Президентский совет по правам человека в 2016 году одним из приоритетов своей работы определил защиту детей от проникновения криминала в школы. Глава СПЧ Михаил Федотов возмущен поборами, установленными в ряде забайкальских школ так называемым арестантским движением. Данные, собранные правозащитниками, уже переданы ими в Совет безопасности, СПЧ также взаимодействует с Генпрокуратурой и Следственным комитетом, пишет газета «Коммерсант».

По словам главы СПЧ Михаила Федотова, одним из главных вопросов, которым совет займется в этом году, станет действующее в Забайкалье движение «Городское арестантское единство», известное также под аббревиатурой АУЕ (одно из значений — «Арестансткий уклад един»). Это неформальное молодежное движение, исповедующее ценности тюремной субкультуры и, возможно, связанное с осужденными, отбывающими лишение свободы.

По словам господина Федотова, такие объединения в Забайкальском крае уже с 2003 года собирают деньги с жителей, в том числе со школьников. «Нам об этом давно говорили дети, однако непонятно было, как на это реагировать, — пояснил глава СПЧ. — Но когда, по информации УВД края, есть шесть уголовных дел, это уже серьезно».

По данным президентских правозащитников, злоумышленники дифференцируют размер поборов в зависимости от ситуации в семье школьника: он платит 100 рублей в месяц, если у него один родитель, но уже 200 рублей, если семья полная. Если же им известно, что семья не бедствует, то «налог» берется в объеме 250 рублей. Таким образом, по мнению господина Федотова, у криминалитета есть своя «молодежная политика» — дети, которые сталкиваются с хорошо отлаженной организованной криминальной сетью, сами попадают под ее влияние и рискуют со временем сами стать «ворами и убийцами».

По словам секретаря СПЧ Яны Лантратовой, у организаций АУЕ есть свой устав. «Смотрящий» от заключенных ходит по детским учреждениям и убеждает школьников платить: «Укради, убей, но заплати». Для тех, кто платить отказывается, предусмотрено наказание: другие дети их бьют, над ними издеваются и подвергают изоляции — отсаживают за отдельную парту, перестают общаться. Правозащитники из СПЧ зафиксировали как минимум пять детских самоубийств в связи с вымогательством денег.

Хотя СПЧ сосредоточил свои усилия в основном на ситуации в Забайкалье, аналогичные жалобы поступали и в совет, и в Общественную палату РФ. По словам Яны Лантратовой, такие письма приходили из Республики Марий-Эл, Татарстана, Иркутска, Ставропольского края, Ленинградской области, а также из ряда районов Подмосковья и Москвы. Все документы, полученные СПЧ переданы в Следственный комитет. В СКР, по ее словам, очень серьезно отнеслись к этой проблеме: ведомство взяло под особый контроль ситуацию в Чите и надеются довести следствие по шести уже возбужденным уголовным делам. В СПЧ считают, что сложившаяся ситуация представляет собой угрозу национальной безопасности страны. Собранные правозащитниками данные переданы в Совет безопасности РФ, СПЧ также взаимодействуют с прокуратурой, МВД и Минобрнауки РФ.