Обзор СМИ за 26 января-1 февраля 2007 года.

Военный вестник. Переговорный процесс. Европа и Карабах. Дипломатическая дуэль. Кто будет выпускать "Агдам"? Позиции и мнения. В предвыборном Карабахе тишина и покой.

Военный вестник

Согласно агентству "Тренд", 28 января армянская сторона примерно с 23 часов 30 минут подвергала обстрелу позиции Вооруженных сил (ВС) Азербайджана вблизи села Сеидсулан Тертерского района.

Как сообщает бакинская "525-я газета", ночью 30 января подразделения армянских вооруженных сил около часа подвергали обстрелу позиции азербайджанских вооруженных сил в районе сел Мехтили и Лелетепе Джабраильского района.

По сообщению агентства "Тренд", 31 января в 18:30 армянская сторона с позиций, расположенных в селе Баш Гарвенд Агдамского района, около 40 минут подвергала обстрелу не только находящиеся напротив позиции азербайджанских вооруженных сил, но и мирных жителей села Чыраглы. Согласно азербайджанским СМИ, во всех случаях потерь нет.

ИА "Де-Факто" передает, что жертвы имеются с армянской стороны. По сообщению Минобороны Армении, армянский военнослужащий погиб в результате выстрела азербайджанского снайпера. 26 января в районе 18.00 часов на боевых позициях Иджеванской воинской части в результате выстрела азербайджанского снайпера контрактный военнослужащий, младший сержант Рубен Тамразян получил ранение в области сердца и скончался на месте. По факту происшедшего ведется следствие.

Согласно агентству АПА, за истекший месяц армяне 16 раз подвергали обстрелу позиции азербайджанской армии и населенные пункты на линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон. Как сообщает агентство, за первый месяц 2007 года больше всего фактов нарушения режима прекращения огня было зафиксировано в Агдамском районе. По данным АПА, в течение месяца здесь армяне нарушали режим 7 раз, в Физулинском районе - 4 раза. Другими территориями, подвергшимися обстрелу, были Тертерский, Газахский, Геранбойский и Джабраильский районы. В результате нарушения режима прекращения огня армянскими вооруженными силами за отчетный период погиб один военнослужащий азербайджанских вооруженных сил, прапорщик Шаин Алиев (в Физулинском районе), сообщает агентство. Раненых за истекший период не было.

1 февраля министр обороны Азербайджана Сафар Абиев встретился с заместителем командующего военными академиями Турции Селахаттином Угурлу. Как сообщает агентство "Новости-Азербайджан", министр сообщил, что, несмотря на то, что режим прекращения огня действует с 1994 года, Армения продолжает демонстрировать деструктивную позицию в этом вопросе, в связи с чем карабахская проблема остается нерешенной и по сей день. Абиев заявил, что в планы Армении входит присоединение к своей территории "оккупированных" территорий Нагорного Карабаха и прилегающих к нему 7 азербайджанских районов. "Однако Ереван никогда не добьется этого", - подчеркнул министр, отметив, что в результате "оккупационного" внешнеполитического курса армянских властей эта страна остается в стороне от региональных проектов, что наносит Армении тяжелый удар.

Первый замминистра обороны Армении, начальник Главного штаба ВС республики генерал-полковник Микаэл Арутюнян считает, что ситуация на линии соприкосновения ВС Армении, Нагорного Карабаха (НК) и Азербайджана не слишком напряженная. "Сказать, что на линии соприкосновения слишком напряженная обстановка, было бы неправильно. Но определенное напряжение есть", - признал генерал в беседе с "АрмИнфо". По его словам, особенно это заметно на линии соприкосновения Армии обороны НК и ВС Азербайджана и линии соприкосновения ВС Армении и ВС Азербайджана на тавушском направлении. Но в целом, считает генерал, ситуация почти такая же, как обычно. Агентство напоминает, что несколько дней назад от пули азербайджанских снайперов погибли солдат ВС Армении и солдат ВС НК. Говоря о причинах некоторой напряженности, Арутюнян не исключил "каких-то недоразумений". Кроме того, считает он, несколько перебежчиков с азербайджанской стороны, вероятно, также могли повлиять на настроение командного состава, повысив его нервозность. "Но это вовсе не означает, что обстановка неконтролируемая. Обстановка полностью находится под контролем", - подчеркнул Арутюнян.

"Сегодня мы с гордостью можем сказать, что в деле армейского строительства мы немного опередили Азербайджан и это "немного" изменило ход войны и предопределило нашу победу". Об этом, сообщает агентство "Новости-Армения", заявил министр обороны Армении Серж Саркисян в ходе торжественного мероприятия, посвященного 15-летию создания армянской армии. "Карабахскую войну породили не мы. Ее нам преподнесли наши соседи, на советском подносе, и мы в очередной раз убедились в том, что плачем и воплями вымолить справедливость, мягко говоря, бесполезное занятие", - сказал Саркисян.

