Есть два отношения государства к семье. Одно, зафиксированное в Конституции РФ — поддержка семьи, материнства и детства. Если она осуществляется, мать (в том числе будущая) может быть спокойна — Россия своих детей не бросает.

«Пообедаю сейчас!», цитата из м/ф «Бармалей», реж. Леонид Амальрик и Владимир Полковников, 1941 г.

Другое, колониальное — предполагает «защиту детей» в отрыве от «защиты семьи». То есть о семьях бедно живущего большинства заботиться не обязательно. Но в них бывают хорошенькие дети, которых надо насобирать и отдать в богатые семьи или распорядиться иначе.

И вот, внесённый в Думу законопроект Добрынина-Тюльпанова уже подводит законодательную базу для организации пунктов для сдачи детей. Объявляется, что можно освободиться от забот о своих детях без ответственности и даже анонимно, без всякого документа о передаче. Для этого нужно просто принести ребёнка (требуются дети до года!) и положить в специальные ящики — «беби-боксы». Денег за это не дают, поэтому предполагается, что класть будут только своих детей и только те, кому сложно или не хочется их содержать. По замыслу сенаторов, такие ящики должны быть в шаговой доступности от жилья граждан, то есть ближе, чем продуктовые магазины, аптеки, больницы, школы и — внимание! — родильные дома.

Все прочие детали законопроект оставляет на усмотрение Правительства, но одно (очевидно, главное для авторов законопроекта) оговаривается специально: забирать детей через такие ящики должно быть позволено заниматься не только государству, но и НКО!

В результате не только с родителей снимается предусмотренная Конституцией обязанность воспитывать детей. Но и государство может снять с себя ответственность за помощь семьям, как бы говоря им: «Вам тяжело? — отнесите в ящик!». При этом в пояснительной записке это объявляется не нарушением принципа семейного воспитания, а… одним из механизмов его реализации! Имеется в виду, что ребёнка отдадут в другую, «правильную» семью, которую подберут те самые НКО, и эту семью (а не родную) государство (!) ещё дополнительно щедро профинансирует.

Лоббисты проекта страшно спешат — видать, перспективный это проект: шутка ли — каждый «ящик для детей» стоит около миллиона рублей, да еще если они в шаговой доступности, да еще и реклама… И на все это денег даст государство — иначе зачем закон принимать? Представляете, сколько денег? Аж дух захватывает!

Но будущим получателям этих денег надо соблюсти процедуру — показать, что общество поддерживает их начинания. И вот, они дважды организовывали общественное обсуждение «ящиков для детей»… И оба раза потерпели полное фиаско! Но это их не остановило…

6 июля в Совете Федерации круглый стол по «беби-боксам» проводил сенатор К. Добрынин. Большинство участников круглого стола высказались резко против «беби-боксов», но к вечеру того же дня на сайте Совета Федерации вышел бодрый ролик с заявлением, что идея одобрена (после жалоб участников круглого стола ролик убрали).

13 августа слушания по этой теме провела в Челябинске Общественная палата РФ. поддержку выступили автор идеи Е. Котова, члены Палаты Ю. Зимова, ведущий заседания А.Свинин. Против проекта выступило в 5 раз больше участников слушаний — представителей общественных организаций, членов Общественных палат регионов, экспертов. То есть лоббистов «ящиков для детей» не не поддержали ни общественники, ни специалисты. По признанию ведущего, 98% участников мероприятия высказались против. Тем не менее, секретарь Общественной палаты РФ А. Бречалов подвёл итог — мы всё равно внесём в Думу законопроект! Возникает впечатление, что А. Бречалов вместо порученной ему законом и обществом функции донесения мнения общественников до власть имущих занимается прямо противоположным — лоббирует отвергнутые общественниками сомнительные инициативы, да еще и пытается создать в обществе неверное представление о мнении экспертов и общественников, участвующих в обсуждении ОПРФ.

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б.Мизулина говорила 12 июля на II Съезде РВС, что законопроект о «беби-боксах» не имеет шансов. Надеюсь, это так. Но поражает бесстыдство, с которым его лоббисты отвергают результаты ими же затеянных обсуждений и лоббируют колониальную семейную политику в России.