Политика. Общество. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Армения. Карабах. Экономика.

Политика. Общество

"Существование оппозиции в целом находится под вопросом, и не мы являемся причиной этого", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании правительства, сообщает Day.Az. По словам Алиева, политика оппозиции потерпела крах и уже не является фактором общественно-политической жизни. Упрекнув оппозицию в стремлении воспользоваться фактором повышения цен для обострения общественно-политической ситуации, Алиев отметил, что причиной деактуализации оппозиции "являются сами лидеры так называемых оппозиционных партий, пропахшие нафталином". "Они, 15 лет находясь во главе партий, фактически не позволяют им развиваться. И это делается для обеспечения своих политических амбиций. Их "заслуги" перед народом всем известны. После президентских и парламентских выборов они вообще не выходят из кабинетов, а сейчас якобы пекутся о народе, призывают его к действиям, обвиняя его в пассивности. Посмотрите, насколько они бессовестны, что обвиняют народ в том, что он их не поддерживает и не предпринимает никаких мер против власти. Они хотят все свое уродство, всю свою вину переложить на народ. Однако народ не пассивен. Все что в Азербайджане сделано - это достижение народа. И в основе всего лежит его воля. Какую проблему мы могли бы решить без поддержки народа? Поэтому никому не делает чести обвинение народа в чем-либо", - заявил президент. "Иногда мне жалко их. Потому, что успехи Азербайджана радуют каждого патриота, и каждый азербайджанец гордится тем, что он принадлежит к этой нации", - подчеркнул он. При этом Алиев отметил, что оппозиция не радуется успехам страны. "Когда в какой-то момент была задержка со строительством нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, они радовались. Кто этому радовался? Армяне, армянское лобби и еще наша оппозиция. Это же не проект власти! Это проект азербайджанского народа, и весь азербайджанский народ видит плоды этого. Сейчас они рады тому, что на "Шахденизе" [газовое месторождение. - прим. ИА REGNUM] возникли какие-то проблемы. Но этот газ будет передаваться народу, мы будем продавать его в Европу, что будет укреплять позиции Азербайджана, это будет важным шагом в решении карабахской проблемы. Разве так трудно это увидеть? Поэтому я говорю, что эти люди живут в созданном ими самими мире, они в Азербайджане и словно не в Азербайджане. Потому, что любой наш успех их печалит", - подчеркнул он. Комментируя призывы оппозиции вывести народ на митинги в связи с последним повышением цен, президент отметил, что всем ясно, что решение о повышении было правильным. "Но они хотят воспользоваться этим и призывают народ на площади. Ну, выходите на площади, где вы? Нет их. Они не выходят из кабинетов. С каким лицом они будут обращаться к народу? Они активизируются лишь от выборов к выборам. Где они сейчас? Прошло уже два года после парламентских выборов, они хоть раз были в каком-либо регионе? Хоть раз решили какую-либо проблему граждан? Нет. Они только ждут, чтобы в Азербайджане что-то произошло, чтобы воспользоваться этим. Мы должны максимально постараться использовать все возможности для того, чтобы уровень бедности снизился. Сейчас этот уровень составляет 20%. И я уверен, что в 2007 году снижение будет еще более значительным", - заключил Алиев.

"Зеркало" в связи с этим пишет: "Таким образом, противостояние между властями и оппозицией фактически вступает в заключительную стадию. Если сравнить нынешнюю ситуацию с партией на шахматной доске, то оппозиционеры выступают в роли Остапа Бендера, играющего роль "гроссмейстера". Как известно, шансы у "гроссмейстера" были ничтожно малы, вследствие чего он и проиграл все партии кряду. Но напоследок он хотя бы физически отомстил своему противнику. А наша оппозиция даже и на это не способна. Фактически ей представился последний шанс или проявить себя, или же уйти. Но даже уходя, можно хлопнуть дверью. Однако, судя по заявлениям отдельных ведущих оппозиционеров, "хлопать дверью" они не собираются. Фактически, власти бросили "перчатку в лицо" оппозиции, а последняя всеми средствами пытается избежать "дуэли". Нынешняя позиция оппозиции показывает, что глава государства был прав, посыпая головы оппозиционеров пеплом.... В который раз азербайджанская оппозиция стоит перед выбором: либо выступить единым фронтом, либо пожертвовать этим самым единством ради амбиций отдельно взятых оппозиционных лидеров. По сути дела, для оппозиции действительно выпал неплохой шанс объединиться. Сегодня в антивластном лагере имеются две крупнейшие силы: блок "Азадлыг" и партия "Мусават". И в сложившейся ситуации единство им просто жизненно необходимо. В противном случае разрозненность ведущих антивластных сил неизбежно ведет к разделению протестного электората. Тогда выигрывают власти. Пока что мы не наблюдаем даже намека на единство основных течений оппозиционного лагеря".

