Вступивший в силу с 1 ноября федеральный закон № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который на бытовом уровне сразу же окрестили "законом о черных списках сайтов", вызывает у нашей экспертной группы двоякое чувство. С одной стороны, этот уже 3 дня находящийся в действии очередной шедевр российского законотворчества греет наше экспертное тщеславие, так как полностью оправдал наши прогнозы. Как и ожидалось, при разрешении вечного русского вопроса "кто виноват?" в недопустимом разгуле свободомыслия и вседозволенности на просторах интернета, крайними оказались провайдеры. Это теперь во всех подробностях разжевано информацией, которую Роскомнадзор разместил на запущенном специально для этого сайте. А с другой стороны это как раз тот случай, когда хотелось бы ошибиться в прогнозах, и ради этого мы были бы даже согласны признать себя гадающими на кофейной гуще дилетантами.

Среди большого количества информации, посвященной обсуждению закона "о черных списках", встречается много материалов о том, что причиной, инициировавшей его возникновение, является мировой скандал вокруг фильма "Невинность мусульман". По нашему же мнению, данное событие послужило лишь поводом для российской власти к практическому осуществлению своего давнего намерения надеть наконец намордник на интернет. В этом нас убеждает сам текст закона, который определяет законодательные причины попадания тех или иных ресурсов в Единый реестр запрещенных доменных имен (тот самый "черный список"). Для того чтобы там оказаться, главным основанием является несоответствие ресурса конкретному определению, и не решением суда, а "уполномоченных правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти". И уже только потом добавляется, что под действие закона автоматически попадает порнография с несовершеннолетними, пропаганда и распространение наркотиков и призывы к суициду.

Весьма характерным кажется то, что на последнем месте в этом списке оснований для занесения в реестр находится решение суда. Суд у нас как уж водится, оказался вовсе не главным мерилом того, что законно, а что нет, хотя именно от представителей власти чаще всего и слышишь, что он вроде бы для этого и существует. На самом деле, ему как всегда отводится роль второстепенного инструмента по дополнительному запрещению всего того, что не запретили "уполномоченные федеральные органы".

Сам же закон, как и положено большому линкору выходит на боевое дежурство в сопровождении кораблей поддержки в виде постановления правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 и "Временного порядка", утвержденного руководством Роскомнадзора. Первый называет поименно те самые "уполномоченные федеральные органы", а второй как раз и регламентирует то, что в самом тексте названо "взаимодействием оператора реестра с провайдером хостинга".

Вкратце это самое "взаимодействие" сводится к тому, что провайдер не только несет ответственность за размещенные на его хостинге материалы, но еще и обязан сам определять - какие из них являются запрещенными, составлять их список и предоставлять их службе Единого реестра. Кстати, хочется отдать должное чувству юмора, которым несомненно обладает начальство Роскомнадзора - эту обязанность провайдера стучать на самого себя они называют его "правом", и тут же настоятельно рекомендуют этим правом поскорее воспользоваться. Потому что иначе провайдер сам становится нарушителем закона.

Однако, даже если провайдер взял под козырек, принялся лихорадочно составлять списки нарушителей, и регулярно отсылать их службе Реестра, это все равно ничего ему не гарантирует. Бдительные федеральные органы могут в любой момент его проверить и поймать на том, что он не обо всем настучал - ведь, что запрещено, а что нет провайдер заранее не знает, потому что определяет это сам Роскомнадзор вместе с другими "уполномоченными", которым новый закон позволяет это делать по собственному усмотрению в досудебном порядке, да еще и на праве приоритета.

Возникает до боли знакомая картина, при которой с одной стороны - властные структуры, ничего фактически не делая, получают право надзора с неограниченными рычагами воздействия. А с другой - те, за кем они надзирают, просто не в состоянии избежать нарушения закона, так как они заранее не в курсе того, в чем именно будет состоять это нарушение. Всех российских провайдеров, владельцев сайтов и просто пользователей можно "поздравить" со вступлением в новую эпоху - российская коррупция осуществила широкомасштабное вторжение в Интернет.

А во что это выльется? Положим, мы имеем некую ситуацию. Провайдер оказывается, на первый взгляд, в совершенно безвыходной ситуации - он должен постоянно регулярно пополнять список ресурсов-нарушителей со своего хостинга, чтобы не вызывать раздражение соответствующих "уполномоченных органов". И в то же время следить за тем, чтобы общее количество его клиентов хотя бы не уменьшалось, поскольку они и являются единственным источником его собственного существования. Задача совершенно невыполнимая, так как пользователи неминуемо начнут разбегаться, когда обнаружат, что ничего кроме погоды, курса валют и официальных пресс-релизов провайдер им не предоставляет. При этом "органы" все равно будут провайдера проверять и гнобить, ведь им тоже необходимо самостоятельно выявлять запрещенные материалы как предписывает закон, а значит это станет пунктом в их отчетности перед правительством.

Такая ситуация наверное привела бы к постепенному исчезновению интернета по причине невозможности существования провайдеров в любой другой стране, но только не в России. Ведь в таком же положении тут находится практически все сферы - от строительной индустрии до системы дошкольного образования, и при этом продолжают как-то существовать. Происходит это в силу действия общего вектора, которым определяется российское законодательство, изначально призванное не к тому, чтобы его можно было соблюдать, а к тому, чтобы всегда и в любой ситуации можно было найти крайнего и виноватого. Такая ситуация вряд ли приближает Россию к тому, что принято называть "правовым государством", зато она идеальна для расправы с неугодными, и наоборот для полного законодательного попустительства тех, кто считается "своим". Кстати, при полном внешнем присутствии всех правовых институтов.

Так что никакого исчезновения интернета мы не прогнозируем, как и не считаем, что могут оказаться закрыты для доступа крупные хостинги типа YouTube, поскольку произойдет исчезновение не всех провайдеров, а только тех, кто не аффелирован к определенным властным структурам. Им ничего другого не останется, как пасть и разориться, или перейти под контроль других поставщиков услуг, которые будут признаны "правильными" и "достойными". Ведь, чтобы оказаться в их числе по закону достаточно просто не размещать детскую порнографию, распространять наркотики и призывать к суициду. Если на все остальное "уполномоченные" будут смотреть сквозь пальцы, то осуществлять провайдерскую деятельность можно без особых хлопот.

Андрей Седов