1. 12 ноября 2006 года в Южной Осетии состоялся референдум о независимости и выборы президента

Согласно официальному сообщению ЦИК Южной Осетии, общее количество граждан, внесенных в списки для тайного голосования, составило 55 163 человека. Из них в голосовании приняло участие 52 163 человека, что составляет 95,1% от общего числа граждан, обладающих правом голоса. В поддержку вынесенного на референдум вопроса: "Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом", проголосовало 51 565 человек, что составляет 99,88% от общего числа избирателей, против проголосовало 60 граждан, или 0,12% числа избирателей. Согласно итоговому протоколу, по результатам выборов президента Республики Южная Осетия, Эдуард Кокойты получил 51150 голосов (98,1%), избравшись на второй срок президентства.

2. Обострение взаимоотношений между Россией и Грузией

2006 год стал периодом наибольшего накала в грузино-российских отношениях, что не могло не отразиться на ситуации в Южной Осетии. Экономическая блокада Южной Осетии со стороны Грузии, которая в уходящем году приняла еще более жесткие формы, нанесла значительный ущерб местным сельскохозяйственным производителям. Затруднен сбыт сельскохозяйственной продукции, являющейся основным источником заработка для тысяч жителей сел, расположенных в зоне грузино-осетинского конфликта. Остановка работы Эргнетского оптового рынка на границе Грузии и Южной Осетии, якобы в рамках борьбы с контрабандой, способствовала массовой миграции предпринимателей из грузинских сел Южной Осетии, занятых в сферах мелкого и среднего бизнеса. В Цхинвали прошли массовые акции протеста, в том числе и с участием грузинских жителей региона, которые обратились к международному сообществу с требованием осудить политику Михаила Саакашвили.

3. В 2006 году начато строительство газопровода между Северной и Южной Осетией

По оценкам специалистов, данный проект является уникальным. Общее количество рабочих мест при строительстве газопровода составит более 2000. Газопровод, протяженностью 160 км, диаметром 400 мм, будет пролегать через 4 горных хребта на высоте 3148 метров. Стоимость строительства газопровода составляет $650 млн., объем поставок - 55 млн. куб. м в год. По оценкам специалистов, подача российского газа в Южную Осетию не только обеспечит энергетическую независимость Южной Осетии от Грузии, но и позволит поставлять газ, стоимость которого будет в несколько раз дешевле той цены, которую сегодня платит Южная Осетия Грузии (150 долларов за 1000 куб.м.- ред).

4. В уходящем году в Южной Осетии произошло увеличение экономических показателей

Правительство дважды повысило зарплату бюджетникам. Средняя зарплата в республике составляет около 3000 рублей. Задействован процесс назначения российских пенсий гражданам Южной Осетии. Максимальную пенсию в размере до $300 получают участники и инвалиды Великой Отечественной войны и граждане старше 80 лет. В рамках реализации президентской программы по усовершенствованию телевидения и связи установлена новая телевизионная вышка, где имеется самое современное цифровое телевизионное оборудование. Строительство радиорелейной линии связи с Россией позволяет сегодня звонить из России в Республику Южная Осетия по внутрироссийскому коду. При этом, плата за один звонок с 30 рублей снизилась до 3 рублей. То же самое происходит при обратном звонке из Южной Осетии в Россию. Это позволило получить дополнительные каналы для интернета и телевещания, а также уйти от возможности контроля связи со стороны Грузии. Кроме того, наблюдается увеличение показателей на ряде югоосетинских предприятий - "Электровибромашина", "Эмальпровод", завода по изготовлению соков и фруктовых вод, молзавода и др.

5. "Альтернативное" правительство

12 ноября по инициативе "Союза национального спасения Южной Осетии", в селах, неподконтрольных властям Южной Осетии, были проведены т.н. выборы "альтернативного" президента Южной Осетии, которым стал бывший премьер- министр Южной Осетии, бывший министр обороны Дмитрий Санакоев. По имеющейся информации Грузия оказывает "альтернативному" правительству значительную поддержку, в том числе и финансовую. Согласно источникам, Дмитрий Санакоев уже приступил к формированию собственной армии, в состав которой войдут и наемники. В Цхинвале заявляют, что т.н. "правительство" Санакоева планирует организацию ряда провокаций, в том числе и против российских миротворцев, что может способствовать столкновениям в регионе. Санакоев также заявил о том, что начинает переговоры с официальным Тбилиси по вхождению Южной Осетии в состав Грузии.

6. Госдума РФ приняла заявление "Об итогах референдума в Южной Осетии по вопросу о предоставлении ей независимости и об итогах выборов президента Южной Осетии 12 ноября 2006 года"

Депутаты Госдумы считают, что итоги референдума в Южной Осетии должны быть в полной мере учтены международным сообществом ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе. Россия, полагают в Госдуме, должна выстраивать свою политику с учетом волеизъявления народа Южной Осетии, в соответствии с международными правовыми нормами и прецедентами и законодательством РФ. В Цхинвале полагают, что данное заявление Госдумы РФ, направленное в международные организации, является шагом на пути признания независимости Южной Осетии.

7. В 2006 году была создана Межпарламентская Ассамблея Содружества "За демократию и права народов" (включает Абхазию, Приднестровье и Южную Осетию)

В ходе проведения первой сессии в Москве 18 декабря с.г. Межпарламентская Ассамблея Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии обратилась в Межпарламентскую Ассамблею Евразийского Экономического Сообщества с предложением о сотрудничестве, а также к мировому сообществу с призывом признать результаты референдумов в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии. Это первая структура, объединяющая непризнанные государства на постсоветском пространстве.

8. В 2006 году в Цхинвале было совершено 2 террористических акта

Это был беспрецедентный для маленькой кавказской республики показатель. В ходе терактов были убиты два осетинских подростка, а также секретарь Совета Безопасности Южной Осетии Олег Алборов, несколько человек получили ранения. Всю вину за случившееся официальный Цхинвал возложил на грузинскую сторону. Прошедший год также был обозначен серией мелких взрывов, в результате которых имелись раненые.

9. Уходящий год можно обозначить как кризисный в переговорном процессе

Вторая половина года была обозначена срывом трех заседаний Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Согласно заявлениям югоосетинской стороны, Грузия преследует цель разрушить существующий формат переговорного процесса и переключить его на двусторонний формат, при котором Россия становится посредником в урегулировании. Весьма показателен в этой связи был отказ государственного министра Грузии Мераба Антадзе от участия во встрече президента Южной Осетии с сопредседателями СКК, состоявшейся 27 декабря, и проведение им в тот же день встречи с т.н. "альтернативным" президентом Южной Осетии Дмитрием Санакоевым. Позиция Южной Осетии остается неизменной - в Цхинвале заявляют, что только сохранение имеющегося формата в переговорном процессе может реально привести к положительной динамике в развитии урегулирования взаимоотношений между Грузией и Южной Осетией.

10. Усиление интеграции Северной и Южной Осетии

В 2006 году прошло три совместных межправительственных заседания Северной и Южной Осетии. Стороны разработали и приняли широкомасштабную программу социально-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В Цхинвале начало функционировать официальное представительство Северной Осетии. Был задействован режим льготного пересечения Транскавсказской автомагистрали для югоосетинских грузов.