Сейчас трудно сказать, начнет ли Баку в 2007 году активные боевые действия против Армении по освобождению удерживаемых ею спорных территорий, но рост военных расходов Азербайджана косвенно свидетельствует, что это вполне может произойти, пишет российский журнал "Военно-промышленный курьер". Издание отмечает: "Стоит обратить внимание на тот факт, что в 2007 году все Закавказские страны СНГ в абсолютном и относительном выражении - лидеры по запланированным расходам на военные нужды. Абсолютное первенство здесь удерживает Азербайджан, почти удвоивший военный бюджет. Почти на 87% увеличился военный бюджет Армении. При этом не учитывались расходы на военные нужды Нагорного Карабаха, который в условиях вооруженного противостояния с Азербайджаном тратит на военные расходы значительную часть своего бюджета". "В 2006 году государства Содружества истратили на оборонные нужды на 21% больше, чем в 2005-м. Абсолютным лидером здесь стала Грузия, военные расходы которой возросли в пять раз. Они увеличились с 77 млн. долларов до 341 млн. При этом военная доля в ВВП страны составила 4,9%. После Узбекистана (5,2% от ВВП) это самый большой показатель расходов на военные нужды в СНГ", - пишет "Военно-промышленный курьер". (PanARMENIAN.Net).

Армия в состоянии выполнить все поставленные перед ней задачи, поскольку обладает профессиональным офицерским составом и современной техникой. Об этом, передает ИА REGNUM, заявил глава Генштаба ВС Армении, первый заместитель министра обороны генерал-полковник Микаэл Арутюнян, принимавший участие в работе форума, посвященного 15-летию формирования ВС республики. По словам замминистра, ВС Армении имеют высокую степень подготовки и сегодня особое внимание уделяется подготовке личного состава. "И если, не дай бог, начнутся боевые действия, ВС сумеют защитить свою родину", - отметил Арутюнян. Вместе с тем он отметил, что армия - не застывший организм и способна развиваться. "Естественно, что за 15 лет становления армии не все проблемы удалось решить, есть мировые стандарты, на которые мы должны ориентироваться. Мы должны их применить и с учетом национальных особенностей внедрить в нашу систему", - заметил замминистра. В связи с этим он сказал, что необходимо разработать военную доктрину, которая также будет включать в себя опыт развитых государств. "Я убежден, что это нам удастся. Однако мы не хотим, что бы все реформы в армии осуществлялись за счет народа, поэтому должны сделать все, чтобы суметь эффективно использовать те средства, которые предоставляются армии", - заявил Арутюнян. По оценкам Арутюняна, на сегодняшний день доверие народа к армии возросло до 80%. Он подчеркнул, что армянская армия состоялась и современно укомплектована. "Пусть никто не думает, что может осуществить в отношении Армении агрессивные действия, поскольку армия в состоянии защитить свою Родину", - заключил замминистра.

Как сообщает информационный портал МИД НК, 31 января согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана восточнее населенного пункта Талыш Мартакертского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Гюнтер Фольк (Германия) и Мирослав Выметал (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Однако, по данным МИД Нагорного Карабаха, азербайджанская сторона в очередной раз не вывела наблюдателей ОБСЕ на свои передовые рубежи. В ходе мониторинга нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерств иностранных дел и обороны НК.

Переговорный процесс

По итогам длившихся 4 дня встреч сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ посол Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция) и Мэтью Брайза (США) выразили удовлетворение конструктивным подходом президентов Армении и Азербайджана к обсуждению ряда основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом, передает газета "Азг", говорится в заявлении Минской группы ОБСЕ по итогам визита в Армению, Нагорный Карабах и Азербайджан. В заявлении также отмечается: "23 января в Москве глава МИД России Сергей Лавров принял организованные при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. 24 января в Баку сопредседатели встретились с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. 25 января они посетили Нагорный Карабах, где встретились с руководителем НК Аркадием Гукасяном. С президентом Армении Робертом Кочаряном они встретились 26 января в Ереване. Сопредседатели высоко оценивают усилия, предпринятые всеми собеседниками в течение этой недели. Обязанностью президентов Армении и Азербайджана является поиск, при содействии сопредседателей, долговременного и мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Президенты решительно защищают свои национальные интересы. В тоже время они создают возможность для прогресса в мирных переговорах. Сопредседатели призывают все стороны развивать достигнутый в результате переговоров прогресс и подготовить общество к необходимым компромиссам. В тоже время сопредседатели призывают к осуществлению продолжительных мер по укреплению доверия и к соблюдению перемирия для повышения уровня доверия и взаимопонимания между сторонами".

Вместо того чтобы оказать содействие решению армяно-азербайджанского конфликта, Минская группа ОБСЕ создает препятствия этому, заявил в интервью агентству "Новости-Азербайджан" депутат азербайджанского Милли Меджлиса Эльман Мамедов. По мнению депутата, назвавшего МГ ОБСЕ "международной туристической организацией", ее деятельность направлена на замедление решения конфликта. "С этой точки зрения я считаю заявления сопредседателей по итогам визита в регион безответственными. Я вовсе не приемлю высказывания сопредседателей о том, что за урегулирование конфликта несут ответственность оба президента. Если бы главы государств могли бы договориться, в таком случае в сопредседателях Минской группы ОБСЕ не было бы необходимости", - отметил Мамедов. Он также сказал, что Азербайджану в карабахском урегулировании больше не в чем идти на компромисс. "Позиция Азербайджана однозначна. Азербайджан заявил о своей позиции решить конфликт в рамках международных норм права и предоставить высокий статус [автономии. - прим. ИА REGNUM] Нагорному Карабаху", - отметил депутат.

