Вопрос компенсации новым собственникам или арендаторам культурных памятников за содержание культурных ценностей остался нерешенным при обсуждении законопроекта изменений и дополнений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации" на заседании "круглого стола" в Государственной Думе РФ 13 марта. Вел заседание председатель Комитета Государственной думы РФ по культуре Григорий Ивлиев. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в целом проект изменений в закон, предложенный комитетом Госдумы РФ по культуре, нашел одобрение у участников заседания, среди которых региональные законодатели, представители департаментов культуры и руководители музеев. Вместе с тем, как отметили региональные представители, впоследствии необходимо будет вернуться к вопросу о компенсации затрат на ремонт культурных ценностей собственникам, которые выкупят памятники на торгах, после принятия соответствующих изменений в закон.

В частности, было предложено передать вопрос частичной компенсации затрат на содержание памятников под контроль правительства РФ, а средства на эти цели закладывать в бюджет РФ. Однако, по мнению большинства участников заседания "круглого стола" таким образом вопрос компенсации останется нерешенным, поскольку соответствующие статьи не заложены в Бюджетном кодексе страны и других нормативных актах. Как прозвучало на заседании комитета, за границей государство продает собственникам памятники по максимально низкой цене и далее собственник и государство ведут совместно восстановление памятника на условиях частно-государственного партнерства. Участники заседания пришли к мнению, что вопрос поощрения собственников или арендаторов памятников будет оговорен в отдельном законе.

Представитель Государственного института искусствознания, член федерального научно-методического совета по охране памятников Лев Лифшиц отметил, что при обременении собственников памятников необходимо разграничить понятия ремонта или содержания культурных ценностей и реставрации или сохранения. Не решен также вопрос оценки стоимости культурного или исторического памятника. Участники круглого стола не поддержали инициативу об оценке по результатам мнения общественности. Этот вопрос будет решаться экспертами. Директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Юрий Веденин обратил внимание участников заседания на то, что в законопроекте также не проработаны территориальный и земельный аспекты в вопросах обременения собственника памятника и доступа к культурному наследию. Как отмечалось на заседании, объекты необходимо "увязать" с охранными ландшафтами вокруг объектов культурного или исторического наследия, которые также имеют культурную ценность.

Как прозвучало на заседании, по данным министерства культуры РФ, из охраняемых государством 90 тыс. объектов культурного наследия и более 140 тыс. выявленных объектов культурного наследия около половины находятся в плачевном состоянии. У государства нет средств на их реконструкцию и сохранение. Это явилось главным аргументом для снятия моратория на приватизацию памятников. Вместе с тем, существует опасность того, что новые собственники памятников могут "вовлечь объекты культурного наследия в гражданский оборот". Решить эту проблему, по мнению участников "круглого стола" может только создание единой системы правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и нормативных актов области сохранения, содержания и использования памятников.

Мораторий на приватизацию объектов культурного наследия был снят 1 января 2008 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий". В настоящее время в Госдуме идет работа над созданием законодательной базы, которая обеспечивала бы прозрачный механизм приватизации этих объектов, при условии исполнения новыми собственниками или арендаторами памятников обязательств по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации" разграничивает полномочия государства и собственника в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия.

В законопроекте большое внимание уделяется охранным обязательствам собственников и пользователей объектов культурного наследия. Законопроектом предлагается превратить охранное обязательство при приватизации памятника в обязательное условие, не подлежащее обсуждению собственником или арендатором. Охранное обязательство предлагается включить в состав паспорта объекта культурного наследия. В состав охранного обязательства авторами проекта предлагается включить требования по содержанию собственником своего имущества, а также по сохранению и использованию памятника, то есть проведению ремонтно-реставрационных работ. Охранные обязательства предусматриваются при совершении любых сделок в отношении памятника. Если собственник не выполняет требования по сохранению объектов культурной или исторической ценности, они выставляются на торги.

Законопроектом также предлагается внести изменения в КоАП РФ в части усиления наказания за нарушения требований сохранения, использования и охраны памятников.

Обсуждение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации" будет продолжено в комитете Госдумы РФ по культуре 4 апреля.