Из интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева французской газете "Фигаро", распространенного ИА "АзерТАдж":

"Беспокоит ли вас возможность проведения определенных военных операций против Ирана?

Мы живем в регионе, где есть уже существующие и потенциальные конфликты. Поэтому нам необходимо постараться свести к минимуму угрозы для региона. Любая страна региона пострадает от военных операций, если они будут проведены. Это стало бы катастрофой для региона. Мы считаем, что сотрудничество и переговоры являются наиболее приемлемым путем для устранения нерешенных вопросов и нахождения варианта всеобъемлющего решения.

Какой будет позиция Азербайджана в случае, если начнутся военные операции против Ирана? Позволите ли вы пролеты над своей территорией или?..

Мы никогда не сделаем ничего, что нанесло бы ущерб соседям. Иран - наш сосед, и у нас прекрасные отношения. В Иране проживают миллионы азербайджанцев. Их около 30 миллионов. Между нами подписано межправительственное соглашение, в котором отмечается, что наши страны не предпримут никаких шагов друг против друга и мер, наносящих ущерб друг другу.

Однако сообщается, что Иран пытается играть в Азербайджане определенную роль, стараясь оживить действующие здесь исламистские движения и партии. Не вызывает ли обеспокоенность этот вопрос?

Нет. Мы - светское государство. У нас совершенно иная структура управления. Религиозного фактора или экстремизма, как вопросов, способных вызвать обеспокоенность, в Азербайджане нет. Мы являемся светским государством как в соответствии с Конституцией, так и по жизненному укладу людей. Поэтому это не является для нас угрозой или вопросом, который может вызвать обеспокоенность. Представители различных религий в Азербайджане живут единой семьей. Здесь проживают представители многих национальностей. Мы являемся многонациональной страной, отличающейся чрезвычайно высоким уровнем терпимости и уважительным подходом ко всем традициям. В то же время, религия в нашей стране отделена от государства".

"Механизм СНГ не работает, и организация нуждается в реформировании", - заявил помощник главы администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов. "Сегодня, говоря о постсоветском пространстве и СНГ, следует отметить, что механизм СНГ не работает. Отсюда возникает вопрос, что с ним будет дальше и стоит ли, чтобы он был. Очевидно, что СНГ нуждается в модернизации, но ее не происходит", - сказал Асланов на пресс-конференции в Баку, посвященной актуальным проблемам постсоветских государств. ("Гюнделик Азербайджан")

"Главные приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики остаются неизменными. Целью этой политики является превратить Азербайджан не только в лидера в регионе, но и в одну из значимых, зажиточных, богатых, стабильных, процветающих стран мира". Об этом АПА заявил заведующий отделом международных отношений аппарата президента Новруз Мамедов. Он напомнил, что президент примет участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе, а затем совершит визит во Францию: "То, что первым в этом году визитом президента будет государственный визит во Францию, означает, что Запад придает большое значение Азербайджану. Франция является одним из крупных государств как Евросоюза, так и всего Запада. Однако это не означает, что связи Азербайджана со странами Востока, исламскими странами и странами СНГ отходят на второй план. Профессиональное проведение курса внешней политики означает, что президент Азербайджана во всех направлениях строит свою деятельность на высшем уровне, претворяет успешную политику". Касаясь вопроса о влиянии повышения цен на газ на российско-азербайджанские отношения, Мамедов сообщил, что отношения между двумя странами находятся на высшем уровне: "Конечно, определенные изменения бывают, ничего не остается неизменным. Если руководство России приняло решение о повышении цен на газ и обосновывает свое решение, мы анализируем его, рассматриваем, насколько оно обоснованно, верно или нет, справедливо или нет. Мы реагируем на это как друзья, соседи. То есть во всей этой сложной системе отношений у каждой стороны есть свои предпосылки для тех или иных шагов, и мы не думаем, что это чревато большой опасностью. Если повышение цен удовлетворяет нас, мы покупаем газ, нет - говорим, что дорого, это не удовлетворяет нас, и не покупаем".

