Власть. Азербайджан-Россия. Азербайджан-США. Азербайджан-Армения. Карабах. Экономика.

Власть

Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение об увеличении с 1 января 2007 года на 50 процентов ежемесячного пособия, выплачиваемого вынужденным переселенцам в качестве компенсации расходов на питание. Это означает, что размер ежемесячного пособия увеличится до 9 манатов (10 долларов). Это пособие выплачивается в расчете на каждого человека и сейчас составляет 6 манатов (7 долларов). ("Медиафорум")

20 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ о повышении минимального размера среднемесячной заработной платы. В соответствии с указом, с 1 января 2007 года минимальная заработная плата увеличится до 40 манатов (45 долларов США). По планам правительства в течение 2007 года она должна вырасти до 50 манатов, в 2008 году - до 60 манатов. ("Бакинский рабочий")

Президент Азербайджана Ильхам Алиев своим указом утвердил закон "О прожиточном минимуме и пределе критерия потребности на 2007 год в Азербайджане". По сообщению пресс-службы президента АР, в тексте закона говорится, что с 1 января 2007 года прожиточный минимум повышается в среднем до 64 манатов (70 долларов), для трудоспособного населения - до 70 манатов (около 80 долларов), пенсионеров - 49,7 маната, для детей - 52,4 маната. Предел критерия потребности с 1 января 2007 года определен в размере около 40 долларов. Кабинету министров дано распоряжение в течение 2 месяцев со дня вступления закона в силу (1 января) подготовить предложения о приведении нормативных актов в соответствие с ним и решить другие вопросы, связанные с реализацией закона. ("525-я газета")

Выступая 20 декабря в Нахичевани, президент Ильхам Алиев отметил, что экономика Азербайджана развивается быстрыми темпами. По его словам, экономические возможности страны, продуманная политика позволяют говорить о том, что в короткие сроки будут решены все существующие проблемы. Он сообщил, что за последние 3 года количество новых рабочих мест в Азербайджане составило 500 тысяч, а в течение 4 лет госбюджет страны увеличился в 4 раза. По словам президента, в настоящее время за счет госбюджета реализуются крупные проекты, и азербайджанская сторона уже ни к кому не обращается за кредитами. В Нахичеванской Автономной Республике при участии президента была сдана в эксплуатацию новая модульная электростанция. На электростанции установлено 10 генераторов мощностью 8,7 МВт каждый. Построена также новая подстанция. Подрядчиком строительства выступила финская компания Wartsila. Президент также участвовал в церемонии открытия гидроэлектростанции, расположенной на водохранилище имени Гейдара Алиева (бывшая Вайхирская). Мощность гидроэлектростанции равна 4,6 МВт. ("525-я газета")

Лица, не прошедшие военную службу, не могут работать в государственных органах. Как передает ИА "Тренд", об этом 22 декабря на заседании парламента (Милли Меджлис) заявил заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) депутат Сиявуш Новрузов. "Здесь высказываются мнения, что если у лиц, работающих в государственном органе, есть какое-либо звание, то они не должны быть на военной службе. Но если у кого-то нет звания, он должен проходить военную службу. Это совершенно неправильный подход. Нужно ставить вопрос в следующей форме: лицо, не проходившее военную службу, не может работать в государственных органах. Для того чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, мы должны применить это в законе. Лица, которые работают или намереваются в будущем работать в государственных органах, должны знать, что в случае если не будут проходить военную службу, они не смогут работать в государственных органах", - отметил Новрузов.

