В 2006 году сибирские регионы вышли из информационной тени и стали оказывать весьма заметной влияние на федеральную повестку дня. Процессы, проходящие в Сибири, зачастую являются не просто отображением общефедеральных трендов. Многие события, произошедшие за Уралом, стали началом для мощных федеральных политических или экономических кампаний. А иногда и наоборот - выступили серьезной проверкой на прочность для них. ИА REGNUM предлагает вниманию читателей обзор главных событий 2006 года.

Объединение Иркутской области и Усть-Орды

Главным политическим событием Сибири в 2006 году можно считать референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в ходе которого жители этих субъектов федерации высказались за их объединение. Плебисцит состоялся 16 апреля. При явке чуть меньше 69% за создание нового региона высказались 89,76% проголосовавших. Успех проведения объединительного референдума приписывают губернатору Иркутской области Александру Тишанину, который, в отличие от своего предшественника экс-губернатора Бориса Говорина, и при очень активной поддержке полпреда Анатолия Квашина, а также федерального центра, смог справиться с противодействием местных элит. Глава Усть-Орды Валерий Малеев 8 октября избрался на довыборах в Госдуму, однако не мог получить мандат до тех пор пока 15 декабря Госдума не приняла поправку о передаче управления Усть-Ордой губернатору Иркутской области на время переходного периода. Как сообщал ИА REGNUM, новый субъект РФ появится с 1 января 2008 г. и будет иметь наименование "Иркутская область". Переходный период продлится до 1 января 2009 г., когда должны быть сформированы все органы управления регионом. А 17 марта 2007 года объединительный референдум пройдет в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.

Республика Алтай не спешит слиться с Алтайским краем

На фоне триумфально проведенной операции по слиянию иркутских регионов, провалом обернулась попытка объединить Республику Алтай и Алтайский край. 3 ноября глава республики Александр Бердников заявил, что администрация президента РФ поставила точку в споре о возможном объединении республики с Алтайским краем. По словам Бердникова, что в Кремле "вопрос объединения снят с повестки дня". Этому предшествовала ожесточенная полемика между сторонниками объединения (в основном, представленных политиками Алтайского края и руководителями полпредства) и противниками, среди которых фигурировали политики и общественность Республики Алтай. Эта полемика, то обостряясь, то затухая, длилась с 1999 года. 31 октября, незадолго до заявления Бердникова, в Горно-Алтайске состоялся многотысячный митинг против объединения регионов, а республиканский парламент принял специальное заявление о недопустимости слияния двух субъектов федерации.

Тува стала политически неуправляемой

Главный политический скандал года произошел в Тыве. 8 октября на выборах в местный законодательный орган Великий Хурал "Единая Россия" неожиданно не победила. При том, что по сведениям газеты "КоммерсантЪ", президент Тывы Шериг-оол Ооржак пообещал единороссам аж 80% голосов, на самом деле едва набралось 45. Мироновская Партия жизни получила в Хурале на одно место больше. Вместо того, чтобы принять результаты выборов, "Единая Россия" оспорила в суде результаты голосования по некоторым кандидатам из РПЖ. Руководитель горизбиркома отменил результаты голосования на некоторых избирательных участках. В результате единороссы получили большинство. РПЖ подала в суд 5 исков на необоснованность отмены выборов, а руководителя горизбиркома сняли с должности. Суд уже удовлетворил 3 иска из поданых, но, будучи уверенными, что РПЖ выиграет все дела, представители партии бойкотируют заседания Великого Хурала. В политический кризис пытался вмешаться полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, но даже жесткость его позиции и обещание "черных дней" ослушникам не изменили ситуацию. В последний раз в 2006 году Хурал предпринял попытку (7-ю по счету) собраться 28 декабря. Попытка сорвалась - на заседание пришли 10 из 27 избранных депутатов.

Труба на Китай

21 марта в ходе официального визита в Китай президент России Владимир Путин заявил о намерении российских властей построить экспортный газопровод в Китай. По газопроводу "Алтай" газ из месторождений Сибири будет поставляться в бурно развивающийся Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, который граничит с Республикой Алтай. Строительство газопровода начнется в 2008 году, его протяженность составит почти 2,7 тыс. км. Стоимость проекта оценивается в 363,24 млрд. рублей.

Путин отодвинул трубу от Байкала

26 апреля в Томске на совещании с участием глав сибирских регионов президент России Владимир Путин после невразумительного объяснения главы "Транснефти" Семена Вайнштока, как будет защищен Байкал от возможных аварий на Восточном нефтепроводе, подошел к карте и маркером нарисовал, где, по его мнению, должна проходить трасса - не менее, чем в 40 км от озера. Через месяц была согласована другая траектория - 400 км к северу от Байкала. Владимир Путин, по сути, встал на сторону общественности и экологов, которые на протяжение всего времени обсуждения плана обхода Байкала заявляли о губительности такого проекта для уникального озера. И хотя в успех акций экологов мало кто верил, их поддержали губернатор Иркутской области Александр Тишанин и полпред в СФО Анатолий Квашнин, а также 70 депутатов Госдумы. Кстати, главный российский защитник природы, замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь сначала грозил Вайнштоку Генпрокуратурой, однако после инспекции мест прохождения будущей трассы признал, что проект "Транснефти" - единственно возможный. Оказалось, не единственный. Несмотря на то, что проект после президентской корректировки может подорожать на несколько миллиардов долларов, нашлись в коррекциях и положительные моменты. Новая трасса нефтепровода подходит к тем месторождениям, которые раньше не эксплуатировались в том числе и из-за проблем с транспортировкой нефти с них. Не говоря уже о дополнительных рабочих местах в депрессивных регионах северного Прибайкалья.