"Демократическая партия Азербайджана планирует пересмотреть отношения с властями. Новая политическая линия заключается в том, что мы должны начать новый этап в отношениях с властями и создать определенные отношения. Этот этап послужит смягчению политических событий", - заявил первый заместитель председателя оппозиционной Демократической партии (ДПА) Сардар Джалалоглу. Он отметил, что партия предлагает новую форму участия в политических отношениях и политических процессах. Джалалоглу отметил, что они не планируют предпринять какие-либо шаги в одностороннем порядке. Он подчеркнул, что, если власти сделают какие-то шаги, они сделают шаг навстречу: "Такие процессы идут в других странах - Украине, Грузии, России. Михаил Саакашвили назначил представителя оппозиции членом Государственного совета безопасности. В России Путин хотя бы раз в два месяца проводит круглые столы с лидерами оппозиции и узнает их мнение. На Украине пошли еще дальше - власть и оппозиция разделили власть в стране. В Азербайджане нужно осуществить какую-то из этих моделей. Так как на нынешнем этапе мы очень далеки от украинского варианта, остается российский и грузинский путь". По мнению Джалалоглу, власти могут обсудить с оппозицией вопросы повышения цен и ряд других вопросов: "Сегодня лица из президентского окружения, министры не сообщают ему правду о положении народа. По крайней мере, мнение оппозиции является альтернативным. Почему выслушивание и проявление реакции на эти идеи рассматривают как трагедию и негативно относятся к проведению этого диалога? Сегодня власти резко высказываются в адрес оппозиции, а оппозиция - в адрес властей. Какие-то силы формируют у президента ошибочное мнение об оппозиции и в результате этого отношения развиваются в русле конфронтации. Мы выступаем против этого. Стороны должны заявить свои позиции путем непосредственного контакта. Высказывая свое мнение, никто ничего не теряет. Это является проявлением политической культуры, и мы должны установить эту традицию. Поэтому мы предпримем все возможные шаги в этом направлении". (АПА)

"В следующем году будет принята военная доктрина Азербайджана. Сейчас Государственная комиссия завершает работу над этим документом", - заявил первый вице-спикер парламента Зияфет Аскеров. Он отметил, что проводится работа по приведению военной системы Азербайджана в соответствие со стандартами НАТО. По его словам, Азербайджан последовательно выполняет обязательства, взятые на себя перед НАТО, поэтому в отношениях страны с альянсом никаких проблем не возникает. "В связи с приведением военной системы Азербайджана в соответствие со стандартами НАТО на одну из высоких должностей в Министерстве обороны нашей страны будет назначено гражданское лицо", - сказал Аскеров. (АПА)

В Азербайджане действует целая сеть газет-рэкетиров, заявил в интервью ИА "Туран" председатель Совета прессы (СП) Афлатун Амашев. Эти газеты работают по следующей схеме: выявляют платежеспособных лиц - действующих и бывших чиновников, бизнесменов и др., затем собирают на них компромат и путем шантажа вымогают деньги, сказал Амашев. Имеющие "темные пятна" в своей биографии или какие-то грехи предпочитают откупаться, чтобы не допускать обнародования таких фактов. По словам Амашева, газетный рэкет настолько развился, что стал уже семейным бизнесом. Так, есть семья, которая учредила 30 таких газет, отметил Амашев, не называя конкретных имен. Из 600 газет, издающихся в стране, 70-80% занимаются рэкетом, утверждает глава Совета прессы. 80% жалоб, поступающих в Совет прессы, связаны именно с деятельностью этих газет. В отношении ряда газет Совет прессы уже 4-5 раз выносил предупреждения, однако результатов нет. Ряд газет был исключен из состава Совета прессы, некоторые из них отдавались под суд. Однако после этого выяснялось, что за этими газетами стоят "чиновники среднего уровня", отметил Амашев. Он подчеркнул, что Совет прессы не располагает рычагами административного воздействия на эти газеты. В связи с этим Совет прессы выступил с предложением внести изменения в законодательство и предоставить СП полномочия для принятия конкретных мер против газет-рэкетиров, заключил Амашев.

Азербайджан-Россия

Из интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева французской газете "Фигаро", распространенного ИА "АзерТАдж":

"После споров о ценах на нефть и газ сначала с Украиной, затем с Грузией, а теперь с Азербайджаном каковы ваши отношения с Россией? Вполне ли вы независимы в этой области?