Азербайджан-Россия

"Зеркало" пишет: "Прозападные политические силы могут трубить в фанфары. Мы, кажется, становимся свидетелями очередного крутого исторического поворота во внешнеполитическом курсе Азербайджана. Однако, во-первых, подобные крутые повороты говорят об отсутствии скрупулезно разработанного долгосрочного внешнеполитического курса, что само по себе вызывает серьезные опасения. Во-вторых, надо помнить, что после очередного крутого поворота можно оказаться и на обочине. Итак, президент Азербайджана выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Как ни странно, заявления нашего президента также оказались в достаточной мере оппозиционными политике, проводимой президентом Путиным в регионе Южного Кавказа и вообще на пространстве СНГ, чего мы не наблюдали в течение последних лет. Со слов И. Алиева получалось, что российские проекты в отношении постсоветских стран не представляют никакого интереса для Азербайджана, а СНГ в лучшем случае является "клубом президентов", где главы государств время от времени собираются и мило беседуют, обсуждая те или иные международные проблемы. И. Алиев открытым текстом заявил, что СНГ "ничего нам не дает". "Я откровенно говорю. Мы строим свои отношения с членами СНГ на двусторонней основе. В энергетическом плане те проекты, которые мы осуществляем с соседями, за рамками СНГ. В плане политических контактов тоже. У нас практически со всеми странами СНГ хорошие отношения. В рамках двусторонних отношений. Поэтому с практической точки зрения это ничего не дает. Это хороший формат для встреч, для проведения переговоров. Недавно саммит СНГ был в Минске. Прошла серия встреч между лидерами, которые встретились, поговорили, обменялись мнениями, и все. То есть не нужно к нему относиться с большими требованиями. Также и к другим организациям. Ну а что ООН? Решила какие-то глобальные вопросы? Нет. Резолюция ООН, в частности четыре резолюции, требующие немедленного вывода армянских войск с оккупированных территорий, не реализованы. На протяжении 14 лет. Никто же не говорит, что ООН надо распустить. То есть тут не нужно предъявлять каких-то или даже иметь в виду завышенные требования, что СНГ должно то или это. И потом надо вспомнить, как оно создавалось. Это же не ЕС. И даже не ГУАМ. И даже не ЕврАзЭС. Это его члены волею судьбы оказались в этой организации. То, что оно существует, я думаю, больше позитив, чем негатив. Оттого, что его не станет, лучше не будет. А так хотя бы есть возможность увидеться, поговорить. Кто-то считает, что в рамках СНГ могут быть решены проблемы", - заявил Ильхам Алиев. Однако президент Азербайджана считает, что в рамках СНГ невозможно решить ни одну из существующих на постсоветском пространстве проблем: "Я до того, как стал президентом, был премьер-министром в 2003 году и был первый раз в Ялте. Саммит СНГ, и я тоже приехал в первый раз и со своими проблемами. И потом то же самое наблюдал, когда новые президенты тоже первый раз выносили свои проблемы. И вспоминал себя. Это не тот формат. Ничего он не решит. И даже, например, в вопросах урегулирования конфликтов. Кто занимается урегулированием нагорно-карабахского конфликта? ОБСЕ. А кто занимается конфликтами в Грузии или же Молдове? СНГ? Нет. Кто занимается выборами? Да, СНГ направляет свою миссию. И, в общем, это позитив. Потому что это альтернатива и больше объективизма. Но одновременно ведь это не СНГ. Поэтому не нужно его демонизировать и как бы слишком многого ждать". Одним словом, "российский проект", который, по мнению Кремля, должен быть реформирован и стать дееспособной организацией, для Азербайджана непривлекателен. А взамен что? Взамен И. Алиев предлагает "американский проект" ГУАМ, который, по мнению президента Азербайджана, в отличие от СНГ, является "достаточно продуктивным форматом". "...Инициатива ГУАМ в ООН сейчас включена в повестку дня. Нам удалось в рамках ГУАМ впервые объединить все сепаратистские конфликты в один формат. Ведь раньше этого не было. Раньше почему-то всегда, особенно на Западе, считалось, что в Абхазии, Осетии и Приднестровье сепаратизм, а в Нагорном Карабахе это какое-то там освободительное движение. Хотя суть одна и та же. Агрессивный сепаратизм. Результат один и тот же. Этническая чистка, оккупация территории. И сотни тысяч, миллионы беженцев. Но всегда, в силу свойства армянского лобби, ему удавалось выделиться из этого формата. ГУАМ все это систематизировал, и резолюция о внесении пункта о замороженных конфликтах со стороны ГУАМ в ООН прошла. Были страны, которые были против, но ведущие страны мира были за. Вот это пример того, как организация, которая возродилась буквально недавно, уже выступила с такой инициативой". При этом обращает на себя внимание то, что глава государства противопоставляет "американский проект" ГУАМ российскому СНГ через призму очень болезненной для Азербайджана проблемы - урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. И, как следствие, сравнение явно не в пользу СНГ, где доминирует Россия. Кстати, президент намекает и на то, что среди государств, проголосовавших против включения вопроса о "замороженных конфликтах" в повестку Генассамблеи ООН была и Россия, однако "ведущие страны мира", ведомые США, поддержали эту инициативу. При этом глава государства четко дает понять, что в отношении Азербайджана газовый шантаж не даст желаемого результата. Азербайджан может просто отказаться от закупок российского газа. Как подчеркнул президент, в итоге стране придется поменять свой энергетический баланс с мазутно-газового на мазутный, что приведет к сокращению поставок нефти из Азербайджана в Россию. "Азербайджан может, сократив объемы транспортировки нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, который к тому же является намного менее рентабельным, чем Баку-Тбилиси-Джейхан или же Баку-Супса, и повысив производство мазута, перевести работу электростанций на этот вид топлива". Одним словом, упреков в адрес российского руководства в заявлениях И. Алиева было предостаточно. Президент напомнил и о том, что Армения, которая в отличие от Азербайджана не имеет общих границ с Россией, почему-то является ее "стратегическим союзником" и "форпостом" на Южном Кавказе. И вообще, по словам И. Алиева, он никогда ничего "не просил" и "не собирается просить" у президента России. На этот раз позитивные моменты межгосударственных отношений, на которых, как правило, делал акцент в своих общениях с представителями российских СМИ И. Алиев, как говорится, остались "за кадром". На этом фоне в Азербайджане вновь вспомнили о российских военных поставках в Армению. Россия в будущем году планирует осуществить поставку зенитно-ракетных комплексов S-300 для 102-й российской военной базы и Противовоздушных сил Армении. Как сообщает АПА со ссылкой на российские СМИ, 17 февраля будущего года состоится визит заместителя командующего Военно-воздушных сил и сил Противовоздушной обороны России в Армению. Во время визита осуществится передача вышеуказанных комплексов. Министерство обороны Азербайджана осуждает процесс вооружения Армении, которая является страной-оккупантом, со стороны России. Сотрудник пресс-службы министерства Ильгар Вердиев в беседе с корреспондентом АПА отметил, что Армения эти вооружения размещает на оккупированных азербайджанских территориях: "Азербайджан и Армения подключились к договору об обычных вооружениях в Европе. Мы желаем выполнения странами региона условий этого договора". Отметим, что в настоящее время 102-я база в Гюмри и авиабаза Еребуни находятся в пользовании России. Как бы в противовес этому, со ссылкой на военные источники, сразу появились сообщения о том, что силы противовоздушной обороны Азербайджана будут модернизированы в соответствии со стандартами НАТО и под руководством Североатлантического альянса. Таким образом, Алиев однозначно дал понять, что не только в рамках СНГ, но и в двусторонних межгосударственных отношениях Азербайджана и России существуют серьезные проблемы, что свидетельствует о наметившемся серьезном повороте во внешнеполитическом курсе страны. Из всего сказанного президентом получается, что единственным позитивным моментом в деятельности СНГ (читай России) является то, что она направляет свои миссии наблюдателей на выборы, которые отличаются "объективностью" оценок. Но от этих объективных оценок для официального Баку мало проку. Ведь международные организации не воспринимают всерьез отчеты миссий СНГ по результатам выборов. Хотя еще буквально пару месяцев тому назад Россия являлась "стратегическим партнером и союзником" Азербайджана. Однако нельзя не обратить внимания на негативные моменты. Во-первых, это полное отсутствие стабильности во внешнеполитическом курсе Азербайджана. То есть бросается в глаза ситуативность внешней политики. Во внешней политике Азербайджан напоминает канатоходца, пытающегося показать "фигуры высшего пилотажа" без необходимой страховки. Вряд ли стоит объяснять, насколько это опасно. Но таковы издержки "сбалансированной внешней политики" по-азербайджански. Во-вторых, создается впечатление, что правящая команда не едина даже в вопросах внешнеполитической ориентации страны. И в зависимости от ситуации прозападные или же пророссийские силы берут верх. А это может иметь тяжелые последствия, особенно при возникновении кризисных ситуаций". ("Зеркало")

