Международный эксперт, доктор Колумбийского университета, президент Международного общества спасения памятников русской архитектуры и ландшафта, консультант Международного Совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (US ICOMOS) и Фонда Павла Хлебникова Аркадий Небольсин пояснил для ИА REGNUM свою позицию по поводу строительства "Охта-центра" в Санкт-Петербурге.

"Я обеспокоен будущим Санкт-Петербурга и считаю, что для того, чтобы решить эту проблему, нужно личное решение самого президента, - заявил он. - Я обращался к нему лично с разными петициями и получил в ответ несколько писем от его советников по культуре, в которых говорится, что эта проблема обсуждается со специалистами высокого уровня. Но дело затягивается, и мне непонятно, кто эти специалисты и почему именно они решают этот вопрос.

За последнее время я несколько раз встречался с главой Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО господином Франческо Бандарином. Он в курсе этой ситуации и тоже обеспокоен. ЮНЕСКО обратилась к российским властям с указанием не производить никакого строительства до тех пор, пока не будет предоставлен полный отчет о проекте и его возможном воздействии на объект Всемирного наследия. Такой отчет должен быть представлен Россией до февраля 2008 года. Но я опасаюсь, что еще до этого срока могут начаться предварительные работы - подготовка территории, закладка фундамента и т.п. Могут начать земляные работы, а потом "спохватятся" и скажут, что уже слишком поздно... Сами по себе такие работы очень дорого стоят, и это может служить аргументом для их продолжения вопреки мнению ЮНЕСКО и общественности.

В связи с этим я вспоминаю историю, которая произошла в Португалии. Там, в городе Кашкайш в 1966 году во время строительства гостиницы Estoril Sol застройщик самовольно прибавил несколько этажей. Когда его уличили в этом, он заявил, что это произошло по ошибке, но переделать здание уже нельзя. Даже диктатор Салазар заявил, что ничего не может с этим поделать. Только недавно удалось добиться того, что здание понизили на несколько этажей. Но самое страшное, к чему привела эта история, - после появления этой гостиницы оказалось легко построить в том же городе еще двадцать небоскребов, которые теперь там просто господствуют и все задавили.

Такая опасность существует и в Санкт-Петербурге, и я надеюсь, что петербургские подвижники - движение "Живой город" - зорко проследят за этим".

"Высотные здания - это всегда большая проблема для исторических городов, - отметил далее Аркадий Небольсин. - Скажем, в Лондоне построены просто ужасные небоскребы, в том числе по проекту того же Нормана Фостера, и глава Совета британских архитекторов уже обращался к общественности, призывая их снести.

В центре старого Парижа торчит только один стеклянный небоскреб - башня "Монпарнас", и даже президент Франции уже говорит о том, что надо снести это здание, которое портит вид города. Комплекс "Ля Дефанс", с моей точки зрения, тоже уродство, но он находится в отдалении от исторического центра. Единственный ущерб, который причинило его появление, это перекрытие знаменитой парижской перспективы, которая начиналась от Лувра, проходила через ряд триумфальных арок и открывала вид на зеленые пространства холмов и небо. Теперь в этой перспективе появились эти уродливые здания, и это уже нельзя исправить.

Между тем, небоскребы отнюдь не являются необходимым атрибутом современного города. Прекрасный пример современного города в богатой и уважаемой стране, которому нисколько не мешают жесткие ограничения на высоту зданий - Вашингтон. Это город, где безусловной высотной доминантой является Капитолий; там только одна гостиница, выделяется своей высотой, но она построена еще в XIX веке. И это в Америке, которая не имеет тысячелетней культуры! А что творится в России? О Москве здесь не упоминаю; об этом сейчас очень много говорят и пишут, и я не хочу, чтобы это повторилось в Санкт-Петербурге.

Что касается Санкт-Петербурга, то меня волнует не только "Охта-центр", но и другие небоскребы, конечно, не такие высокие, но все же и они уродуют город. Это жилые комплексы "Аврора" и "Монблан". С этих башен надо как минимум снять несколько этажей. Я удивляюсь, как могло произойти, что их вообще построили! Их же видно даже от Зимней канавки и из Эрмитажа - прямо из окна кабинета директора Михаила Борисовича Пиотровского".

Возвращаясь к башне, строительство которой планируется в Санкт Петербурге, Аркадий Небольсин отметил: "Петербургские архитекторы обращались в ЮНЕСКО по этому поводу, но город скандально предоставил неверную информацию об этом объекте. В результате действия ЮНЕСКО недостаточно эффективны, хотя ее позиция все-таки достаточно ясна".

"Самое ужасное в башне "Газпрома" - это ее силуэт, - подчеркнул Аркадий Небольсин. - Я не возражаю против того, чтобы она была построена, но это должно быть сделано в другом месте. Достаточно отодвинуть ее на 6-7 км от Невы, и она уже не будет вредить панораме города. Главное - сохранить благородный силуэт Санкт-Петербурга. И если кто-то на него покушается, защитить его - обязанность самого президента страны.

От одного из моих соотечественников, принадлежащего к русской диаспоре за границей, который лично общался с президентом Путиным, я знаю, что президент обдумывает эту ситуацию, и пока не принял решение.

Я считаю, что было очень плохо, когда президент сказал, что вопрос о строительстве башни "Газпрома" не зависит от него, и все решается на уровне города. Если город не может принять решение, которое идет на благо не только Санкт-Петербургу, но и народу России, тогда кто-то другой должен это сделать! Всемирное наследие - это вопрос не уровня города, а уровня государства и всего народа. Это вопрос чести самой России. Я считаю, что Путин принял очень хорошее решение, когда запретил проводить нефтепровод по берегу озера Байкал. Тогда для президента не имело значения, что это происходило на территории Иркутской области, потому что речь тоже шла о Всемирном наследии и духовных основах нашей цивилизации".

Напомним, что впервые о строительстве в Санкт-Петербурге высотного здания для структур ОАО "Газпром" объявили в 2005 году губернатор города Валентина Матвиенко и глава "Газпрома" Алексей Миллер. В декабре 2006 года бюро RMJM London limited, предложившее построить башню высотой почти 400 метров, стало победителем международного конкурса на разработку предпроектных предложений. В марте 2007 года было объявлено о корректировке схемы финансирования проекта, который получил официальное название "Охта-центр": 51% стоимости будет профинансирован компанией "Газпром нефть", 49% - администрацией Санкт-Петербурга. Права собственности будут разделены между соинвесторами соответственно объемам финансирования. Кроме того, по настоянию петербургской администрации были расширены социальные функции проекта. В доработанной концепции офисы "Газпрома" и его дочерних структур займут 16% общей площади района. 35% площадей будут выполнять общественные функции, остальные 49% - бизнес-центры.