Да, мы независимы. Но, вместе с тем, в последние четыре-пять лет мы весьма активно сотрудничали с Россией. Раньше мы получали из России газ, который использовали на электростанциях, так как собственная добыча не полностью обеспечивала наши потребности. Объемы добываемого нами газа удовлетворяют наши потребности лишь наполовину. Поэтому для большей экономической выгоды, а также использования экологически более чистого энергоносителя на электростанциях мы получали из России 4,5 миллиарда кубометров газа по 110 долларов США за тысячу кубометров. Примерно та же цена была установлена и для других бывших республик Советского Союза. В этом году российская сторона повысила стоимость тысячи кубометров газа для Азербайджана до 235 долларов. Мы однозначно отказались от этого. Мы направили нашу нефть, которая транспортировалась через территорию России, на нефтеперерабатывающие заводы для переработки в топливо, используемое на электростанциях. Таким образом, наше газовое сотрудничество с "Газпромом" завершилось. Мы не страдаем от этого. Конечно, мы хотели продолжить это сотрудничество с приемлемыми ценами, но, убедившись, что эти цены очень высокие и крайне невыгодные для нас, отказались от него.

Как по-вашему, считает ли Россия энергоносители средством для усиления своего влияния?

Это трудно комментировать. Что касается наших двусторонних отношений с Россией, могу сказать, что они развивались и развиваются в весьма позитивном направлении. У нас много совместных проектов, и мы не считаем, что в повышении стоимости газа для Азербайджана присутствуют политические мотивы. Мы являемся страной, обеспечивающей свои потребности и добывающей энергоносители в больших объемах. В этом году наша страна добыла более 30 миллионов тонн нефти".

На весенней сессии парламента (Милли Меджлис, ММ) парламентарии намерены вернуться к вопросу о необходимости пересмотра условий эксплуатации, т.е. повышения арендной платы, Габалинской радиолокационной станции ("Дарьял"). Об этом заявил "Эхо" депутат Захид Орудж. Он не сомневается, что поднятый им вопрос найдет "понимание" у большинства коллег в парламенте.

"Эхо" пишет: "Следует отметить, что вопрос был вновь актуализирован после того, как Россия создала газовую и миграционную проблему для Азербайджана. Хотя Орудж считает, что ни в коем случае нельзя искать в этом вопросе политическую подоплеку. По его словам, мнения о том, что якобы Азербайджан начинает предпринимать меры против России, чтобы помешать северному соседу заниматься сбором информации в целях обеспечения своей безопасности, также не имеют никакого основания. "Это предложение выдвинуто исключительно из-за экономических соображений. Этому поспособствовала сама Россия, отбросив в сторону добрососедские отношения и пытаясь рассматривать все в плоскости рыночных отношений. В этом случае мы тоже должны подхватить эту экономическую конъюнктуру, в хорошем смысле этого слова. Потому что до заключения договора о 10-летней аренде Габалинской РЛС в 2002 году Россия достаточно смогла использовать эту станцию по низким ценам, - вспоминает народный избранник. - Когда стороны остановились на 7-миллионной цене, также существовало несколько параметров: экологическое воздействие, цена информации с точки зрения безопасности, цена имущества, электроэнергии и т.д. В тот период Азербайджан пошел на уступки. Поэтому я считаю, что поднятый нами вопрос не идет вразрез с чьими-то интересами". Вместе с тем Захид Орудж указал, что он и его коллеги не преследуют цели приостановить работу станции или расторгнуть договор с российской стороной, что может привести к ухудшению отношений между двумя странами. "Мы говорим: пусть Россия работает на станции и держит под контролем территорию от Ближнего Востока до Индийского океана посредством информационного центра. Это личное дело России. Во всяком случае, в договоре указано, что Россия не должна использовать эту информацию против Азербайджана. Но нужно создать рабочую группу в ММ для пересмотра арендной платы. Можно повысить эту цену до 10-11 миллионов долларов и т.д. Насколько я информирован, в парламенте есть депутаты, которые разделяют мое мнение". "Могу лишь сказать, что Азербайджан не должен демонтировать Габалинскую РЛС или оставить без использования такой стратегический центр. Правда, во многих странах ликвидировали деятельность таких станций или изменили их функции. Что касается возможности использования этой станции другими силами, то азербайджанская сторона предприняла все необходимые шаги в этом вопросе"".

