Свободный порт Владивосток даёт региону фору

Власти Приморья всерьёз включились в борьбу регионов Дальнего Востока за туристов. Край планирует значительно увеличить турпоток уже в ближайшие годы. Владивосток притянет иностранцев Русским оперным домом, филиалами Эрмитажа и Русского музея, интегрированной развлекательной зоной «Приморье» и владивостокской крепостью. Значительную роль в решении поставленных задач играет закон «О свободном порте Владивостока», после вступления которого в силу для туристов заработает безвизовый режим. В итоге туризм должен стать локомотивом приморской экономики, об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM, рассказал вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев.

Как сообщало ИА REGNUM, Ростуризм поддержал инициативу Приморского края об увеличении сроков безвизового пребывания российско-китайских туристов на территориях обоих государств. После подписания соответствующего соглашения между странами безвизовый режим будет действовать в течение 21 дня. Также предлагается сократить количество человек в туристкой группе с 5 до 3.

Читайте также: Китайским туристам нечего делать в России

— Какая сторона больше выиграет от нововведений?

— Выиграет, конечно, российская сторона. Кроме этой инициативы, иностранцы других государств получат существенные преференции для посещения Владивостока после вступления в силу закона «О свободном порте Владивостока». Сейчас идёт широкое общественное обсуждение этого законопроекта.

— Что именно привлечет туристов во Владивосток?

— В первую очередь они смогут легко к нам приехать. Одной из наших инициатив, которая учтена в нынешней редакции законопроекта «О свободном порте Владивостока», стало увеличение срока безвизового нахождения иностранцев на территории свободного порта до 7 суток. Эта норма будет применяться как к самому морскому порту, так и к аэропорту Кневичи. Также мы просим разрешить безвизовый въезд через автомобильные пункты пропуска Краскино, Полтавка и Пограничный. Помимо этого, до настоящего времени, когда во Владивосток заходят круизные лайнеры, иностранцы не имеют права проживать и останавливаться в гостиницах города. То есть они сошли с судна, погуляли и на ночь обязаны вернуться на лайнер. Мы просим дать возможность иностранцам свободно жить в течение семи суток в городе.

Владивосток уже сейчас обладает хорошей туристской инфраструктурой — это и наша архитектура, и Русский оперный дом, по которому уже принято решение, что он станет филиалом Мариинского театра. Те же китайцы, например, ездят за этим в Санкт-Петербург, а теперь мы им создаем очаги культурной столицы здесь, в Приморье. Уже принято решение об открытии филиалов Эрмитажа и Русского музея во Владивостоке. Мы не снимаем вопрос о том, что владивостокская крепость станет качественным центральным турпродуктом. Плюс к этому Владивостоком не ограничиваются все прелести туристического Приморья.

Мы впервые стали рассматривать туризм как важную составляющую экономики региона. Все принимаемые налоговые льготы для потенциальных инвесторов, упрощённые таможенные режимы это, безусловно, хорошо. Но, общаясь с иностранцами, я отмечаю, что во главу угла они ставят комфортность приезда сюда, нахождения здесь и выезда с территории. Поэтому соглашение между Россией и Китаем и закон о «Свободном порте Владивостока» решат эту проблему. Туризм должен стать экономическим локомотивом региона. Мы должны привлекать больше туристов в Приморье. А для них важным фактором является процедура приезда — чем проще будет всё организовано, тем больше иностранцев к нам поедут.

Туристская сфера является очень мультипликативной — на один рубль, привлечённый в сферу, в смежные отрасли в совокупности поступает от 8 до 10 рублей. Мы к концу 2015 года планируем увеличить до 8,7% долю туристской отрасли в ВРП, сейчас — 5,7%.

Уже после того, как сформируются новые турпотоки в Приморье из других стран, нам необходимо предоставить туристам качественный продукт. В этом вопросе основными показателями являются среднее время пребывания туристов на территории и количество повторных посещений. В настоящее время туристы находятся у нас в среднем 2,7 дня.

— В случае с китайцами их необходимо занять на 21 день, с остальными иностранцами — на 7. Что туристы будут у нас делать?

