Сама по себе идея Центральноазиатского союза (ЦАС) привлекательна потому, что имеет несколько гипотетически позитивных ожиданий и последствий, но попытка объединиться без России - достаточно проблематична. Такое мнение сегодня, 30 октября, рассуждая о перспективах реализации идеи Центральноазиатского союза, корреспонденту ИА REGNUM высказал главный редактор общественно-политического журнала "Правила игры" Андрей Хан.

Рассуждая о привлекательности идеи создания ЦАС, эксперт отметил, что среди очевидных плюсов - создание общего рынка, как минимум, в 50 млн человек. "И если пойти дальше и предположить, что ситуация могла бы развиваться в сторону общего рынка, таможенного союза, чего-то похожего на существующее в Европе, то могло бы получиться довольно симпатично, потому что находили бы решение многие проблемы - трансграничные реки, общий энергетический комплекс, электричество, которое есть в Казахстане и в Киргизии. Эта экономическая ситуация могла бы привести к очень серьезному прорыву и повышению конкурентоспособности стран ЦА", - сказал Андрей Хан.

Вместе с тем, он подчеркнул, что существует одно большое "но", которое касается общих ценностей. "Дело в том, что объединение, подобное ЕС, происходит вокруг некоего набора универсальных ценностей. То есть, где-то схожее представление о мире, о том, как он должен развиваться, о том, что хорошо, а что плохо. В результате Европа объединяется несмотря на те противоречия, которые существуют, происходит более-менее универсализация, принимаются конвенции", - отметил он.

Между тем, по мнению эксперта, страны ЦА не выработали для себя стратегии в этом направлении. "Есть одна большая проблема ценностей, сами страны не выработали для себя стратегии и полного представления - чего же все-таки они хотят, к чему стремятся. Несмотря на то, что все они, в большинстве своем, объявили в начале 90-х о том, что они строят демократические государства, мы сейчас имеем совершенно сложный, непонятный набор политических систем, в которых с демократией не все хорошо", - сказал эксперт.

Касаясь роли России в возможном создании ЦАС, Хан отметил, что сегодня возрожденная Россия представляет собой некий вектор глобализации, который трансформирует в мир свое представление о ценностях, свою модернизированную национальную идею. "И если учесть, что все постсоветское пространство еще находится под воздействием информационного пространства России, империи русского языка, то эти ценности через культурные, пропагандистские продукты транслируются на центральноазиатское пространство. Это один из очень важных инструментов, и благодаря этому происходит некая унификация тех представлений о мире, которые существуют на постсоветском пространстве. В силу этого, у России более предпочтительные возможности стать интегратором, неким стержнем, вокруг которого может что-то объединяться. Поэтому попытки объединения без России достаточно проблематичны, потому как если Россия все-таки выбрасывает в эфир этот хорошо сколоченный идеологический продукт, то в других странах существуют свои особые подходы, свои исторические пути, которые очень редко совпадают", - подчеркнул Андрей Хан.