Азербайджану не удалось добиться консенсуса по цене поставляемого Россией природного газа на 2007 год. Как заявил 26 декабря президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев, Азербайджан не будет закупать газ у России в 2007 году по цене $235 за 1 тыс. кубометров. ""Газпром" предлагает нам газ по цене $235 долларов за 1 тыс. кубометров, но эта цена нас не устраивает. Нам неясно, по каким причинам установлена такая цена", - сказал Абдуллаев. До 80% импортируемого Азербайджаном топлива составляет казахстанский и туркменский газ, который Россия закупает по $100 за 1 тыс. кубометров. "Поэтому мы не можем понять, почему транспортировка этого газа обходится в $135", - сказал президент ГНКАР. В ходе последних переговоров в Москве Азербайджан представил "Газпрому" свои предложения по ценам. "Например, Украина получит газ по цене $130, Армения - по $110. Для Азербайджана также должна быть соответствующая цена. Если "Газпром" не изменит цену для Азербайджана, то мы не будем закупать газ", - сказал Абдуллаев. При этом он уверен в способности Азербайджана в 2007 году удовлетворить собственные потребности в газе за счет внутренних ресурсов. Кроме того, также продолжаются переговоры с Ираном о закупках газа. Импорт газа из России позволял Азербайджану экономить нефть для экспорта, не направляя ее на производство мазута (экономический эффект на уровне $300-500 млн.). За три года цена на газ поднялась до $110 в 2006 году при поставках 4,5 млрд. кубометров топлива в год. ("Финэко")

