал резонанс в соцсетях
NB!
31.08.16
Бразилия: итоговое голосование по импичменту состоится сегодня