25 января в Баку состоялось первое в этом году заседание каспийского интеграционного делового клуба "Перспективы развития азербайджано-российских деловых отношений", пишет "Реальный Азербайджан". Как сказал на заседании торговый представитель России в Азербайджане Юрий Щедрин, в 2006 году объем товарооборота между Азербайджаном и Россией составил $1,5 млрд., увеличившись на 50% по сравнению с 2005 годом. "Положение в 2007 году вызывает у нас некоторое беспокойство по поводу того, что нам, возможно, не удастся достигнуть планируемого объема товарооборота в $2 млрд. Причиной тому являются неудачные переговоры по покупке российского газа. Из этого следует, что примерно $500 млн. выпадут из оборота", - сказал Щедрин. С 1 января Азербайджан полностью прекратил импорт природного газа из России. "Основой показателей взаимной торговли является растущий потенциал экономик двух стран, а также взаимоотношения глав государств наших стран", - сказал Щедрин. Россия попытается компенсировать снижение товарооборота из-за газовой проблемы за счет других товарных позиций.

"Русский алюминий" все еще настаивает на предоставлении льгот по поставкам электроэнергии, как условия для строительства нового алюминиевого комплекса в с Азербайджане, сообщает ИА "Финэко". Как заявил торговый представитель России в Азербайджане Юрий Щедрин, требования о предоставлении льгот на энергоресурсы выдвигались российской стороной, потому что в производстве алюминия 75% затрат приходится на электроэнергию. "Стадию переговоров между "Русалом" и Азербайджаном пока определить сложно. Сейчас вроде бы интерес имеет место, но пока нет договоренностей", - сказал Щедрин. "Русал" готов инвестировать в новое производство мощностью 300 тыс. тонн алюминия $1 млрд. Потребность комплекса в электроэнергии составляет 5 млрд. кВт/часов в год.

АО "Газпром" направило правительству Азербайджана новые предложения о сотрудничестве, передает "Тренд". Как сообщил глава торгового представительства РФ в Азербайджане Юрий Щедрин, "Газпром", в частности, предложил использовать азербайджанские газохранилища для хранения российского газа с целью экспорта топлива в южные регионы России. По его словам, у Азербайджана большой опыт в хранении газа. Несмотря на то, что действующие газохранилища используются для хранения собственного газа, сущностью предложений "Газпрома" является их расширение и использование дополнительных пластов. Щедрин сказал, что не следует политизировать вопрос отсутствия договоренности между Азербайджаном и Россией по поставкам газа. Он не видит причин для закрытия представительства "Газпромэкспорта" в связи с неудавшимися переговорами. "Если сегодня Азербайджан нуждается в российском газе, то, учитывая реализацию крупного проекта "Шахдениз", в последующие годы Азербайджан может стать экспортером газа в южные регионы России", - сказал Юрий Щедрин.

Российская сторона остается на прежних позициях в отношении организации сборки в Азербайджане грузовиков марки "КАМАЗ". Как заявил в Баку торговый представитель России в Азербайджане Юрий Щедрин, еще в августе 2006 года руководство РАО "КАМАЗ" направило Азербайджану предложения по созданию совместного предприятия по сборке и модификации автомобилей. "Объем производства - до 1,5 тыс. автомобилей в год. Как мне известно, предложения рассматриваются. Мы попросили ускорить процесс", - сказал Щедрин. Азербайджанскую сторону смущают высокие требования России по долевому участию. "Запрашиваемые льготы касаются участия в прибыли. Российская сторона затребовала 75% доли, и по 8 позициям она готова сесть за стол переговоров", - сказал Щедрин. ("РеалАзер")

РАО "Единые энергосистемы России" (ЕЭС) внесло в правительство Азербайджана документ "Презентация РАО "ЕЭС". По словам торгового представителя России в Азербайджане Юрия Щедрина, в документе изложен перечень услуг, которые может предоставить РАО, в том числе и по управлению энергосетями Азербайджана. "Кроме того, там вносится предложение по наращиванию сетей и генерирующих мощностей, модернизации Мингечавирской гидроэлектростанции. Нам известно, что Министерство экономического развития серьезно рассматривает этот документ", - сказал Щедрин. Размер инвестиций РАО "ЕЭС" и формат сотрудничества будет зависеть от того, что заинтересует Азербайджан. Пока РАО "ЕЭС" обязалось поставить в 2007 году в Азербайджан до 700 млн. кВт/часов электроэнергии при сохранении прежней цены. ("Эхо")

Азербайджан-Армения. Карабах

Из интервью Ильхама Алиева газете "Фигаро", распространенного ИА "АзерТАдж":

"В Москве прошла встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении по проблеме Нагорного Карабаха. Есть ли подвижки в этом вопросе?

