Севастополь уникален тем, что морское пассажирское сообщение здесь осуществляется круглый год. Туристов эта особенность радует несказанно — обычный десятиминутный переход на катере от площади Нахимова или Артбухты на Северную сторону превращается в полное впечатлений путешествие. А если по пути попадается военный или просто большой корабль, то и севастопольцы не остаются равнодушными! Но обычный маршрут на Северную сторону страдает одним недостатком — он слишком короток и в этом отношении существенно проигрывает коммерческим экскурсиям. Но дело в том, что это не единственное направление: по будням (4 раза в день) и выходным (2 раза в день) от Графской пристани отходят пассажирские катера на Инкерман. Катер, следуя через несколько промежуточных пунктов, проходит Севастопольскую бухту до самого конца, а это более 10 км и примерно 40 минут в пути. Краткую экскурсию по водному пути составил для гостей города один из местных жителей на своей страничке gostyam.livejournal.com.

Фото - Юрий Лунев, gostyam.livejournal.com

Путешествие стартует с посадки на катер в центре города у Графской пристани. Причалы, которые остаются позади, находятся на мысе Николаевском — западном входном мысе бухты Южной. Своё название мыс получил в честь артиллерийской батареи на 105 орудий, которую взорвали в 1855 году, а уже в 1885-м на её месте устроили Приморский бульвар. Прямо напротив — мыс Павловский. На нём выделяется один из корпусов военно-морского госпиталя, прозванного местными «Адмиральским». Направо от Павловского находятся причалы и цеха Севморзавода.

В эту сторону обычно машут экскурсоводы, рассказывая одну из самых громких баек Севастополя: якобы здесь стоит личная яхта Гитлера «Хела» — он же корабль управления ЧФ РФ «Ангара». На самом деле корабль, построенный в качестве плавбазы подводных лодок, c 1940 по 1945 год был штабным кораблём гросс-адмирала Карла Деница. Говорят, на его борту побывало всё руководство III рейха, включая Геринга, Гиммлера, Бормана и, конечно, фюрера. По другим «сведениям», «Хела» сейчас находится в плавучем доке № 30, который ещё встретится на пути.

Пока катер проходит мимо Южной бухты, можно рассмотреть корабли Черноморского флота, стоящие у военного причала «Минная стенка». Причал назван так из-за старой традиции швартовать здесь миноносцы. Также сюда с рейдов доставлялись моряки, сходившие в увольнение на берег. В советское время рядом располагалась танцплощадка «Минка» — вход был только для моряков!

Корабль под номером 808 — сторожевой корабль «Пытливый», первый в серии проекта 1145М. Его длина 123 метра, в ширина — 14,2 метра, дальность хода — 5000 миль. Экипаж — 197 человек.

За ним с номером 158 стоит большой десантный корабль «Цезарь Куников» длинной 112,5 и шириной 15 метров. Судно может пройти 6100 миль с 500 тоннами грузов и техники и 225 десантниками на борту.

Белоснежный корабль «Енисей» с красными крестами на борту — госпитальное судно. Его длина равна 152,6 метров при ширине 19,4 метра. Этот корабль был построен в Польше, он предназначается для оказания квалифицированной медицинской помощи, а также для отдыха экипажей. Может принять 100 больных и 200 отдыхающих, а как санитарный транспорт — 450 тяжелораненых. В поисково-спасательном варианте несёт вертолёт Ка-27. Команда «Енисея» боролась с малярией в Красном море, оздоравливала детей после чернобыльской аварии и участвовала во многих других гуманитарных миссиях по всему миру на протяжении последних 20 с лишним лет.

Здесь же можно увидеть и бывшие украинские военные корабли — после присоединения Крыма к РФ судна пополнили российский флот. Самые крупные из них — «Гетман Сагайдачный», «Славутич», «Константин Ольшанский», «Донбасс». Далее можно увидеть самый популярный пляж Корабельной стороны в Ушаковой Балке. Здесь же находится одноимённая яхтенная марина. Катер всё больше приближается к противоположному берегу бухты, держа курс к причалу Голландии. И близко подходит к целой группе больших военных кораблей. Самый заметный из них — ракетный крейсер «Москва» под номером 121 — флагман Черноморского флота. Этот грозный «убийца авианосцев» имеет длину 186,5 метров, его обслуживает экипаж из 510 человек.

За «Москвой» стоит большой противолодочный корабль «Керчь», номер 713, немного уступающий флагману размерами — его длина 173,4 метра, экипаж состоит из 380 человек. Далее, с номером 801 — сторожевой корабль «Ладный», его длина — 123 метра. Следом, с номером 156 — БДК «Ямал», за ним — БДК «Саратов» и «Азов».

Следующая остановка — бухта Голландия, знаменитая своими учебными заведениями. В этом районе находится Севастопольский национальный университет ядерной энергетики и промышленности, а также легендарное Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище «Голландия», закрытое в 1991 году.

Отсюда катер круто берёт к противоположному берегу — к причалу Троицкой балки.

С борта можно отыскать взглядом гранитную глыбу, на которой высечены имена героев-разведчиков, в этом месте первыми ступивших на землю оккупированного фашистами Севастополя в ходе освобождения города в 1944 году.

Далее, с левого борта, среди скал и кипарисов, заметен красивый бело-золотой Памятник арсенальцам, погибшим в штольнях Сухарной Балки. Ценой своих жизней в июне 1942 года герои подорвали арсенал, чтобы он не достался фашистам. Под скалами вместе с защитниками полегло более 200 солдат вермахта.

Огромные прямоугольные корпуса плавучих доков №№ 30, 80 и 88 с первого взгляда особо ничем не примечательны, но это пока не заглянешь сбоку внутрь, где находятся большие военные корабли и гражданские суда. Где-то внутри этих цехов в настоящее время, может быть, и находится упоминавшаяся выше «яхта Гитлера» «Хела»…

До следующей остановки у причала ГРЭС катер проходит мимо пристаней с кораблями вспомогательного флота, грузовыми судами, парусными и обычными яхтами. На южном склоне бухты своим суровым видом приковывает взгляд Севастопольская ТЭЦ 1936 года постройки.

До причала Малого Инкермана путь проходит в узкой части бухты, декорации вокруг приобретают утилитарный портовый оттенок, берега всё плотнее заполняют склады и цеха, над ними возвышаются краны.

Севастопольская бухта фактически закончилась за Нефтяной гаванью, с насыпными молами, где любят сидеть чайки. Дальше катер идёт по искусственному каналу, прорытому по дну реки Чёрной. Путешествие завершается, последняя пристань Инкерман находится в ковше реки. Напоследок можно насладиться редким видом пещерного мужского Свято-Климентовского монастыря и крепости Каламита, чьи башни живописно нависают над церквями.

Уже на берегу ощутимо чувствуется, как кружится голова от впечатлений, а в фотоаппарате за эти 40 минут на 200 снимков стало больше…