Первоначальные средства правящей в Грузии партии "Национальное единство", по некоторым сведениям, образовались в результате сборов в среде среднего бизнеса в Тбилиси и Москве в 2001 году. Перед событиями "розовой революции" в сентябре 2003 года касса партии "Национальное единство" состояла из двух частей: средства Фонда "Открытое общество" - $2 млн 100 тысяч; собственные средства партии - $340 тысяч.

На протяжении сентября - декабря 2003 года партийная касса получила в виде наличных средств дополнительно $4 млн 500 тысяч, а в период подготовки перевыборов в парламент в 2004 году - в общей сложности до $4 млн 100 тысяч от "Джоржтаун фондейшн", Фонда правительства Великобритании по поддержке прессы, Фонда Нaумана, Фонда Эберта, "Национального Института Демократии", Фонда Макартуров, Фонда Джексона, которые предоставлялись под видом финансирования неправительственных организаций. Средства, переданные партии Фондом Дж.Сороса в начале 2004 года также составляли значительную сумму. Эти сведения получены от одного из функционеров британской организации "International Alert", переданные ему членом семьи Эдуарда Шеварднадзе. На протяжении истекшего периода, партийная касса партии "Национальное единство" выглядела обычным образом - имелись три официальных счета (счет в долларах в 2005 году был ликвидирован), а также "черная касса". На официальных счетах сумма никогда не превышала 550 тысяч лари. Суммы в "черной кассе" также никогда не превышали $1 млн. По имеющимся сведениям, президент Саакашвили всегда опасался финансовых дел партии и настаивал на том, чтобы суммы не задерживались на счетах в обеих кассах.

Вместе с тем, Саакашвили всегда обладал независимыми денежными средствами в несколько миллионов долларов. Летом 2005 года имел место внутрипартийный скандал, когда специально назначенная комиссия из пяти человек не досчиталась нескольких сот тысяч долларов. Затем, некоторые члены правления партии заявляли, что руководство партии делает нецелевые затраты. Создавалось впечатление, что Саакашвили пытался ограничить реальные возможности тех или иных ведущих функционеров партии и сделать невозможной их "альтернативную" деятельность, в том числе за рубежом. Например, он категорически запретил тратить на представительские цели партийные средства, даже незначительных объемов, без его ведома. С лета 2005 года ответственность за сбор и использование партийных средств президент полностью возложил на лидера партии Гигу Бокерия. Однако это не привело к устранению параллельных источников средств, так как выяснилось, что Гига Бокерия и многие другие ведущие члены партии, в том числе в регионах, обладали своими "черными кассами".

На заседании правления партии в июле 2005 года, Cаакашвили довольно цинично заявил, что партии вообще нет необходимости иметь значительные средства, поскольку имеется возможность широко использовать для партийных нужд государственные средства, в связи с тем, что члены партии являются депутатами парламента, членами правительства и сотрудниками администрации. В течении лета - осени 2006 года стало последовательно выясняться, какие средства находятся под контролем уже экс-министра обороны Ираклия Окруашвили и министра внутренних дел Вано Мерабишвили. Значительными средствами обладала местная партийная организация в Аджарии, а также трое ведущих функционеров партии в Гори. По слухам, Окруашвили обладал $14 млн., контролируя часть доходов в Аджарии. Совместными усилиями Мерабишвили и некоторых из ближайшего окружения Саакашвили, президента Грузии убедили в том, что Окруашвили готовит независимые источники финансирования для привода к власти нового политического руководства, что включало изменение Конституции, жесткое требование к парламенту и президенту. Имеются сведения, что имелся план совершения "мягкого" государственного переворота к Рождеству в декабре 2006 года.

Видимо, в феврале 2007 года Михаил Саакашвили принял решение о создании значительных средств партии, которые будут распределяться по нескольким категориям, в том числе такая таинственная дефиниция как "золото партии". Видимо этот термин используется в шутку, но именно эта часть партийной кассы будет наиболее значительной и практически безотчетной. Речь идет о нескольких десятках миллионов долларов, возможно до сотни миллионов. Гига Бокерия несет личную ответственность за выполнение данной задачи. После рассмотрения различных версий, можно придти к выводу, что эти средства будут направлены на: укрепление власти и успешное проведение выборов всех уровней; подкуп официальных лиц в Германии, США, НАТО; создание группировок нелегального характера в ряде стран для решения специальных задач - подкуп, шантаж, запугивание, пропаганда. Принимая во внимание характер и содержание амбиций Михаила Саакашвили, Вано Мерабишвили и Гиги Бокерия, вполне возможно рассматривать данную инициативу как попытку создания "организации влияния международного значения на длительную перспективу". Следует отметить, что данная инициатива стала известна западным партнерам Грузии и весьма заинтересовала их.

В рамках правящей партии проведена специальная разработка прикрытия данной инициативы на случай, если придется легализовать средства. Считается, что Михаил Саакашвили довольно длительное время раздумывал над данным планом и в настоящее время опасается последствий. Допустимо мнение о том, что Саакашвили и его окружение понимают зыбкое положение правящей партии, во многом убедились в ее временной роли в грузинской политике, не доверяют однопартийцам, и решили создать более надежную организацию. Имеются свидетельства о том, что Саакашвили в последнее время посетовал в отношении правящей партии - "с этими идеалистами кашу не сваришь". Кроме того, якобы президент дал совет своим однопартийцам - "поинтересоваться организацией и опытом партии Дашнакцутюн". Имеется информация о том, что со временем заседания партийных организаций, в том числе и правления партии "Национальное единство", становятся формальными, а подлинные заседания происходят с участием депутатов парламента и работников президентской администрации, состоящих в партии.

Марк Зорян - эксперт аналитического Центра "Кавказ"