"Любые контакты важны. Однако говорить о каких-то конечных результатах сегодня, естественно, бессмысленно". Об этом, пишет газета "Голос Армении", заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, комментируя итоги состоявшейся 25 января встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. По словам Гукасяна, каждая новая встреча дает возможность больше и в лучшей степени понять друг друга. "Мы высказали свои соображения относительно процесса, относительно тех пунктов, которые волнуют нас. Я не думаю, что сегодня можно однозначно утверждать, что мы близки к урегулированию, поскольку все еще есть очень много нерешенных проблем", - отметил Гукасян. Отвечая на вопрос о том, насколько необходимость участия НК в переговорах находит понимание, Аркадий Гукасян заявил: "Я думаю, что это так же естественно, как восход и заход солнца. Даже те азербайджанские политические силы, которые пытаются создать видимость, что Карабаха не существует, прекрасно понимают, что без нашего участия урегулировать проблему невозможно, поскольку речь идет о судьбе народа Нагорного Карабаха, и, естественно, без его участия проблему практически невозможно решить".

Армению устраивает документ, лежащий на столе переговоров по урегулированию карабахской проблемы. Об этом, сообщает газета "Айоц Ашхар", заявил в Гааге министр иностранных дел Республики Армения (РА) Вардан Осканян. "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ положили на стол переговоров предложение, которое мы считаем логичным. Если мы будем работать в духе этого документа, то придем к решению проблемы, не противоречащему нашим национальным интересам. То есть мы обеспечим самоопределение народа НК, его безопасность, а также бесперебойную связь между Карабахом и Арменией. Эти три положения закреплены в данном документе", - сказал министр.

Комментируя заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, начальник управления Министерства иностранных дел Азербайджана по информационной политике и работе со СМИ Таир Тагизаде сказал: "Вынужден поправить высокопоставленного армянского дипломата - речь идет не о народе, а о населении Нагорного Карабаха, состоящего из двух обществ - азербайджанского и армянского". "Возможно и даже необходимо реализовать это право на самоопределение в рамках территориальной целостности Азербайджана, что ведет нас к тому, о чем мы говорили неоднократно - о высшей степени автономии в составе Азербайджанской Республики. Что касается населения Армении и Нагорного Карабаха, естественно, армянская диаспора Нагорного Карабаха имеет право на связь с Арменией, но и Азербайджан также имеет право на беспрепятственную связь с Нахчыванской Автономной Республикой. Вследствие этого мы неоднократно говорили о более широком инфраструктурном проекте, который включал бы в себя обе эти дороги. Что же касается безопасности, официальные представители Азербайджана неоднократно говорили о том, что в числе компонентов первого этапа урегулирования есть такой компонент, как меры по безопасности и укреплению доверия", - сказал Тагизаде. ("525-я газета").

Газета "Аравот", комментируя заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, пишет: "Это заявление абсолютно не отличается от заявлений, сделанных ими же 1, 2 или 5 лет назад. Тогда как, если рассуждать здраво, отношение посредников, как минимум в контексте последних процессов, должно было быть сформулировано хоть чуть-чуть иначе. А то что получается - Кочарян заявляет о фактическом замораживании до конца выборов переговоров, Алиев с утра до ночи говорит о том, что земли надо отхватить назад, и на таком фоне сопредседатели продолжают "выражать свое удовлетворение". Согласитесь - это уже вовсе не серьезно".

"Переговоры дадут результат после достижения договоренности по концепции, предельно ясной для Азербайджана, которая доходчиво выражена азербайджанской стороной. Только в этом случае возможно достижение какого-то прогресса по урегулированию конфликта в рамках этого процесса". Как сообщает бакинская газета "Зеркало", об этом заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, комментируя ход переговоров по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Он отметил, что Азербайджан не избегает решения известных политических проблем. Он подчеркнул, что их решение возможно только после урегулирования конфликта или устранения последствий боевых действий: "Работы по статусу можно провести только после создания нормальной обстановки в регионе". Замминистра отметил также, что это станет возможным, в первую очередь, в результате возвращения беженцев на родные земли: "Для этого нужно гарантировать их безопасность".

Азербайджанский политолог Расим Агаев заявил газете "Эхо", что переговорный процесс в исполнении Минской группы ОБСЕ может повредить делу. Настало время азербайджанской стороне искать новый формат разговора с Арменией, сказал политолог. По его словам, сам факт существования МГ ОБСЕ положителен и этого никто не оспаривает. Однако, по его мнению, при нынешнем армянском руководстве переговорный процесс бессмыслен. "Честно говоря, я не жду никакого прорыва в ближайшее время, точнее, в ближайший год. Это практически исключено при нынешнем составе армянской стороны", - сказал Агаев. Другое дело, по его словам, что эти встречи все же могут иметь какой-то положительный результат. Что же касается заметной активизации переговорного процесса в этом году, то здесь, отметил Агаев, нет ничего сверхъестественного. "Активизация носит плановый характер: год начался и нужно встретиться, наладить контакты и т.д.", - подчеркнул политолог.