Эксперт в топливной сфере Мамед Мирзоев заявил "Эхо": "Азербайджан не будет покупать газ у РФ по 230 долларов. Об этом и президент Алиев тоже говорил. Он сказал, что кое-где мы можем перейти на мазутное топливо для электростанций. Тут вопрос завязан на Грузии - Россия опасается, что излишки газа Азербайджан может продавать Грузии. Один из вариантов для нас - раздел с Грузией турецкого газа с "Шахдениз". Окончательно о квотах раздела стороны пока не договорились. Мое мнение таково, что газ по российской цене мы покупать ни в коем случае не будем. Нас это не устраивает - мы можем из "Шахдениз" его брать, с Ираном договориться, временно ужесточить условия потребления газа потребителями. То есть сделать так, чтобы этот зимний сезон мы преодолели. А там уже возрастет добыча с "Шахдениз". То же самое касается и российских цен на электроэнергию - Москва в любом случае будет стараться вести свою политику только из тех опасений, что мы можем оказать помощь Грузии".

"Стопроцентной уверенности в том, чем именно закончится переговорный марафон по газу и электричеству между Азербайджаном и Россией, нет, - сказал "Эхо" экономист Инглаб Ахмедов. - Но есть большая вероятность, что ни по тому, ни по другому, особенно по газу, нам не удастся достичь какого-либо компромисса, кроме того, что до сих пор предлагала Россия. Все это означает, что в рамках нынешнего предложения по газу у нас есть два выбора. Все-таки имея на нашем энергетическом балансе определенный минус, связанный с нехваткой газа, мы вынуждены будем в рамках 1 миллиарда кубометров все-таки купить газ у России по той цене, которую нам предлагает Москва - пусть это даже очень невыгодно. Другие варианты - мы вовсе отказываемся от поставок "Газпрома", и весь 2007 год чувствуем больший дискомфорт, или, возможно, находим какую-то альтернативу в виде иранского газа. Но есть и вовсе плохая вероятность: если мы ни дорогого газа у России не покупаем, ни у Ирана не находим приемлемых поставок. Наших запасов не хватает, и 2007 год мы переживаем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что касается электроэнергии, то с этим ситуация попроще. Там идет речь о наших сезонных поставках с Россией. И там нам предлагают более вариативную цену. Была предварительная договоренность, что мы можем купить меньший объем электроэнергии у России, пусть и дороже, чем прежде, но не по той цене, которую она до сих пор предлагала. Да и объем там не такой большой, и мы особо ничего не почувствуем, если останемся в 2007 году без российской электроэнергии. Скорее всего, переговоры будут касаться сезонных поставок. Известно, что между дневными и ночными, зимними и летними периодами поставок всегда бывает разбалансированность, и мы занимаемся с Россией взаимопоставками. Так что если нам будет предложена очень высокая цена, скорее всего, мы просто откажемся от поставок из России. И я думаю, у правительства есть резервный вариант на эти случаи - компенсировать недостающие газовые поставки на электростанции за счет мазута, который мы сейчас экспортируем. Так или иначе, я чувствую, что следующий год будет очень напряженным для азербайджанского энергетического баланса, и правительству, естественно, придется найти возможные варианты решений, чтобы поддержать поставки электроэнергии и газа хотя бы на уровне 2006 года".

Бывший премьер-министр Азербайджана, экономист, депутат парламента Али Масимов заявил бакинской газете "Эхо", что, даже используя все добываемые на сегодня собственные квоты на углеводородные ресурсы, Азербайджан не способен этой зимой полностью удовлетворить все потребности своего населения в газе. "Соответственно, в любом случае придется изыскивать возможности для поступления газа из-за рубежа по более-менее приемлемым ценам. И "Шахдениз" на данном этапе спасти ситуацию не может, именно поэтому до сих пор Азербайджан закупает газ у России". "Не очень понятно, куда девается наш газ, если Азербайджан потребляет около 10 миллиардов кубометров газа, а такая огромная по сравнению с нами страна, как Турция, удовлетворяется 16 миллиардами. Трудно избавиться от подозрения, что значительная часть этих ресурсов продается в нашей стране просто левым способом", - сказал он.

В интервью радиостанции "Эхо Москвы" президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил сомнение в том, что в России сейчас живут несколько миллионов мигрантов из Азербайджана. По словам президента, в других странах находятся 400-500 тыс. граждан Азербайджана, а цифры "в два-три миллиона" азербайджанцев, находящихся на территории России, "не соответствуют действительности". Алиев считает, что для того чтобы в России были решены проблемы с нелегальной миграцией, нужно "победить тех, кто оформляет мигрантам документы, кто берет с них дань на рынке, кто является их крышей". "А если мигрантов вышлют, они просто вернутся опять", - сказал президент Азербайджана. Он также сообщил, что с министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым достигнута договоренность о том, что представители азербайджанского МВД совершат поездку в российские регионы, чтобы выяснить количество граждан Азербайджана, проживающих в России.