— Увеличить качество турпродукта одномоментно невозможно. Сейчас мы концертируем развитие туристкой сферы сразу по нескольким направлениям. Во-первых, способствуем формированию инфраструктуры, во-вторых, повышаем качество турпродукта и, в-третьих, улучшаем нормативно-правовое поле, регулирующее туристскую деятельность. На туристической конференции PITE, которая состоится во Владивостоке в мае, мы планируем обсудить развитие владивостокской крепости как якорной точки притяжения туристов: что для этого нужно сделать власти, бизнесу, обществу. Широкое обсуждение получит и проект интегрированной развлекательной игорной зоны в Приморье, концепция развития территории опережающего развития остров Русский, где прописана туристско-рекреационная направленность. Все эти точки очень хорошо переплетаются в транспортном потоке. По интегрированной развлекательной зоне сейчас к завершению подходит первый этап строительства. Летом планируется открытие первого казино и гостиничного комплекса. Туроператоры и бизнес-сообщество будут вовлечены в работу по созданию сопутствующей инфраструктуры. Мировая практика показала, что только 40% дохода дают услуги казино, всё остальное — это сопутствующие услуги.

Есть туристы, которым неинтересны все вышеперечисленные моменты. Мы можем предложить им качественный экотуризм. В настоящее время с региональным авиаперевозчиком обсуждается вопрос оказания услуг по чартерным авиарейсам внутри края. Помимо этого, туристские продукты должны и могут предоставлять районы края. Мы разработали пять кластеров. Например, спортивным кластером станет Арсеньев со своей горнолыжной базой, или национально-культурный парк «Изумрудная долина» в Уссурийском районе.

Есть еще фактор сезонности, и от него надо постепенно избавляться — лето в Приморье, как отмечают туристы, длится не более двух месяцев в году. В это время у нас пик турпотока, мы сталкиваемся с дефицитом мест в гостиницах. В идеале турпоток должен быть загружен весь год, чтобы туристы открыли для себя в Приморье не только море, но и архитектуру, культурные заведения, игорную зону, экологический и другие виды туризма.

— Туристский имидж, как известно, зарабатывается очень долго. Упрощение процедур въезда — это, безусловно, хорошо, но не кинутся иностранцы сразу в регион. Какая тенденция по турпотоку сложилась за последние годы?

— Начиная с 2012 года, после саммита АТЭС, наблюдается рост внутреннего и въездного туризма. Сейчас, конечно, к нам больше едут китайцы из-за резкого падения цены, но тенденция увеличения турпотока начала складываться с 2012 года. Так, по итогам 2013 года внутренний туризм увеличился на 17%, въездной — на 9,7%, выездной вырос на 9,14%. Рост идёт и по итогам 2014 года. Регионы Дальнего Востока в настоящее время борются между собой за туристов, все думают о привлечении платежеспособного туриста к себе. Законопроект «О свободном порте» дает нам фору перед другими регионами страны.

— Много говорили о бренде Приморского края. Появился ли у Приморья бренд?

— Бренд — это очень сложная конструкция. В настоящее время ещё не сформировался бренд Приморского края. У туристов Приморье связанно с морем, с летом, но это сезонные вещи, а нам необходимо круглогодичное привлечение иностранцев. Бренд для Приморья невозможно придумать, он должен соотноситься со всеми показателями туристкой инфраструктуры. Мы попытались сделать архитектуру бренда, и у нас появилась туристическая концепция «Открой Приморский край», которая сейчас активно используется и внедряется. У экологического туризма свой бренд — леопарды и тигры, для игорной зоны мы обсуждаем сейчас концепцию популяризации, для острова Русский — это, конечно, море и ДВФУ.

— Также широко обсуждалась идея создания рыбного рынка во Владивостоке. Появится ли у нас такая точка притяжения туристов?

— Рыбный рынок — это одно из конкурентных преимуществ Приморского края. Он также был бы интересен и на Камчатке, и на Сахалине. Мы решили идти иным путем — не локальным, а более широким. Турист должен приехать легко, найти себя здесь в разных сферах, и он должен с чем-то уехать от нас. В законопроекте «О свободном порте Владивостока» мы предложили сформировать здесь режим «дьюти-фри», чтобы турист мог здесь для себя приобрести широкий перечень товаров без пошлины. Будем стараться отстаивать эту норму на федеральных согласительных комиссиях.

— Готов ли Приморский край и его жители к увеличению потока туристов?

— К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что у нас мало высококвалифицированных кадров для туристской сферы. Но, я думаю, будет спрос — появятся и предложения. Активно в эту работу должны включиться наши вузы. Например, компания «Мелко» сейчас предъявляет высокие требования при подборе персонала в гостиницу и казино: это знание специфики мировой турсферы и языковая подготовка. Сфера эта очень перспективная, и необходимо начать готовить высококвалифицированный персонал. Также мы понимаем еще одну проблему — туристу должно быть комфортно на территории. Где-то табличек на иностранном языке не хватает, указателей. Сейчас мы прорабатываем с департаментом туризма установку в аэропорту справочного туристского киоска, где иностранцы смогут получить туристские карты города и края, информацию о туроператорах, готовых принять туристов.