"Пока что решения не видно. В первую очередь надо учесть мнение карабахцев. Это им придется почувствовать на себе последствия урегулирования. Если посредники хотят быть действительно полезными, то должны вести переговоры в первую очередь со Степанакертом и лишь потом - с Ереваном и Баку", - сказал в беседе с газетой "Иравунк" экс-командующий Армией обороны Карабаха Самвел Бабаян.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (США, Франция, Россия) проведут очередные консультации относительно разрешения нагорно-карабахского конфликта во второй половине февраля. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", сообщил российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков. По его словам, в настоящее время сопредседатели обсуждают между собой дальнейший ход переговорного процесса. Касаясь того, что во время последнего визита в регион сопредседатели провели встречу лишь с армянской общиной Нагорного Карабаха, Мерзляков объяснил это нехваткой времени, поскольку сразу же после встречи с президентом Азербайджана они должны были уехать из Баку.

Европа и Карабах

В рамках временной комиссии ПАСЕ по вопросам Нагорного Карабаха 25 января в Страсбурге состоялась встреча делегаций Армении и Азербайджана. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Национального Собрания (НС) Армении, председатель комиссии Рассел Джонстон представил дальнейшие планы комиссии. Были достигнуты договоренности по ряду вопросов. В частности, была достигнута договоренность о визите комиссии в 2007 году в регион - Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах, стороны обязались приложить максимум усилий для реализации резолюции ПАСЕ 1416 по НК, а также для прекращения пропаганды ненависти и воинственных заявлений. Кроме того, была достигнута договоренность о продолжении встреч во имя улучшения двусторонних отношений. По оценке спикера армянского парламента, главы делегации Армении в ПАСЕ Тиграна Торосяна, о реальных результатах подобных встреч можно будет говорить лишь тогда, когда в ходе выступлений в ПАСЕ делегаты не будут пропагандировать ненависть и распространять искаженную информацию, только в этом случае можно говорить о том, что подобные встречи полезны. "В противном случае, трудно ожидать каких-либо результатов, поскольку подобные встречи направлены не на решение проблемы, а в большей степени на улучшение атмосферы и взаимоотношений между странами", - сказал армянский спикер.

Тигран Торосян скептически отнесся к инициативе временной комиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху посетить в ближайшее время регион. Как пишет газета "Голос Армении", после состоявшегося в Страсбурге в рамках сессии ПАСЕ заседания временной комиссии по НК Торосян отметил, что не страдает излишним оптимизмом по поводу встречи. Говоря об инициативе временной комиссии посетить Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах, Торосян отметил, что аналогичное желание было высказано и в прошлом году, но так и не осуществилось. "У меня есть горький опыт, я самолично предлагал в прошлом году посетить регион, Нагорный Карабах и убедиться в том, что происходит в реальности. Последовало согласие, определились со временем, наметив поездку на конец октября - начало ноября и... провалили. Я только тогда сочту инициативу превосходной, когда она будет реализована", - подчеркнул Торосян.

В Парламентской Ассамблее Совета Европы не было принято конкретного решения о визите в Нагорный Карабах азербайджанской и армянской делегаций. Как передает агентство "Тренд", об этом журналистам сообщила член азербайджанской делегации в ПАСЕ, депутат Гюльтекин Гаджиева. Она отметила, что на заседании подкомитета по Нагорному Карабаху было выдвинуто предложение о визите в НК армянской и азербайджанской делегаций совместно с представителями ПАСЕ. "Цель подкомитета - оценить выполнение 1416 резолюции о нагорно-карабахском конфликте, принятой ПАСЕ в январе 2005 года. Если возникнет необходимость, председатель подкомитета лорд Рассел Джонстон посетит регион. Но срок этого визита еще не уточнен", - отметила депутат.

В последнее время все чаще стали говорить о возможном сотрудничестве Евросоюза с Карабахом. Как отмечает интернет-издание KarabakhOpen, все началось с заявления специального представителя Европейского союза на Южном Кавказе Питера Семнеби о том, что Евросоюз хочет напрямую работать с Карабахом. По мнению депутата Национального Собрания НК Ара Арутюняна, Карабаху необходимо подготовиться к подобному сотрудничеству. "Европа сотрудничает с рядом стран в сфере формирования гражданского общества, защиты прав человека, развития и укрепления демократических принципов. И не секрет, что Карабах избрал путь развития именно этих сфер. Если мы продолжим в этом направлении и будем работать в соответствии с европейскими стандартами, то получим возможность сотрудничать с этими европейскими структурами. Считаю, что это сотрудничество в будущем приведет к признанию независимости", - отметил депутат.

Дипломатическая дуэль

В течение ближайших десяти лет Азербайджан не пойдет на какие-либо посягательства против Нагорного Карабаха или Армении. Об этом заявил находящийся в Нидерландах глава МИД Армении Вардан Осканян. "Азербайджан продолжает свои воинственные заявления, что отрицательно влияет на общую атмосферу, однако это нас нисколько не пугает и не отвлекает от выбранного нами пути", - отметил глава армянского МИД. "Наша армия, 15-летие которой мы торжественно отметили два дня назад, сегодня достаточно крепка, уверена в себе, хорошо подготовлена. Наши оборонные позиции крепки, и мы не думаем, что Азербайджан в течение ближайших десяти лет, как минимум, посмеет пойти на какие-то посягательство против Нагорного Карабаха или Армении", - сказал Осканян. ("Айоц Ашхар").