22 декабря в Баку с визитом прибыл министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. "Зеркало" пишет об этом визите так: "Приезд главного милиционера из насквозь коррумпированной правоохранительной системы соседа по границам, естественно, не мог не остаться без внимания отечественной пишущей братии. Вчера глава МВД России в ходе встречи со своим азербайджанским коллегой Рамилем Усубовым заявил, что в 2006 году на территории России были задержаны 58 человек, объявленных ранее в розыск по линии азербайджанских сил правопорядка. Вообще, глава российского МВД источал оптимизм. По его словам, за последние 5 лет Россия передала Азербайджану около 2 тысяч человек, совершивших различные правонарушения. В свою очередь азербайджанская сторона передала РФ десятки лиц, совершивших преступления в России. Сложно оценить эту статистику. Грубо говоря, нам "всучили" тысячи уголовников, а мы "вернули" России жалкие десятки. Хотя масштабы стран тоже разные... Между тем Р. Нургалиев отметил высокое оперативное взаимодействие МВД двух стран в приграничных районах. Видимо, этот вопрос больше всего интересует российские власти. Правоохранительные органы двух стран активно участвовали в операциях "Путина" и "Граница", направленных на охрану биоресурсов Каспия, пресечение перехода границы нелегальными мигрантами и борьбу с преступностью. По его словам, некоторые наши "копы" проходили обучение в РФ, что еще больше сблизит двух непримиримых борцов с правонарушителями, то бишь МВД России и Азербайджана".

По итогам переговоров глав МВД Азербайджан и России в Баку подписан Протокол о взаимодействии МВД России и Азербайджана в 2007-2008 гг. В документе определены приоритеты сотрудничества на предстоящие два года, отмечена важность повышения эффективности мероприятий по противодействию транснациональной оргпреступности в области незаконного оборота оружия, радиоактивных материалов, наркотиков, нелегальной миграции. В рамках визита Нургалиева подписан также протокол о сотрудничестве между главкомами Внутренних войск Азербайджана и РФ. (АПА)

"Азербайджан заинтересован в развитии сотрудничества с Россией в области борьбы с преступностью", - заявил президент Ильхам Алиев в ходе встречи с Рашидом Нургалиевым. Как считает президент Азербайджана, борьба с преступностью носит универсальный характер, особенно когда открыты границы между странами. От координации и сотрудничества правоохранительных структур двух стран зависит безопасность не только Азербайджана и России, но и других стран. "По итогам 11 месяцев текущего года в странах СНГ задержаны 6700 человек, объявленных в международный розыск, в том числе 153 человека по спискам стран Содружества", - сказал Нургалиев. (ИА "Тренд")

"Зеркало" отмечает: "Любопытно, что глава МВД РФ совершил визит в Баку сразу же после визита заместителя государственного секретаря США. Случайность? Вряд ли. Во всяком случае, комментируя визит Р. Нургалиева в Баку, оппозиционная пресса отмечает, что именно после таких посещений в Азербайджане усиливаются прозападные настроения. А ведь в последние дни Россия расширяет в Азербайджане свою информационную сеть. Одни РИА Новости чего стоят. Уж кому, как не нам, журналистам, знать эту проправительственную структуру, воспевающую оду во славу "новорусского царя" и его благостных деяний для народа... Итак, невооруженным глазом видно, что Россия опасается, как бы ее полностью не вытеснили из Южного Кавказа. Заметны также ее усилия по активизации деятельности в Азербайджане. Что, собственно, подтверждается визитами в Баку официальных представителей Кремля, ведь совсем недавно здесь побывал и председатель правительства России Михаил Фрадков. Некоторые аналитики считают, что тем самым Москва пытается навязать Ильхаму Алиеву "своего" кандидата на пост премьер-министра страны. Северному соседу, конечно, хотелось бы иметь "своих людей" в высших эшелонах азербайджанской власти. В этой связи можно вспомнить и недавний официальный визит главы азербайджанского государства в Москву. Известно, что на "лестное" предложение президента России Владимира Путина вступить в антигрузинскую коалицию Ильхам Алиев ответил отказом. Россия не осталась в долгу и предприняла шаг, который, может быть, чреват неприятными последствиями для азербайджанской стороны. Это все тот же газовый вопрос (политика "ценового шантажа"), который может быть снят, если на пост главы правительства страны будет назначен московский ставленник. Как полагают наблюдатели, тогда Кремль гарантирует еще и сохранение прежней безобидности оппозиционных сил в Азербайджане. Не исключено, что именно пророссийские лица из окружения главы государства советуют ему предпринимать жесткие шаги против оппозиции и антивластных СМИ". ("Зеркало")