К сожалению, никаких результатов пока нет. Это в основном связано с неконструктивной позицией Армении, которая нарушает целый ряд элементов международного права и продолжает оккупировать азербайджанские земли. В результате этой захватнической политики и этнической чистки миллион азербайджанцев оказались в положении беженцев и переселенцев. Оккупировано 20 процентов наших территорий. Завершив этническую чистку и изгнав последнего азербайджанца не только из Нагорного Карабаха, но и прилегающих к нему территорий, они провели недавно так называемый конституционный "референдум". Это было полностью незаконным действием, которое осудили все международные организации. ОБСЕ, в том числе сопредседатели Минской группы этой организации - Соединенные Штаты, Франция и Россия, а также Европейский союз, Совет Европы, Организация "Исламская конференция", ГУАМ, Турция - все осудили этот шаг и заявили, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Кроме того, территориальная целостность Азербайджана признана и получает поддержку ООН. Поэтому все попытки Армении, направленные на отторжение Нагорного Карабаха от Азербайджана, будут безуспешными и бесперспективными. Им просто следует понять, что этого никогда не случится. Азербайджан никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха. Им предлагается высокий уровень автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана. Примеры такой автономии есть во многих странах. То есть меньшинства там живут как меньшинства. Быть меньшинством не означает, что ты обладаешь правом отторгнуть территорию, на которой живешь, от страны. Что произойдет, если каждое меньшинство в мире будет требовать независимости для себя? Это будет катастрофой. Меньшинства есть во многих странах, и эти страны нормально живут".

В Москве 23 января завершился очередной раунд консультаций на уровне глав МИД Азербайджана и Армении в формате "один на один" и с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как сообщает ИА "Тренд", встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна состоялась по поручению президентов Азербайджана и Армении о продолжении контактов после встречи в Минске. Эльмар Мамедъяров в интервью ИА "Тренд" сообщил, что в ходе московской встречи состоялся интенсивный обмен мнениями по проблеме разрешения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. На встрече обсуждались основные принципы урегулирования. По его словам, в ходе переговоров основное внимание было сфокусировано на последнем принципе урегулирования конфликта. Характеризуя атмосферу московских переговоров, Мамедъяров назвал их "достаточно сложными", отметив, что переговорный процесс будет продолжен. Стороны договорились продолжить контакты на уровне глав МИД Азербайджана и Армении.

Из интервью политолога, бывшего госсоветника Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафы Гулузаде Day.Az:

"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ сегодня абсолютно лишены поля деятельности и возможности давать какие-либо дельные предложения по решению нагорно-карабахского конфликта. Дело в том, что все предложения по карабахскому урегулированию в свое время были даны профессиональным российским конфликтологом Владимиром Казимировым, причем поданы так, что это не устроило стороны конфликта. Сопредседатели сегодня прекрасно осознают, что в нынешних условиях никакого урегулирования не ожидается. При всем при этом еще неизвестно, как решится судьба Косово. Возможно, никакого прецедента там создавать не будут, а будет найдена модель, согласно которой Косово, получив широкие права самоуправления, останется в составе Сербии. Нам же косовское урегулирование, чем бы оно ни завершилось, никак не угрожает и не влияет на процесс решения проблемы Нагорного Карабаха. Но в любом случае, сопредседателям необходимо озвучивать какие-нибудь инициативы, чтобы создать имитацию своей "кипучей деятельности". Все их разговоры о решении конфликта не выходят за рамки обывательского чаепития, так как разногласия между Баку и Ереваном на данном этапе неразрешимы. Азербайджан никогда не смирится с оккупацией значительной части своей территории, Армения же так просто никогда ее не вернет. В то же время на нашей стороне четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН, требующие от Армении безоговорочного освобождения всех оккупированных азербайджанских земель. Международное право сегодня полностью признает Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджана. По этой причине, если честно, мне сопредседателей искренне жаль. Ведь постоянная имитация прогресса в карабахском урегулировании является очень сложным делом. Думаю, если бы я продолжал непосредственно быть внутри этого процесса, то наверняка заработал бы инсульт или инфаркт. Потому-то сопредседатели так часто и меняются.