"Восстановление территориальной целостности является правом Азербайджана. Это право никто не может у нас отобрать", - заявил начальник управления по информационной политике и работе со СМИ МИД Азербайджана Таир Тагизаде, комментируя заявление главы МИД Армении Вардана Осканяна о силе армянской армии и о том, что Азербайджан не посмеет посягнуть на Армению. Тагизаде отметил, что Азербайджан никогда не был против чьей-либо территориальной целостности, ни на кого не посягал. (Analitika.az).

"Я не понимаю, почему министр иностранных дел Армении вдруг начинает апеллировать к силе армянской армии. Может быть, потому, что именно действия армянских вооруженных сил в начале развития известных событий вокруг Нагорного Карабаха стали основой того положения, которое Армения пытается безуспешно закрепить на протяжении последних 15 лет", - подчеркнул, согласно агентству "Новости-Азербайджан", Таир Тагизаде, отметив, что "в какой-то степени такое выступление можно было бы понять, но не принять, будь оно высказано министром обороны Армении". "Что касается Азербайджана, то можно еще раз повторить, что для нас первичным приоритетом остается дипломатический путь урегулирования проблемы. Но армянской стороне не стоит этим спекулировать, потому что настанет тот момент, когда военный бюджет Азербайджана настолько превысит общий бюджет Армении, что все слова господина Осканяна или его коллеги из министерства обороны останутся пустой риторикой", - отметил официальный представитель МИД Азербайджана. "Я не исключаю, что заявление Осканяна продиктовано внутриполитическими соображениями, но все равно существуют какие-то пределы, и нельзя до такой степени заходить далеко даже себе в угоду", - заметил Тагизаде.

Одним словом, продолжается "словесная война" за Нагорный Карабах, пишет бакинская газета "Зеркало", подчеркивая, что она даже усиливается на фоне якобы продолжающихся "конструктивных мирных переговоров". По мнению газеты, Армения, "скорее всего, с подачи Кремля", пытается "спровоцировать" официальный Баку на возобновление боевых действий в самый невыгодный для Азербайджана момент. "И дело даже не в том, способен или нет Азербайджан на данном этапе вернуть оккупированные территории, включая Нагорный Карабах, силой, хотя и это немаловажный вопрос. Дело в том, что сегодня международное сообщество все больше утверждается в необходимости урегулирования территориально-этнических конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе армяно-азербайджанского, с учетом территориальной целостности".

Кто будет выпускать "Агдам"?

Как сообщает ИА REGNUM, отвечая на вопрос азербайджанского журналиста о возможном содействии России в разрешении противоречий между Арменией и Азербайджаном, а также о наличии российских военных баз на территории Армении в ходе своей пресс-конференции 1 февраля, президент России Владимир Путин заявил: "В Армении российские военные базы остались еще со времен существования СССР, они есть не только в Армении, но и в Таджикистане. Военный потенциал этой базы не направлен против стран этого региона". "Что же касается противоречий между Арменией и Азербайджаном, то Россия пытается помочь этим странам найти оптимальной решение. Но принять это решение должны вы сами, не перекладывайте его на нас. И еще, отвлекаясь от темы, хотелось бы пожелать или армянам, или азербайджанцам восстановить Агдам. Потому что мы рассматривали вопрос недоброкачественной алкогольной продукции, а, как известно, портвейн из Агдама всегда был одним из недорогих и весьма распространенных легких алкогольных напитков на территории Советского Союза. Пусть хоть кто-нибудь восстановит - либо армяне, либо азербайджанцы. Пусть вместе сделают", - подытожил президент РФ.

Президент России Владимир Путин озвучил традиционную позицию Москвы в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а именно, что решение проблемы должны найти сами стороны конфликта и что российская сторона не будет навязывать им никаких способов выхода из сложившейся ситуации, заявил в беседе с ИА REGNUM лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян. Что касается предложения Владимира Путина о совместном армяно-азербайджанском проекте по возобновлению выпуска вина "Агдам", которое, по его словам, было одним из самых распространенных легких алкогольных напитков на территории СССР, Саркисян отметил: "Я еще 5 лет назад предлагал в качестве одного из нескольких вариантов решения конфликта осуществление некоего общего проекта", что, по мнению депутата, могло бы стать основой формирования атмосферы доверия в регионе и сыграть роль стимула для решения политических проблем. Как отметил Саркисян, тогда никто не прислушался к его мнению, а теперь этот вариант озвучил президент России. "Я не думаю, что предложение Путина будет сразу воспринято Азербайджаном, однако, возможно, азербайджанцы прислушаются к его предложению", - сказал Арам Саркисян.

"Путин не знает, что армяне оккупировали азербайджанский город Агдам", - отреагировало на предложение Владимира Путина азербайджанское агентство Day.Az. Агентство сочло необходимым напомнить президенту, что портвейн "Агдам" выпускался не только в городе Агдам, но также в Баку, Физули, Джалилабаде и Гяндже.

