В конце ноября 2006 г. Европейский Центр Мониторинга расизма и ксенофобии (EUMC) опубликовал свой ежегодный отчет с жесткой критикой в адрес Чехии, Словакии и Венгрии, обвинив эти страны в сегрегации и дискриминации цыганского населения в сфере образования, в трудоустройстве и в предоставлении жилья. По словам председателя Европейского Центра Мониторинга расизма и ксенофобии А. Крикли, в Чехии, Словакии и Венгрии цыгане подвергаются дискриминации на расовой почве со стороны общественности и общественных деятелей данных стран (Metropolitní Expres. 29.11.2006).

Столь нелицеприятная критика в адрес Чехии, имеющей стойкую репутацию благоухающего оазиса демократии, терпимости и соблюдения прав человека, была почти полностью проигнорирована чешской общественностью и средствами массовой информации, которые предпочитают бороться за "права человека" где угодно, но только не у себя дома. Между тем, положение цыганского меньшинства в Чехии представляет собой значительно более глубокую и серьезную проблему, чем это было обозначено в докладе Европейского Центра Мониторинга расизма и ксенофобии. Однако эта проблема почему-то ускользает от цепкого внимания профессиональных борцов за права человека.

Цыгане вообще имеют крайне неутешительный исторический опыт пребывания в составе Чехии. В межвоенной Чехословакии, считающейся самым демократическим государством Центральной Европы в 1920-1930-е годы, действовал дискриминационный закон № 117/27 "О бродячих цыганах", принятый чехословацким парламентом 15 июля 1927 года. В соответствии с этим законом, все проживавшие в Чехословакии цыгане вместо паспортов получали так называемое "удостоверение цыгана", содержавшее данные о личности владельца, включая отпечатки пальцев. Закон содержал ряд дискриминационных положений в отношении цыганского населения, включая запрет на доступ и проживание в крупных городах и в курортных местах Чехословакии. После окончательной оккупации чешских земель гитлеровской Германией в марте 1939 г. и образования протектората Богемия и Моравия, созданного по указу Гитлера, чешские силовые структуры приняли самое деятельное участие в проведении нацистской политики геноцида "неарийских" народов. На территории протектората Богемия и Моравия было истреблено почти все цыганское население, насчитывавшее около 35 тысяч человек; причем, уничтожение цыган осуществлялось преимущественно чехами. Проживавшие в Чехии цыгане были собраны в двух концлагерях на территории протектората - в Лети в южной Чехии и в г. Годонин в Моравии.

Примечательно, что концлагерь в Лети был создан по распоряжению чехословацкого руководства еще 2 марта 1939 г., т.е. за две недели до оккупации Чехии Германией (Кретинин С.В. Судетские немцы: народ без родины. 1918-1945. Воронеж, 2000. С.181). Охрана и администрация этих концлагерей, цыганские узники которых находились в ужасающих условиях, комплектовались из числа сотрудников чешской протекторатной полиции. Эти неприглядные факты чешской истории остаются в значительной мере табу в современной Чехии, общественное мнение которой, привыкнув к восприятию собственной истории как непрерывной череды насилия со стороны злых и агрессивных соседей над беззащитными чехами, не готово взять на себя ответственность за собственные преступления по отношению к другим народам.