Стало быть, решение конфликта бесперспективно?

Перспективы, конечно же, есть. И они известны: наши земли будут нашими. И возможности для этого следует изыскивать внутри страны, а это - проведение реформ, подъем азербайджанской экономики, улучшение уровня жизни населения, повышение боеспособности армии, демократизация общества. Без демократизации общество обречено на стагнацию, и в таком случае ни о каком прогрессе говорить невозможно.

А насколько целесообразно давать карабахским сепаратистам еще пару десятков лет вольной жизни? Молодое поколение азербайджанцев и без того уже знакомо с Нагорным Карабахом лишь по рассказам взрослых и видеохронике.

Я согласен вернуть Карабах сегодня. Но если сейчас Азербайджан станет инициатором боевых действий, всю вину за это международное сообщество возложит именно на нас, и никто не будет говорить о том, что азербайджанская армия совершает праведное дело - освобождает свои же земли, оккупированные врагом. Совершенно очевидно, что вовсе не Армения, являющаяся сегодня фактически частью России, является стороной конфликта. А воевать с Россией мы не можем. Именно благодаря Москве были оккупированы Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия. И целью этого было не допустить прихода НАТО на Кавказ. Когда же России будет все равно, что будет с Южным Кавказом, тогда все эти конфликты решатся без войны. Сейчас же российские дипломаты говорят о том, что в ближайшие 10-15 лет они не видят решения карабахского конфликта. А это означает, что они просто его не допустят. Поэтому нам надо подождать, как сложится дальше геополитическая ситуация. Либо США и НАТО вытеснят Россию с Кавказа, а Азербайджан успешно интегрируется в евро-атлантическое сообщество, либо же сама Россия окрепнет (а сейчас видны и такие тенденции), а США ослабнут. Возможность ослабления Соединенных Штатов, как бы это парадоксально ни звучало в отношении единственной на сегодня супердержавы, тоже исключать нельзя. Эта страна сейчас находится в довольно тяжелом положении, будучи неспособной решить проблемы в Афганистане, Ираке. Плюс ко всему есть предположения о возможности военного вторжения в Иран, что при любом исходе дел также не способствует укреплению США. Иными словами, сейчас сложилась ситуация ожидания, в которой нам нельзя, как говорится, грызть семечки и нужно быть готовыми к развитию ситуации в любом русле.

Трудности, с которыми сталкиваются США, понятны. А насколько вероятна возможность укрепления России до такой степени, чтобы вновь укрепиться на Южном Кавказе, вытеснив Вашингтон?

Об этой возможности говорят нынешние процессы, проходящие в России. Но так или иначе, Кремлю следует отказаться от все еще свойственных ему имперских замашек. Сегодня в России есть определенные признаки демократического развития, развивается рыночная экономика. В свое время царская Россия потерпела крах из-за сосредоточения экономики в руках ограниченного круга людей, СССР рухнул из-за отсутствия рыночной экономики. Нынешней же России, вставшей на путь развития рыночной экономики, необходимо устойчивое демократическое развитие. Как говорится, в этом смысле Россия лишь немного беременна, а должна быть полностью беременна демократией. И самое главное, эта страна должна избавиться от имперских амбиций. Империя никогда не может стать подлинно демократическим государством.

Один из армянских сайтов на днях сообщил о том, что Роберт Кочарян, не имеющий согласно Конституции Армении права баллотироваться в следующем году на очередной президентский срок, может вновь возглавить сепаратистский режим Нагорного Карабаха. Что вы думаете на этот счет?

Этот вопрос лучше всего адресовать к работнику Министерства обороны России. Известный факт, что в России дипломаты занимаются простой имитацией, а политику страны в действительности формируют силовые структуры - Минобороны, ФСБ и др. Еще в мою бытность на госслужбе во время моих переговоров с российским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Казимировым я прекрасно знал, что он в значительно большей степени зависит от российского Минобороны, нежели МИД, к которому был приписан официально. И потом, я более-менее знаю Р. Кочаряна. Он не из тех людей, кто жаден до власти. И если не вмешаются покровители Армении, он бы наверняка предпочел после завершения президентских полномочий уехать куда-нибудь во Францию". (Day.Az)

Я не верю, что Сенат Франции в ближайшее время может рассмотреть законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за отрицание Геноцида армян в Османской Турции, предложенный Национальным собранием. Об этом, как передает "Тренд", заявил журналистам посол Франции в Азербайджане Бернар дю Шафо. По его словам, до сих пор вопрос даже не включен в повестку Сената. Учитывая, что в стране начался предвыборный период, ожидать обсуждения и принятия данного законопроекта было бы неверно, отметил посол. При этом он добавил, что по прошествии времени шансы на принятие этого закона уменьшатся.