Позиции и мнения

Азербайджан никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха, заявил в интервью газете "Фигаро" президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он возложил ответственность за отсутствие прогресса в переговорном процессе на Армению. По его словам, "так называемый референдум по конституции, организованный в Нагорном Карабахе в декабре, был полностью незаконным". "Армения должна понять, что мы никогда не согласимся на независимость этой территории", - сказал он. Алиев заверил, что Баку предлагает Нагорному Карабаху "максимально широкую автономию в составе Азербайджана". Отвечая на вопрос, допускается ли возможность военного решения конфликта, Алиев сказал: "Очевидно, что наша экономическая мощь и политический вес дадут нам однажды средства для освобождения наших земель. Мы предпочитаем прийти к этому мирным путем, не вступая в войну". ("525-я газета").

"Я всегда говорил и скажу снова: за каждую пядь земли мы заплатили жизнью солдата, люди гибли, была пролита кровь. Как можем мы так просто забыть пролитую кровь? Говоря Нагорно-Карабахская Республика, мы понимаем также освобожденные территории [контролируемые армянами районы вокруг Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM]. А значит, о каком подписании каких-то документов можно говорить, без согласия на то народа, без признания независимости Нагорного Карабаха? Земля принадлежит народу, и решать ее судьбу - тоже народу", - сказал в беседе с газетой "Айоц Ашхар" участник карабахской войны, замминистра обороны Армении генерал-майор Манвел Григорян.

Установление долгосрочного мира в Нагорном Карабахе без участия в переговорном процессе карабахской стороны нереально. Об этом заявил журналистам экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха, советник президента НК Арман Меликян. Он отметил, что выходу Карабаха из переговоров способствовал весь переговорный процесс и намерение сопредседателей облегчить переговоры, проводя их с Арменией и Азербайджаном. Отвечая на вопрос журналистов о различиях в подходах Армении и Нагорного Карабаха к проблеме карабахского урегулирования, Меликян заметил, что "говорить о разногласиях между Арменией и Карабахом нецелесообразно и преждевременно, так как разговоры об этом будут уместны в случае достижения армяно-азербайджанской договоренности, которая не устроит Карабах". Он напомнил, что для Карабаха приоритетными являются три вопроса: определение статуса НК, вопрос территорий и армянских беженцев. ("АРКА").

На вопросы агентства Day.Az ответил бывший госсоветник Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде:

"Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в ходе очередного визита посредников в регион на минувшей неделе заявил о том, что вариант урегулирования проблемы Косово станет прецедентом для урегулирования нагорно-карабахского конфликта...

Дело в том, что все предложения по карабахскому урегулированию в свое время были даны профессиональным российским конфликтологом Казимировым, причем поданы так, что это не устроило стороны конфликта. Сопредседатели сегодня прекрасно осознают, что в нынешних условиях никакого урегулирования не ожидается. Нам косовское урегулирование, чем бы оно ни завершилось, никак не угрожает и не влияет на процесс решения проблемы Нагорного Карабаха. Но в любом случае, сопредседателям необходимо озвучивать какие-нибудь инициативы, чтобы создать имитацию своей "кипучей деятельности". Поверьте мне, все их разговоры о решении конфликта не выходят за рамки обывательского чаепития, так как разногласия между Баку и Ереваном на данном этапе неразрешимы. Азербайджан никогда не смирится с оккупацией значительной части своей территории, Армения же так просто никогда их не вернет. По этой причине, если честно, мне сопредседателей искренне жаль. Ведь постоянная имитация прогресса в карабахском урегулировании является очень сложным делом.

Стало быть, решение конфликта бесперспективно?

Перспективы, конечно же, есть. И они известны: наши земли будут нашими. И возможности для этого следует изыскивать внутри страны, а это - проведение реформ, подъем азербайджанской экономики, улучшение уровня жизни населения, повышение боеспособности армии, демократизация общества. Без демократизации общество обречено на стагнацию, и в таком случае ни о каком прогрессе говорить невозможно. В этом смысле я убежден в том, что рано или поздно проблема Нагорного Карабаха будет решена. Обратите внимание на Китай в момент провозглашения там народной республики - это была жалкая бедная страна с голодным населением - и в современный период. Сейчас Китай - это одна из развитых стран мира со все набирающей рост экономикой и с мощной промышленностью. Именно благодаря этому успешному развитию Китай смог без боя вернуть себе Гонконг. И нет никаких сомнений в том, что то же самое будет и с Тайванем, который опасается мощи Китая. Итак, спустя 50 лет Китай тихо и спокойно возвращает свои территории. Точно также должно быть и у нас, и все от верхов до низов должны работать в этом направлении.

А насколько целесообразно давать карабахским сепаратистам еще пару десятков лет вольной жизни? Молодое поколение азербайджанцев и без того уже знакомо с Нагорным Карабахом лишь по рассказам взрослых и видеохронике.

Я согласен вернуть Карабах сегодня. Но если сейчас Азербайджан станет инициатором боевых действий, всю вину за это международное сообщество возложит именно на нас и никто не будет говорить о том, что азербайджанская армия совершает праведное дело - освобождает свои же земли, оккупированные врагом. Совершенно очевидно, что вовсе не Армения, являющаяся сегодня фактически частью России, является стороной конфликта. А воевать с Россией мы не можем. Именно благодаря Москве были оккупированы Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия. И целью этого было не допустить прихода НАТО на Кавказ. Когда же России будет все равно, что будет с Южным Кавказом, тогда все эти конфликты решатся без войны. Сейчас же российские дипломаты говорят о том, что в ближайшие 10-15 лет они не видят решения карабахского конфликта. А это означает, что они просто его не допустят. Поэтому нам надо подождать, как сложится дальше геополитическая ситуация. Либо США и НАТО вытеснят Россию с Кавказа, а Азербайджан успешно интегрируется в евро-атлантическое сообщество, либо же сама Россия окрепнет (а сейчас видны и такие тенденции), а США ослабнут.