"Сибнефть" переехала в Питер

13 мая внеочередное собрание акционеров ОАО Сибнефть приняло решение о смене названия компании на "Газпромнефть" и ее перерегистрации в Санкт-Петербурге. Ранее "Сибнефть" была зарегистрирована в Омске. В начале июня ОАО "Газпромнефть" официально встало на налоговый учет в Петербурге. В результате бюджет Омской области потерял 14 млрд. рублей налоговых отчислений в год. Против перерегистрации крупнейшего налогоплательщика выступал и губернатор региона Леонид Полежаев и полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин. Также за сохранение "Сибнефти" в Омской области высказался министр финансов России Алексей Кудрин, за что Квашнин пообещал его сделать почетным жителем Омской области. Но этому не суждено было сбыться. С другой стороны потеря крупного налогоплательщика настроила омские власти на работу по наполнению бюджета. А тот же Минфин принял на себя обязательства по компенсациям бюджетных потерь из-за ухода нефтяного гиганта. А "Сибнефть" (теперь - "Газпромнефть") сразу же по переезду в Санкт-Петербург погрязла в крупном скандале. Компанию обвинили в уводе налогов из бюджета города, а также в разрушении исторического центра при строительстве штаб квартиры "Газпром-сити". Примечательно, что одним из пунктов обоснования целесообразности переезда "Сибрнефти" как раз значилась потребность Северной столицы в дополнительных денежных средствах на содержание архитектурных памятников.

Мэр Томска за решеткой

Под занавес года в Сибири прогремел громкий коррупционный скандал. 6 декабря в собственном кабинете был задержан мэр Томска Александр Макаров. 11 декабря суд вынес постановление об его аресте и отстранения от должности. Градоначальник подозревается в злоупотребление должностными полномочиями (часть 2 статьи 285 Уголовного кодекса РФ) и соучастии в вымогательстве в целях получения имущества в особо крупном размере (часть 5 статьи 33, пункт "б" части 3 статьи 163 УК РФ). 25 декабря прокуратура возбудила еще 2 уголовных дела в отношении Макарова. Как сообщало ИА REGNUM, по одному из них Макаров обвинялся в хранении наркотических средств - опия в особо крупном размере (часть 2 статьи 228 УК РФ), который был обнаружен при обыске по месту жительства мэра и его супруги. Это случилось сразу после заявления Макарова о желании участвовать в кампании по выборам региональную Думу в качестве кандидата. Сразу же после ареста Макарова исключили из "Единой России". Известие об аресте градоначальника не вызвало какого-то ажиотажа среди мэров и губернаторов Сибири. Их комментарии сводились к тому, что, если ты нарушил закон, никто не посмотрит на твои деловые качества, и что в о всем должен разобраться суд. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин заявил, что ничуть не сомневается в состоятельности обвинений против мэра.

Трагедия на реке Туекта (Республика Алтай)

Не обошли в 2006 году Сибирь стороной и трагические события. 8 августа 16-летний житель села Туекта Онгудайского района Республики Алтай Руслан Кулиш убил находящихся здесь на отдыхе журналиста из Омска Александра Петрова, его жену Алену и их сыновей - 7-летнего Никиту и 3-летнего Артема. Преступление было совершено из корыстных соображений - подросток хотел покататься на автомобиле убитых. Через неделю Кулиш был задержан, а 28 декабря был осужден к максимально возможному для несовершеннолетних наказанию - 10 годам лишения свободы. Помимо этого суд удовлетворил требование отца убитого о взыскании с Кулиша 1 млн. рублей морального ущерба и более 100 тыс. рублей - материального. Эти средства Анатолий Петров по мере их поступления намерен направлять в один из омских детских домов.

Иркутский авиатреугольник

9 июля в иркутском аэропорту при посадке загорелся и врезался в близстоящие гаражи аэробус А-310 авиакомпании "Сибирь" с 204 пассажирами на борту. В результате пожара погибли 125 человек, в том числе 5 членов экипажа, спаслись 79 человек. Разбор происшествия показал целый набор причин, приведших к трагедии. И неудачное географическое расположение аэропорта, при котором самолеты вынуждены заходить на посадку по достаточно сложной траектории. Выяснилось, что гаражи, вплотную примыкающие к внешнему периметру аэропорта поострены без соответсвующих разрешений и в нарушение всех норм безопасности. Министр транспорта Игорь Левитин также одним из факторов назвал недостаточный запас длины взлетно-посадочной полосы. Но виновным в происшествии был признан экипаж лайнера. 22 ноября межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил, что причиной крушения самолета А-310 в аэропорту Иркутска стали ошибки пилотов, которые задали неправильные режим реверса левого двигателя. ИА REGNUM тогда писало, что иркутский аэропорт печальный лидер по количеству аварий. В частности авиакатастрофа, которая случилась в небе над Иркутском 3 июля 2001 года, унесла жизни 145 человек - 136 пассажиров, в их числе шестеро детей и 9 членов экипажа. Тогда при заходе на посадку разбился пассажирский самолет Ту-154М компании "Владивосток Авиа", выполнявший рейс Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. Лайнер упал в лесном массиве возле поселка Бурдаковка на третьем развороте при заходе на посадку. Сразу после падения взорвались баки с горючим, после чего самолет сгорел практически дотла. Обломки самолета были разбросаны на площади 2 км. Тогда тоже всю вину возложили на экипаж.