Из интервью правозащитницы Лейлы Юнусовой газете "Зеркало":

"Мы все имели большие иллюзии и надежды, что нефтедоллары помогут развиться экономике страны. Отсутствие реальной рыночной экономики и прозрачности в расходовании нефтедоходов - это большая тема и тема отдельной беседы. Я только хочу сказать, что, монопольно и бесконтрольно обладая такими деньгами, наша правящая элита имеет огромную финансовую возможность насильственно удерживать власть и не прислушиваться к заявлениям международных наблюдателей. Более того, президент Ильхам Алиев всегда может сказать, что и США, и Европа получают нашу нефть в обход России. И если он не найдет "понимания и поддержки" своей политики, тогда может изменить внешнеполитический курс и повернуть на север.

Но и Россия делает все возможное, чтобы оказать давление на Азербайджан, хотя пока безуспешно...

С Россией все ясно и очевидно. Москва никогда, ни в далеком прошлом, ни теперь, не заявляла, что она заинтересована в демократическом развитии Азербайджана, становлении рыночной экономики, защите прав человека и прочее. Нам всегда ясно говорили и давали понять, что Москву интересует только восстановление в регионе своего военно-политического и экономического присутствия. Азербайджанцы интересуют Россию как дешевая рабочая сила. В отношениях с Россией всегда господствовали прагматизм и отсутствие иллюзий. Новизна современной ситуации заключается в том, что мы находимся на новом рубеже, когда, с одной стороны, Россия осталась в историческом прошлом. В то же время в обществе наступило разочарование западными ценностями и в первую очередь политикой США у нас в стране. В такой ситуации остается только ждать, когда придет азербайджанский Хомейни и скажет: "Ни Запад, ни Россия, только ислам!"" ("Зеркало")

Азербайджан-США

"Вашингтон может вкусить горькие плоды своей "бархатной" политики в Азербайджане. Иными словами, США, которые под страхом нарушения спокойствия в регионе и перед лицом угрозы значительным инвестициям, вложенным в энергетические ресурсы, предпочли нефть демократическим преобразованиям в Азербайджане, сейчас столкнулись с опасностью потери влияния. Тем более, что у России возможностей воздействия на Азербайджан больше, чем у США", - пишет "Зеркало". "Судя по всему, - продолжает газета, - в Вашингтоне полагали, что всегда сумеют повлиять на ситуацию. Однако, допустив ошибку - не вмешавшись в ситуацию, - Вашингтон сам себя загнал в угол, что создало широкие возможности для реализации намерений России в Азербайджане. Так, в отсутствие серьезной реакции со стороны Вашингтона по вопросам, имеющим геостратегическое значение для Азербайджана и США, создались условия для подпадания под влияние России. Видимо, в дальнейшем роль Москвы во властных структурах Азербайджана будет только усиливаться, что чревато переходом Азербайджана под контроль Кремля. Но есть одно большое "но": если создастся угроза экономическим интересам США, в частности трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, то Вашингтон церемониться не станет".

"Зеркало" пишет: "В предстоящий период до президентских выборов как в Азербайджане, так и в США Вашингтон не будет настолько терпим к нарушениям прав человека со стороны официального Баку, как это было в последние три года. Новые повороты в политике Вашингтона в отношении Азербайджана, скорее всего, объясняются следующими моментами. Во-первых, после промежуточных выборов в США демократы составляют большинство в обеих палатах Конгресса. А демократы всегда критиковали республиканцев за то, что они "терпимы" к фактам нарушения прав человека в государствах-союзниках США, каковым является и Азербайджан. Поэтому администрации Джорджа Буша в течение двух лет до президентских выборов придется стать еще большим поборником прав человека во всем мире, чтобы хоть как-то "сосуществовать" с оппозиционным Конгрессом. Во-вторых, надо учитывать, что после президентских выборов 2003 года Ильхам Алиев имел карт-бланш почти на неограниченную поддержку со стороны Запада, прежде всего США, в проведении экономических и политических реформ, урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, интеграции Азербайджана в евро-атлантическое пространство. Однако, по мнению наших западных союзников, официальному Баку, по тем или иным причинам, так и не удалось выполнить большинство взятых на себя обязательств, особенно связанных с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта и интеграции в евро-атлантическое пространство. Наоборот, в последнее время Азербайджан, по утверждению наших западных союзников, пытался "заигрывать" с Москвой и Тегераном. И на этом фоне ухудшилась ситуация в сфере соблюдения прав человека и свободы слова. То есть с политическими реформами у нас дела обстоят из рук вон плохо. Одним словом, наши западные союзники считают, что применяемая в Азербайджане тактика "стабильность любой ценой взамен на полную лояльность" не оправдала себя".