Элементы "бархатного геноцида" в отношении цыганского населения чешские власти допускали как в период социализма, так и после "бархатной революции" 1989 г. Так, власти социалистической Чехословакии активно критиковались на Западе за случаи насильственной стерилизации цыганских женщин. Однако подобная позорная практика продолжилась и в условиях победившей в 1989 г. в Чехии демократии. 17 августа 2006 г. в столице северной Моравии г. Острава состоялась демонстрация протеста нескольких десятков цыганских женщин, ставших жертвами насильственной стерилизации. Несколько пострадавших обратились в суд и проинформировали о подобной практике специальный комитет ООН, однако доказать факт насильственной стерилизации оказалась сложно, поскольку чешским врачам удавалось получать у цыганских женщин подпись с согласием на проведение стерилизации. Впрочем, по словам некоторых пострадавших, они подписывали либо чистую бумагу, не догадываясь о том, какой текст может быть помещен над их подписью, либо не были проинформированы о всех последствиях стерилизации, которая подавалась им как необходимая с медицинской точки зрения мера сразу после родов (Metro. 18.08.2006). О том, что насильственная стерилизация в Чехии стала массовым явлением, свидетельствует тот факт, что к лету 2006 г. около сотни цыганских женщин обратились к представителю чешского правительства по правам человека в Остраве с официальной просьбой расследовать операции по стерилизации, которым они ранее подверглись. Однако чешская бюрократическая машина затягивает решение этой проблемы. По мнению Европейского Центра по правам цыган, нежелание восстановить справедливость в отношении жертв насильственной стерилизации остается одним из грубейших нарушений прав человека в Чехии.

Если насильственная стерилизация является крайним проявлением дискриминации цыганского населения, по сути граничащим с геноцидом, то примеров более "мягких" форм дискриминации гораздо больше. В середине 1990-х гг. в Праге и в других городах Чехии не редкостью были рестораны, кафе и дискотеки с надписями "цыганам вход запрещен". Примерно в это же время городские власти г. Усти над Лабем в северной Чехии затеяли строительство стены, призванной отделить жителей местного цыганского гетто от благополучных кварталов города. После того, как шокированная Европа мягко пожурила своих чешских любимцев, на всех парусах мчавшихся в то время в НАТО и в ЕС, столь вопиющих примеров нарушения прав цыганского населения стало меньше, однако дискриминация продолжилась в более скрытых и изощренных формах. Вместо оскорбляющих взор просвещенной Европы надписей "цыганам вход запрещен", хозяева ресторанов и дискотек используют теперь различные благовидные предлоги для того, чтобы не пускать цыган в свои заведения. Ярким индикатором неблагополучного положения цыганского меньшинства в Чехии стал массовый исход чешских цыган в Великобританию и Бельгию в конце 1990-х годов, который прекратился лишь после резкого ужесточения пограничного контроля, предпринятого английскими и бельгийскими властями.

Не редкость в тихой Чехии и крайние проявления антицыганских настроений. Так, в июле 2006 г. в микрорайоне "Май" г. Ческе Будейовицы в южной Чехии неизвестный преступник в течение нескольких недель регулярно открывал стрельбу по местным цыганам из пневматического ружья, опасно ранив четырех человек, в том числе двоих детей, что вызвало ужас жителей микрорайона (MF DNES. 28.07.2006).

Конфликты между чехами и цыганами - особенно частое явление в чешской провинции, страдающей от высокой безработицы, низких зарплат и отсутствия жизненных перспектив, что служит дополнительным фактором, обостряющим межэтническое противостояние. Цыганские гетто с полуразрушенной инфраструктурой, обшарпанными домами и поголовной безработицей, обитатели которых живут за счет скудных пособий по безработице, воровства и проституции, стали непременным атрибутом крупных чешских городов. Впрочем, многочисленные иностранные туристы, знакомство которых с Чехией ограничивается лишь средневековыми замками, курортами и историческом центром Праги, о существовании цыганских гетто даже не подозревают. По мнению экспертов, чешские власти не предпринимают необходимых усилий для интеграции цыганского меньшинства в чешское общество. В результате взаимное отчуждение нарастает, что чревато новыми периодическими эксцессами в будущем.

По словам выходящей в Праге на английском языке газеты "Праг Пост", в последние годы чешская дипломатия активно критиковала нарушения прав человека на Кубе и в Белоруссии. "Однако вызывает сожаление то обстоятельство, - замечает "Праг Пост", - что право Чехии критиковать другие страны серьезно подорвано ее неспособностью принять меры в отношении насилия, совершенного на ее собственной территории" (The Prague Post. 30.08.2006).