Разлив мазута в Онежской губе (Архангельская область) породил не только экологические проблемы
Архангельская область, 18 сентября, 2003, 17:23 — ИА Регнум. В газете "Независимое обозрение - Архангельск" была опубликована статья под названием "Онежский Уотергейт". Приводим ее полностью.
"Вечером 1-го сентября на внешнем рейде порта Онега произошло чрезвычайное происшествие. Во время отшвартовки теплоход "Нефтерудовоз-57", принадлежащий компании "Волготанкер", навалился на танкер "Зоя-1". Теплоход получил трещину в левый борт, через которую в море вылилось будто бы одна тонна мазута. Мазутное пятно на десятки километров растянулось по побережью Онежской губы.
Разлив мазута уже стал если не катастрофой, то нашим локальным Уотергейтом- событием, раскрывающим глаза на страшный мир, в котором мы живем.
Первый неприятный урок случившегося в том, что власти еще раз показали свое отношение к СМИ. Журналисты, рассказавшие правду о скрываемом руководством ОАО "Волготанкер" экологическом преступлении, оказались виновниками "противоречивых сообщений", раздувающими нездоровую шумиху про эту беду. Большое спасибо главе администрации Онежского района Александру Варакину сказавшему, что "противоречивых фактов в СМИ можно было бы избежать, если бы информация была своевременной". Многочисленные совещания, посвященные этому происшествию, начинались с одного неизменного вопроса - кто дал информацию в СМИ?
Но только благодаря широкой огласке факт разлива мазута стал известен первым лицам в области. Информация дошла аж до Москвы. То, что руководство ОАО "Волготанкер" собиралось скрыть подлинные масштабы аварии, мудрые чиновники, занимающиеся охраной природы, в расчет принимать не желают.
Вторым, куда более неприятным моментом произошедшего Уотергейта в Онежской губе, оказалась чрезмерная лояльность наших государственных природоохранных структур к факту происшествия и подозрительно настойчивое стремление занизить его масштабы и последствия. Директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды областной администрации Юрий Семенов на совещании пятого сентября у главы Онежского района говорил: "Волготанкер", единственная компания на моей памяти, в которой генеральный директор приехал по первому сигналу разбираться...". Во как - сначала скрыл факт аварии, а потом даже приехал по первому зову...
Никто не знает сейчас и вряд ли когда узнает точно, сколько мазута оказалось в Онежской губе. Танкер-накопитель "Зоя-1", принадлежащий Латвийскому морскому пароходству и перемещающийся под флагом Кипра, после интенсивной дозагрузки мазутом с места разлива скрылся. Столкнувшийся с "Зоей" нефтерудовоз также поспешно покинул место аварии.
Руководство "Волготанкера" уверяет, что количество пролитого мазута легко посчитать по копиям коносаментов с нефтерудовозов и "Зои". А также обещает в ближайшее время представить результаты подсчетов. Правда, уже просит учитывать и "сухие остатки" в грузе.
По информации руководителя Севморинспекции Виталия Лисковича было собрано 370 тонн воды, загрязненной мазутом. А по данным спасательного катера "Метель", принадлежащего СМП, размеры пятна с мазутными частицами составляют 18 квадратных миль. Так что в воду попала не одна, не две и даже не десять бочек мазута.
Руководство "Волготанкера", укрыв виновников происшествия, освободило чиновников от необходимости ползать в антисанитарных условиях по грязным нефтерудовозам. Наш новаторский метод экологической экспертизы - это высокая отечественная технология в области статистики, работающая при взаимном непротивлении сторон. Уже сейчас какой-то ученый из Петербурга бодро отрапортовал, даже не заезжая в Онегу, что значительного урона природе не нанесено.
Подозрительная лояльность к виновнику аварии природоохранных властных структур может обернуться тем, что общество просто не узнает всей правды о произошедшем, а потом местные жители и поморы будут гадать - куда пропала навага из Онежской губы, почему исчезли тюлени с побережья. Неподалеку от места аварии находятся нерестилища наваги и места случки тюленей.
Бедствие уже раскололо онежан на фракции защитников мазутного проекта и его противников. Противники утверждают, что мазут в море находится в виде частиц, которые постепенно будут спускаться на дно и выбрасываться на берег. Выбросы мертвой наваги, мертвых уток и тюленей - это всерьез и надолго. С другой стороны - "Ну, разве ж это катастрофа - да от браконьеров куда больше гибнет! Ведь на берегу - там только пятна мазутные, да и то не сплошные, так что страшного ничего нет". Так убеждал меня видевший загрязненное побережье Онежской губы один из районных руководителей. То, что он говорил, резко контрастировало со словами председателя колхоза "40 лет Октября" Леонида Кузнецова о загрязнении побережья на протяжении 40 километров.
Представители "Волготанкера" говорили, что жителям поморских селений надо радоваться - появился дармовой мазут, который хочешь - жги, хочешь - используй как удобрение. Устные трактаты "О пользе мазута для флоры и фауны Беломорья" подкрепились пятого сентября на совещании в Онеге призывами к гражданским чувствам архангельских и онежских властей - без перевозок мазута, оказывается, будет закрыт Беломоро-Балтийский канал.
Третье открытие онежского Уотергейта, пожалуй, самое обидное: в поисках инвестиций наше областное руководство жертвует безопасностью граждан. В интервью газете "Онега", в материале, озаглавленном "Ни капли мимо!" начальник сектора агентского обслуживания в порту Онега Санкт-Петербургского отделения ОАО "Волготанкер" Алексей Лизоркин вводил в заблуждение местных жителей, утверждая, что у фирмы "за все годы работы не было ни одного случая разлива нефтепродуктов".
По данным открытой печати нефтерудовозами компании был допущен разлив 45-70 тонн нефтепродуктов недалеко от Санкт-Петербурга. Устранение последствий аварии обошлось компании в 15 миллионов рублей, кроме того, администрация Санкт-Петербурга планировала выдвигать претензии на возмещение ущерба в размере 100 миллионов рублей. В Костромской и Ярославской областях, в разное время предпринимались попытки запретить перевозку нефтепродуктов на старых судах "Волготанкера".
Недостоверными оказались и твердые гарантии компании в том, что мазут не попадет в море. Компания также заявляла, что привезено и развернуто новейшее оборудование для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе система боновых заграждений, на рейде постоянно дежурит специальное судно, оборудованное скимером для сбора нефтепродуктов с поверхности воды, имеющее на борту сорбенты для сбора нефтепродуктов и их нейтрализации.
Но где ж были все эти сорбенты и скимеры во время разлива мазута? Что не получилось у имевших дипломы внештатных сотрудников МЧС работников "Волготанкера"? Почему руководство ОАО "Волготанкер" при таком изобилии сил и средств на совещании пятого сентября предъявляло претензию к областному отделению МЧС, не оказавшему надлежащего технического содействия экипажам танкеров?
Остается лишь надеяться, что происшествие в Онежской губе позволит теоретикам экономического развития региона понять одну очень простую мысль: у Архангельской области есть только два стратегических инвестора - это лес и море, а все остальное - это приправы для областного бюджета".