Азербайджан-Армения. Карабах

Выступая в Нахичевани и касаясь карабахской проблемы, президент Ильхам Алиев заявил: "Мы уверены, что Армения даст согласие на последние предложения Минской группы ОБСЕ". Карабах, как подчеркнул Ильхам Алиев, не получит независимости. По словам президента, между Азербайджаном и Арменией слишком большая разница в развитии, и уровень развития экономики Азербайджана в 6 раз превышает армянский, а в будущем превысит в 10 раз. Глава государства также сообщил, что размер государственного бюджета Азербайджана в 7 раз превышает армянский, а военный бюджет Азербайджана равен всему бюджету Армении. Как отметил глава государства, пока не поздно учесть армянские интересы "в наших предложениях". По его словам, Нагорный Карабах может получить автономию, но в будущем и этого может не произойти. Ильхам Алиев подчеркнул, что незаконный "конституционный референдум" в Нагорном Карабахе поставил Армению в плохое положение, так как весь мир осудил его проведение. ("Новое время")

Азербайджан никогда не согласится на предоставление суверенитета Нагорному Карабаху и будет бороться за этот район, "в том числе военной силой". Об этом президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы". "Это наша земля, это наша территория", - подчеркнул Алиев. По мнению Алиева, Азербайджан должен "укреплять экономику и армию, быть активными на дипломатическом фронте, должен стать - и уже становится - более важной страной, чем Армения, чтобы своей важностью перевесить на чаше весов армянское лобби" в решении карабахского конфликта. Президент вновь повторил, что военный бюджет Азербайджана сравнился с общим бюджетом Армении. "И это не предел", - добавил он. По словам главы азербайджанского государства, Баку предлагает Карабаху разные модели: автономия, самоуправление, высокий статус. "Самостоятельное государство с населением в 60 тысяч человек никому не нужно... Быть меньшинством - не значит отделять территорию", - отметил президент. Комментируя мысль о том, что "ключи от решения карабахского конфликта лежат в Москве", Ильхам Алиев отметил, что не разделяет этого мнения и Азербайджан не ведет отдельных переговоров с Россией по решению карабахского вопроса, а рассматривает страны Минской группы (МГ) - Россию, Францию и США - "как единый организм" при поиске путей решения карабахского конфликта. "Последний этап в деятельности Минской группы достаточно позитивный в плане попыток нахождения путей урегулирования конфликта", - заявил он. Президент отметил, что Азербайджан "с уважением и благодарностью" относится к странам, которые пытаются найти пути урегулирования карабахского конфликта. "Но это - наш вопрос, мы не должны его ни на кого перекладывать, мы сами должны его решить", - сказал Алиев.

Из интервью министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова газете "Эхо":

"Говоря о пресловутом конституционном референдуме в Нагорном Карабахе, вы в числе аргументов, которые указывают на незаконность этого так называемого избирательного процесса, особо отмечаете: "Не было обеспечено участие обеих общин региона". А что это меняет, если Конституция АР изначально не предполагает проведение референдума в отдельно взятой части страны?

Ну, во-первых, вы несколько произвольно толкуете статью 3 Конституции Азербайджана, определяющую вопросы, решаемые путем референдума, но это, так сказать, другая тема. Фактор незаконности так называемого "конституционного референдума" четко был озвучен в специальных заявлениях ЕС, ОБСЕ, СЕ, ГУАМ, ведущих стран мира и, наконец, сопредседателями МГ ОБСЕ. Что же касается неучастия азербайджанской общины, то должен отметить, что данный вопрос принципиален, так как одним из основных принципов урегулирования является межобщинное совместное сосуществование армян и азербайджанцев, в частности в Нагорном Карабахе.

Вы уже неоднократно подчеркивали, что в переговорном процессе остался один важный несогласованный пункт. Ваш армянский коллега заявляет, что не понимает, о чем вы говорите. Могут ли ваши слова подтвердить сопредседатели МГ ОБСЕ? Если да, то почему они этого не сделают и не добавят оптимизма общественности двух стран?!

