В Уфе на  территории сквера 50 лет Победы, расположенного на месте исторического Новоивановского кладбища, с братской могилы неизвестными демонтирован и унесен православный крест. Как сообщили ИА REGNUM обнаружившие пропажу креста уфимцы, в могиле перезахоронены останки, найденные на территории сквера  осенью 2011 года при строительстве дайвинг-центра.

При рытье котлована и теплотрассы строители находили десятки останков и фрагменты надгробий, в том числе единственный  могильный памятник с указанием имени — юной уфимки  Ниночки Вахрушиной. По свидетельствам старожилов, строительство дайвинг-центра Башкирского государственного аграрного университета (БГАУ)  проходило по сектору детских захоронений. 3 ноября 2011 года 4 больших ящика, наполненных останками, были опущены в братскую могилу рядом с фундаментом Скорбященской церкви, разрушенной в 30-е годы прошлого века. 

Перезахоронение шло по православному обычаю, в этот же день над братской могилой была отслужена панихида и установлен памятный крест. В 2012 году были найдены новые останки, они также были захоронены у братской могилы. На фундаменте на  месте разрушенной кладбищенской церкви началось возведение мемориальной Скорбященской часовни, и братская могила оказалась скрытой за строительным забором от взглядов посетителей сквера .

«В мае 2015 года строительный забор был убран, и через несколько дней  после этого крест пропал, — рассказали неравнодушные уфимцы. – По рассказам сторожа, это произошло в рабочее время, в первой половине дня. Сторож сказал, что крест унесли неустановленные лица». Взволнованные общественники выдвинули версию, что крест демонтирован по указанию «жилищников». «Над останками  православных уфимцев, среди которых были и дети, надругались дважды – в 2011 году при строительстве дайвинг-центра и теперь, в мае 2015 года!», — считают возмущенные горожане. – Интересно, что бы сказали те, кто давал указание убрать крест, если бы надгробные памятники исчезли с могил их родственников?»

Представители Уфимской епархии призывают не делать поспешных выводов, но подтверждают факт внезапности исчезновения креста с братской могилы. «Никто о предстоящем  демонтаже креста нас не предупреждал, кто и с какой целью это сделал, до сих пор не известно, — пояснил руководитель прихода при Скорбященской часовне священник Евгений Коробков. – Координаты прихода найти нетрудно, и остается сожалеть, что принявшие решение о демонтаже креста не посчитали нужным учесть мнение и чувства верующих».

Общественники  намерены прояснить ситуацию. «Кроме этого, пора установить сегодняшнее нахождение памятника Ниночке Вахрушевой, переданного на хранение БГАУ, — добавляют активисты. – Внятного ответа  о  дальнейшей судьбе памятника мы так и не получили».

«Члены Собора русских Башкирии понимают, чем взволнованы верующие, — заявил ИА REGNUM глава исполкома СРБ, депутат Госсобрания Башкирии Виктор Пчелинцев. – Будем надеяться, что мы имеем дело с досадным недоразумением, которое вскоре разрешится,  однако, если понадобится, этот вопрос будет рассмотрен».