Верховный суд Мордовии признал законным запрет ношения религиозной атрибутики в школе
Мордовия, 27 октября, 2014, 19:58 — ИА Регнум. Верховный суд Мордовии признал законным пункт постановления правительства республики, связанный с ношением головных уборов и религиозной атрибутики в школе. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Духовного управления мусульман России, с иском о признании незаконным пункта, касающегося запрета ношения головных платков — хиджабов, обратились в Верховный суд родители школьниц.
Родители школьниц, в свою очередь, не согласны с решением суда и намерены отстаивать права своих детей, обжаловав данное решение в Верховном суде РФ.
Как сообщает Islamnews.ru со ссылкой на Муфтия Мордовии Фагима Шафиева, мусульмане республики планируют в дальнейшем отстаивать свои позиции. «Мусульмане России никогда не были экстремистами или радикалами, поэтому наша задача сегодня пройти все инстанции, аргументированно разъяснить свою позицию. Для нас важно осознавать то, что мы, мусульмане РФ и республики Мордовия, должны отстаивать свои позиции, и любое принятое в дальнейшем постановление, которое будет касаться жизнедеятельности мусульман, должно приниматься с учетом наших особенностей и традиций», — подчеркнул муфтий.
По словам Шафиева, в суд обратились около семи семей, они «мотивируют свою позицию тем, что постановление о запрете хиджаба в школе ущемляет свободное вероисповедование религии».
Как ранее сообщало ИА REGNUM, в начале октября в Мордовии проходила прокурорская проверка, связанная с инцидентом в средней школе Белозерья, где девочка на перемене проглотила булавку, которой закрепляют хиджаб. По словам старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Валентины Смирновой, в ходе проверки намечено дать оценку действий родителей девочки, а также педагогов школы. Также она отметила, что правовая оценка постановлению правительства Мордовии, которое запрещает не только религиозную атрибутику, но и глубокое декольте, пирсинг и мини-юбки, уже давалась, и документ был признан соответствующим федеральному законодательству.
Стоит отметить, что в селе Белозерье ученицы национальной школы не хотят снимать хиджабы, ссылаясь на нормы ислама. В селе около трех тысяч жителей и девять мечетей. В магазинах не продают алкоголь, а женщины ходят в мусульманских одеждах. По словам родителей, ходить в школу с непокрытыми головами отказываются сами девочки.
В начале сентября текущего года представители татарской общественности Республики Мордовия официально обратились к учителям, школьникам и их родителям. По мнению авторов обращения, пункт постановления правительства РМ, который запрещает ношение головных уборов и религиозной атрибутики, фактически лишает юных мусульманок возможности получить образование. В тексте обращения также говорится, что ношение головного убора мусульманками обязательное условие при выходе из дома и «не является демонстрацией религиозной исключительности».
Документ подписали глава Духовного управления мусульман Мордовии Ильдус-хазрат Исхаков, глава регионального ДУМ Муфтий Зяки-хазрат Айзатуллин, Председатель ассоциации халяль-производителей республики Талип Абубекиров, председатель Общества татарской культуры Мордовии Марат Салимов, а также глава ММРО «Союз мусульманок Мордовии» Адикаева Харшидя и член совета Всемирного форума татарской молодёжи Эмиль Элмурзин.
Ранее Муфтий Мордовии Фагим Шафиев обратился к и.о. прокурора республики Александру Максимову с просьбой дать правовую оценку постановлению республиканского правительства о введении школьной формы. По словам муфтия, ношение хиджаба является обязанностью мусульманки, поэтому запрет на платки в школах является дискриминацией.
В тоже время, председатель Духовного управления мусульман Мордовии Илдуз-хазрат Исхаков в связи с принятым постановлением заявил, что правительство Мордовии нарушило конституционные права школьниц на свободу вероисповедания при разработке документа, утверждающего школьную форму и требования к ней. Его заявление поддержал и ряд исламских активистов республики и призвали высказывать недовольство уполномоченному по правам ребенка в Мордовии или уполномоченному по правам человека в РФ. Родители мордовских школьниц обращались с коллективными письмами к вышеперечисленным лицам, а также к президенту РФ.
Еще до наступления 1 сентября родителей и школьниц предупредили, чтобы они не появлялись в образовательных учреждениях с платками на голове. По словам родителей школьниц, девочки возвращаются с занятий расстроенными, доведенными до слез давлением учителей и директоров школ. У многих детей возникает боязнь ходить в школу.
«Стало известно, что Управление образования Департамента по социальной политике Администрации Саранска просит ежедневно докладывать куратору школы об учащихся, пришедших на занятия в хиджабе», — сообщали в пресс-службе Духовного управления мусульман. С подобной проблемой столкнулись студентки и абитуриентки вузов Мордовии. Так в МГУ имени Огарева девушек не пускают на занятия в платках, ссылаясь на приказ ректора от 18.08.2014 г. «Также стали известны случаи отказа в приеме в другой ВУЗ девушек по причине ношения ими платка».
Однако в регионе существует прямо противоположная точка зрения на вопрос ношения мусульманских платков школьницами. Так совет старейшин региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» поддержал введение светской школьной формы. По мнению членов совета, единые стандарты школьной одежды призваны сгладить социальные, национальные и религиозные отличия в светской общеобразовательной школе: «Только официально и даже директивно установленная единая школьная форма будет в значительной мере способствовать единству и равноправию детей».
Кроме того, старейшины утверждают, что «женский головной убор — хиджаб, вокруг которого сегодня немало разговоров и споров, изначально не характерен для российских татарок. Здесь, скорее, сказывается современное влияние арабского Востока. Потому укреплять нашу традиционную национальную культуру важно еще и для того, чтобы не подвергаться чужому и чуждому влиянию».