Насколько вероятна возможность укрепления России до такой степени, чтобы вновь укрепиться на Южном Кавказе, вытеснив Вашингтон?

Об этой возможности говорят нынешние процессы, проходящие в России. Но так или иначе, Кремлю следует отказаться от все еще свойственных ему имперских замашек. Сегодня в России есть определенные признаки демократического развития, развивается рыночная экономика. В свое время царская Россия потерпела крах из-за сосредоточения экономики в руках ограниченного круга людей, СССР рухнул из-за отсутствия рыночной экономики. Нынешней же России, вставшей на путь развития рыночной экономики, необходимо устойчивое демократическое развитие. Как говорится, в этом смысле Россия лишь немного беременна, а должна быть полностью беременна демократией. И самое главное, эта страна должна избавиться от имперских амбиций. Империя никогда не может стать подлинно демократическим государством.

Карабахские сепаратисты периодически предпринимают разного рода провокационные меры, пытаясь вызвать раздражение в Баку. В частности, в эти дни они опять предприняли одну из таких попыток, заявив об "изобретении" арменизированного герба Шуши, города, являющегося колыбелью азербайджанской культуры. Чем вы можете объяснить такое поведение самопровозглашенных властей Нагорного Карабаха?

Все это, конечно же, мелочи. Думаю, что все это является рекомендацией их российских друзей. К такого рода рекомендациям можно отнести и учащение в последнее время фактов нарушений с армянской стороны режима прекращения огня в зоне конфликта. Это, а также предстоящий парад сепаратистов в Шуше, - все это является своего рода элементами военно-политического давления на нас. Россия мечтает, чтобы Азербайджан первым ударил по армянам на оккупированных территориях, чтобы поставить нас в положение виновной стороны. Россия провозгласила бы это нарушением азербайджанской стороной международных договоренностей о мирном урегулировании конфликта и растрезвонила это на весь мир, чтобы Азербайджан был признан агрессором. Такой исход событий отвечает интересам Москвы, которая тем самым желает получить возможность порабощения Азербайджана путем завоевания республики силой российских солдат, обильно вкрапленных в армянскую армию. Поэтому нам надо быть бдительными, не поддаваться на провокации и ждать своего часа. А этот час непременно придет. Я уверен, что рано или поздно Карабах вернется к нам без единого выстрела". (Day.Az).

"Аркадий Гукасян и его окружение, заявляя о том, что они представляют проживающих в Нагорном Карабахе армян, должны понимать, что Азербайджан развивается и лучше всего права и будущее армян может быть обеспечено в составе Азербайджана. То, что сейчас господин Мерзляков или кто-либо другой пришли к одному и тому же заключению с Гукасяном, вовсе не указывает на совпадение их позиций в решении конфликта", - заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, комментируя вопрос о том, будет ли косовский вариант прецедентом для Нагорного Карабаха. Азимов отметил, что заявление российского сопредседателя МГ ОБСЕ вовсе не означает, что азербайджанская сторона принимает это: "Проблема Косово пока не завершена, и наряду с Азербайджаном многие страны-члены международного сообщества считают, что модель, предложенная для решения косовской проблемы, должна быть приемлема для обеих сторон. В то же время, азербайджанская сторона считает, что принадлежность Нагорного Карабаха к Азербайджану не ставится под вопрос". (АПА).

"Высказывание господина Азимова относительно успешного развития экономики своей страны, во-первых, не имеет под собой реальной почвы, о чем свидетельствует последнее повышение цен в Азербайджане, вызвавшее резкий протест населения и спровоцировавшее столкновения в ряде районов, в том числе в Баку, и, во-вторых, экономическая составляющая занимает не первое место в борьбе народа Нагорного Карабаха за независимость". Об этом в интервью агентству "Де-Факто" сказал председатель комиссии Национального Собрания Нагорного Карабаха по внешним связям Ваграм Атанесян. По его словам, "как специальный представитель президента Азербайджана на переговорах по урегулированию карабахского конфликта, Араз Азимов должен хорошо помнить, как народ Нагорного Карабаха отверг разработанную политтехнологами Кремля "Программу экономического развития НКАО Азербайджанской ССР". Парламентарий подчеркнул, что "прошедшее время ничуть не поколебало волю нашего народа, а наоборот, еще более укрепило ее". При этом он напомнил, что по уровню минимальной зарплаты и пенсии Азербайджан достиг в 2007 году той отметки, которая существовала в Нагорном Карабахе еще в 2005 году. "Что касается прав человека, то не секрет, в том числе и для господина Азимова, что Азербайджан в этой области занимает едва ли не последнее место среди стран Совета Европы, о чем свидетельствуют недавние слушания на зимней сессии ПАСЕ", - сказал Атанесян. На его взгляд, "страна, где на каждом шагу попираются права и свободы титульного населения, где власти перманентно имитируют государственный переворот и отправляют за решетку политическую оппозицию, где безжалостно уничтожаются либо беззастенчиво присваиваются памятники многовековой культуры других народов, где убийцы возводятся в ранг национальных героев, где радуются убийству в Турции армянского журналиста Гранта Динка, не вправе претендовать на обеспечение прав и свобод народа Нагорного Карабаха, тем более что он в этом не нуждается". Атанесян отметил, что народ НК путем свободных выборов сформировал все государственные и общественные институты, посредством которых обеспечиваются его безопасность, благосостояние, права и свободы. "Мы готовы поделиться своим опытом со всеми, в том числе и с Азербайджаном, и призываем господина Азимова к прямому диалогу с официальными структурами НКР с целью устранения разногласий и налаживания добрососедских отношений", - заявил Атанесян.