Экономика

По сообщению Министерства финансов Азербайджана, сумма кредитов, привлеченных Азербайджаном из-за рубежа в течение 2006 года, составила 1 972 млн. долларов, что равно 9,9% от ВВП. За отчетный период сумма внешнего долга на душу населения достигла 232,5 доллара. 20% кредитов были привлечены на экономические реформы, из них 6,8% пришлось на долю Международного валютного фонда, 13,1% - Всемирного банка. (АПА)

В 2006 году цены на продовольственные товары в Азербайджане выросли на 11,9%, сообщил на пресс-конференции председатель Государственного комитета по статистике (ГКС) Ариф Велиев. Цены на непродовольственные товары увеличились на 5,3%, а тарифы на услуги - на 2,6%. В целом в прошлом году, по данные ГКС, индекс потребительских цен в стране повысился на 8,3%. Комментируя ситуацию на рынке, Велиев отметил, что дальнейшее подорожание потребительских товаров, в частности двузначная инфляция, в Азербайджане не исключено. По его словам, в связи с повышением тарифов на энергоносители в стране возможен рост инфляции. "В структуре себестоимости потребительских товаров удельный вес затрат на энергию и топливо составляет не более 7%, и повышение цен на эти группы товаров может в некоторой степени повлиять на инфляцию в стране". Правда, руководство ГКС подчеркивает, что на рынках страны существуют точки реализации, которые сами искусственно поднимают цены на свою продукцию. ("Эхо")

По сообщению Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), в 2006 году было экспортировано 2 миллиона 925 тысяч 690,9 тонны нефтепродуктов, в том числе 338 тысяч 939,5 тонны автомобильного бензина, 1 миллион 406 тысяч 180,3 тонны дизельного топлива, 216 тысяч 993,9 тонны авиационного топлива, 29 тысяч 965,2 тонны бензина первичной перегонки, 870 тысяч 535,5 тонны топочного мазута, 45 тысяч 230,6 тонны смазочных масел, 17 тысяч 845,9 тонны нефтяного битума. ("АзерТАдж")

Объем внешнеторгового оборота Азербайджана за 2006 год составил $11,637 млрд. Как сказано в сообщении Государственного таможенного комитета, за указанный период из страны были экспортированы товары 2242 наименований на сумму $6,37 млрд., а импортированы товары 5935 наименований на $5,265 млрд. Положительное сальдо по импортно-экспортным операциям составило $1,1 млрд. В 2006 году резидентами и нерезидентами Азербайджана осуществлялись торговые операции со 140 странами мира. Во внешнеторговых операциях были задействованы 13003 физических и юридических лица, в том числе 3782 юридических и 9221 физическое лицо. Доля государственного сектора в экспортных операциях составила 57,65%, частного сектора - 40,84%, доля физических лиц - 1,52%.

Национальный банк Азербайджана (НБА) констатировал рост расширенной денежной базы за 2006 года на 2,3% при росте за декабрь на 30,4%. Как сообщили ИА "Финэко" в НБА, объем резервных денег к 1 января 2007 года вырос на 1158,8 млн. новых манатов (AZN), составив 2044,6 млн. AZN против 885,8 млн. AZN к началу года. Без учета сезонных факторов, чистый рост денежной базы в декабре составил 2,3% с начала года, а по сравнению с декабрем 2005 года - 3%. К 1 января 2007 года денежная база в манатах составила 1599,5 млн. AZN против 687,8 млн. AZN к началу года. По обменному курсу на отчетную дату объем резервных денег составлял $2346,4 млн. (1 манат = 1,13 доллара).

По данным Госкомитета по статистике, по состоянию на 1 января 2007 года в стране в качестве безработных были официально зарегистрированы 53,862 тыс. человек, 51,1% которых составляют женщины. Трудоспособное население страны составляет 3973 тыс. человек, из которых 33,4% работают по найму. ("АзерТАдж")