Вопрос свой вы можете переадресовать сопредседателя МГ ОБСЕ. Кроме того, хочу сказать, что по законам логики после периодов оптимизма маятник почти всегда "качается" в сторону пессимизма. С другой стороны, мы привыкли к "сюрпризам" армянской стороны. Если учесть, что 2007 год в Армении выборный, я не исключаю, что мы будем свидетелями различных заявлений армянской стороны, продиктованных внутриполитическими соображениями. Мы к этому готовы и даже имеем определенные, так сказать, "домашние заготовки". Я надеюсь, что армянское руководство примет правильное решение и проявит политическую волю. Посредники Минской группы ОБСЕ провели кропотливую работу в рамках "пражского процесса" в 2006 году и до этого, и я верю, что их усилия не пропадут даром. Я продолжаю надеяться на прогресс в 2007 году. К этому подталкивает развитие ситуации в регионе и в целом в мире.

Можно сказать, что своим последним, небезызвестным заявлением президент РА "захлопнул" окно возможностей 2006 года? У вас все еще остаются сомнения в степени искренности армянской стороны?

2006 год уже заканчивается. Если вы имели в виду 2007 год, то последнее заявление Вардана Осканяна (глава МИД Армении) относительно возможной встречи в январе-феврале следующего года является индикатором намерений армянской стороны по дальнейшему продолжению переговорного процесса". ("Эхо")

Экономика

25 декабря в Баку была достигнута договоренность в области энергетики между Азербайджаном и Грузией. Как сообщил журналистам премьер-министр АР Артур Расизаде, Азербайджан окажет помощь Грузии в обеспечении газом в зимние месяцы. "Наша страна будет передавать соседям в сутки 1 млн. куб.м. "голубого топлива"", - отметил Расизаде. Договоренность была достигнута по итогам переговоров с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели, которые прошли в Баку. По словам Расизаде, достигнута договоренность о прокладке новых линий электропередачи между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Также достигнута договоренность об участии Азербайджана в строительстве на территории Грузии новых электростанций, взаимном обмене электроэнергией в зимние месяцы. ("Финэко")

За январь-ноябрь 2006 года Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) перевыполнила прогноз по отчислению налога на прибыль в 42,3%, уплатив более $1,114 млрд. По сообщению Министерства финансов Азербайджана, прогноз налоговых поступлений АМОК выполнен на 142,3%. ("АзерТАдж")

Национальный банк Азербайджана (НБА) констатировал рост нефтяного экспорта более чем в 2 раза за январь-сентябрь 2006 года. Как говорится в сообщении НБА, по данным платежного баланса, за три четверти года нефти и нефтепродуктов экспортировано на $8338,7 млн. (за весь 2005 год - $6618,4 млн., а за три квартала - $4263,3 млн.) при общем экспорте из страны в $9056,9 млн. Из нефтяного экспорта $1222,9 млн. пришлось на нефтепродукты и $7,1 млрд. - на сырую нефть. Основным экспортером нефти остается Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), экспортировавшая продукции на $6,8 млрд. Из экспорта АМОК $1040 млн. составила прибыль Азербайджана, $5,8 млрд. пришлось на иностранных пайщиков, а $1,2 млрд. млрд. было репатриировано для возмещения расходов акционеров консорциума. Национальный производитель нефти, Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), экспортировал ее на $296,3 млн. ("Финэко")

В январе-октябре 2006 года Азербайджан осуществлял экспортно-импортные операции с 134 странами мира, говорится в сообщении Госкомитета по статистике. 46,4% товарооборота пришлось на Европейский союз, 25,3% - на СНГ, а 28,3% - на страны вне этих объединений. Как сообщает ИА "Шарг", при общем товарообороте в $9420,7 млн. товарооборот со странами дальнего зарубежья составил $7037115,6 тыс. Азербайджан имел профицит в торговле с этими странами на сумму $1943369,8 тыс. Товарооборот со странами СНГ составил $1383583,1 тыс., а отрицательное сальдо - $943426,3 тыс. На страны дальнего зарубежья пришлось 74,7% общего товарооборота, в том числе 86,2% экспорта и 60,5% импорта. В январе-октябре основным торговым партнером Азербайджана оставалась Италия - $2515,4 млн., или 26,7% всего внешнего товарооборота страны. Далее расположились Россия - $1148,1 млн. (12,4%), Турция - $617,1 млн. (6,7%), Израиль - $546,7 млн. (5,9%), Великобритания - $390,6 млн. (4,2%), Туркмения - $361,1 млн. (3,9%), Франция - $359,5 млн. (3,89%), ФРГ - $327,9 млн. (3,5%), Иран - $284,7 млн. (3,1%), Грузия - $265,6 млн. (2,9%), Украина - $250,5 млн. (2,7%), Казахстан - $190,6 млн. (2,1%), Китай - $184,8 млн. (1,99%), США - $173,3 млн. (1,88%), Греция - $165,1 млн. (1,78% внешнего товарооборота).