Односторонний выход России из режима санкций против Абхазии является первым шагом из того пакета мер, который российское руководство подготовило на случай отделения Косово. Об этом 7 марта заявил корреспонденту ИА REGNUM российский политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

"Это, как мне кажется, вполне предсказуемое действие, связанное с тем, что Россия, с одной стороны, не может не реагировать на изменившуюся ситуацию, связанную с провозглашением и частичным признанием независимости Косово. С другой стороны, Москва по политическим и международно-правовым причинам не может признать непризнанные территории, поскольку это приведет к тяжелейшему международному кризису, в результате которого издержки превысят преимущества. Поэтому, как я понимаю, выбран путь формального признания территориальной целостности Грузии: официальная позиция Москвы не меняется, Россия остается участником процесса урегулирования. Но при этом все виды сотрудничества с этими территориями - экономического, гуманитарного и политического, открытие каких-то дополнительных представительств - все это будет активно расширяться, причём, возможно, с некоторым элементом демонстративности", - считает политолог.

"Выглядеть это будет так: мы признаем Абхазию частью Грузии, но на этом наша приверженность международным принципам заканчивается, а дальше мы будем действовать так, как считаем нужным. Это будет похоже на то, как США ведут себя в отношении Тайваня, который официально является для американской дипломатии китайской провинцией, но во всем остальном это абсолютно самостоятельное государство, и отношения с ним строятся как с самостоятельным государством без формального признания. Так что это решение, по всей видимости, - первый шаг из того пакета ассиметричных мер, которые обещал наш МИД в случае отделения Косово. Как сказал Путин, мы не будем обезьянничать. Вот мы и предлагаем свою модель. Думаю, расширение контактов с непризнанными республиками продолжится. Не исключено, что какие-то подобные шаги будут скоро предприняты в отношении Южной Осетии", - полагает эксперт.

Комментируя заявления спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, которая назвала действия России "неприемлемыми и возмутительными" и объявила о том, что Тбилиси обратится за поддержкой к Европе и США, Лукьянов сказал: "У Грузии, как мне кажется, реальных возможностей довольно мало. Да, конечно, она будет жаловаться своим союзникам и поднимать вопрос в ООН, так же, как Россия и Сербия делали это по проблеме провозглашения независимости Косово. В косовском случае никакого эффекта это не имело. Думаю, что и в случае с Грузией реальный результат будет столь же незначителен".

Эксперт считает, что надежды на потепления в отношениях с Тбилиси, которые появились в последние пару недель, на этом опять заглохнут. "Но на самом деле ожидать чего-то в этом плане было странно, потому что любое размораживание после первых реверансов наталкивается на проблему территориальной целостности Грузии, а тут позиции сторон при формальном совпадении полностью противоположны. Я не думаю, что западные страны сейчас будут предпринимать какие-то активные действия против этого движения России. Вот если налаживание контактов России с Абхазией будет, помимо прочего, выражаться в военно-техническом сотрудничестве, то тут возникнет уже совершенно другая ситуация, которая сильно обострит все. Грузия воспримет это как подготовку к окончательному отделению, а ее западные партнеры обвинят Россию в провоцировании военного конфликта. Но, думаю, что этого сразу не случится, потому что Россия будет действовать поэтапно", - подвел итог Федор Лукьянов.