В предвыборном Карабахе тишина и покой

Через несколько месяцев в Карабахе должны состояться президентские выборы, но, как ни удивительно, в политической жизни республики царит "относительный покой", пишет "168 Жам". Политические силы страны "блистают" своей безмятежностью или, как говорится, "спят как коней продавши", продолжает газета. Однако покой этот, по мнению издания, лишь чисто внешний, поскольку в народе обсуждаются различные слухи о возможных кандидатах. А это означает, что неофициальная предвыборная гонка уже началась. На днях действующая в Карабахе общественная организация "Открытое общество" вместе с молодежной организацией "Единство" провели социальный опрос, чтобы выяснить, что люди думают о возможных кандидатах в президенты и вообще о выборах. В опросе приняли участие 300 человек: 150 из Степанакерта и по 25 из Аскеранского, Мартунинского, Мартакертского, Гадрутского, Шушинского и Кашатахского районов.

На вопрос "возможны ли у нас свободные, честные и прозрачные выборы?" положительно ответили 109 респондентов. 139 человек дали однозначно отрицательный ответ, а 52 человека затруднились ответить. Респондентам было предложено также назвать те три главных качества, которые, по их мнению, более всего должны быть присущи президенту. Многие назвали патриотизм, дипломатическую ловкость, ум и честность. ("168 Жам")

"Как вы считаете, сторонником какой политической ориентации должен быть будущий президент?" На этот вопрос 61 опрошенный (из них 40 степанакертцев) ответил: проевропейской. Пророссийскую ориентацию предпочли 109 человек, в том числе 37 из Степанакерта, 19 из Гадрута и 14 из Мартакерта. Только пять респондентов выбрали комплементарную политику. ("168 Жам")

При ответе на вопрос "какая позиция президента НКР по вопросу судьбы Карабаха оказалась бы вам ближе всего?" из предложенных вариантов независимость выбрали 109 человек, воссоединение с Арменией - 56 человек, независимость, как промежуточный этап перед воссоединением с Арменией, - 82 человека, статус подмандатной территории Евросоюза или иной международной структуры - 6 человек, примирение - 3 человека, стабильность любой ценой - 9 человек, компромисс во имя мира - 5 человек, мир любой ценой - 19 человек, интеграцию в региональное сотрудничество - 3 человека. Затруднились ответить на этот вопрос 8 человек. ("168 Жам")

На последний вопрос "кого бы вы хотели видеть президентом НКР?" 117 опрошенных заявили, что пока не видят подходящих кандидатов. 34 человека назвали имя начальника Управления национальной безопасности Бако Саркисяна (большая часть из них - люди до 35 лет). 31 человек назвал спикера парламента НК Ашота Гуляна (преимущественно женщины до 35 лет), 26 - замминистра иностранных дел НК Масиса Маиляна (в основном мужчины старше 35 лет). Имя действующего президента НК Аркадия Гукасяна назвали 18 человек (главным образом мужчины и женщины старше 35 лет), действующего президента РА Роберта Кочаряна - 16 человек, министра обороны НК Сейрана Оганяна - 10 человек, депутата НС НК, руководителя депутатской группы "АРФД-Движение 88" [АРФД - Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн". - прим. ИА REGNUM] Армена Саркисяна - 8 человек, бывшего министра обороны НК Самвела Бабаяна - 5 человек. По 4 голоса набрали депутат НС НК Артур Товмасян (все из Мартакерта), бизнесмен и благотворитель Левон Айрапетян (все из Степанакерта), министр обороны РА Серж Саркисян (все из Кашатаха). Трое предпочли депутата НС от Кашатаха Карена Григоряна, по два человека "проголосовали" за депутатов НС НК Виталия Баласаняна, Самвела Акопяна, Сергея Оганяна. По одному голосу получили Арпат Аванесян (депутат НС НК), Артур Агабекян (замминистра обороны РА), Марат Акопджанян (министр градостроительства НК), Камо Атаян (министр), Гегам Багдасарян (депутат НС НК), Арарат Даниелян (вице-премьер НК), Армен Залинян (генпрокурор НК), Рудик Юснунц (вице-спикер НС НК), Самвел Карапетян (замминистра обороны НК), Мурад Петросян (редактор газеты "Что делать?"), Баграт Есаян (мэр Бердзора) и Хосров Оганян. ("168 Жам").