Проведенный 10 декабря в Нагорном Карабахе референдум по принятию Конституции отвечает большинству стандартов ОБСЕ, Совета Европы и других европейских международных структур в отношении демократических выборов, равно применимых и к референдумам. К такому выводу пришли независимые наблюдатели, осуществлявшие миссию наблюдения на референдуме по Конституции. В поступившем в ИА REGNUM отчете независимых наблюдателей о результатах референдума говорится:

"Резюме

Проведенный 10 декабря референдум по принятию Конституции отвечает большинству стандартов ОБСЕ, Совета Европы и других европейских международных структур в отношении демократических выборов, равно применимых и к референдумам. Референдум последовал после широкого и открытого обсуждения проекта Конституции, принимались во внимание предложения как местных организаций, так и международных экспертов конституционного права.

Большое впечатление произвело широкое общественное доверие, которым пользуется процесс выборов в Нагорном Карабахе. Кампания имела плюралистический характер и обеспечивала всем политическим партиям и объединениям возможность донести свою позицию относительно проекта Конституции до своих избирателей. Кампания проводилась в основном через средства массовой информации при относительно небольшом числе крупных собраний.

Центральная комиссия по референдуму (ЦКР) приложила достойные похвалы усилия для проведения этих выборов профессионально и заслуживающим доверия образом и следует отдать должное избирательной администрации за ее старание в сложных обстоятельствах.

На референдуме были использованы прозрачные урны для голосования, что обеспечило большую транспарентность избирательного процесса.

Никаких существенных нарушений в день референдума отмечено не было.

Отмеченные наблюдателями замечания и недостатки в работе избирательных комиссий, носящие скорее технический характер, были приняты во внимание и предприняты необходимые меры по их устранению. На посещенных избирательных участках процесс подсчета голосов проводился эффективно и прозрачно.

Введение и благодарности

За ходом подготовки к референдуму и самим референдумом следили более 100 международных наблюдателей и журналистов из России, США, Франции, Армении, Италии, Хорватии, Израиля, Сербии, Грузии, Украины, Дании, Косово, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики, в присутствии корреспондентов телекомпаний Russia Today, "Первый Канал" (РФ), "Рустави-2" (Грузия), радиостанций BBC, агентств Франс-пресс, "EurasiaNet" (США), ИА REGNUM(Россия), "Интерфакс", "Де-факто", "Медиамакс", АРКА, "Арминфо" (Армения) и других. Некоторые из них прибыли по приглашению парламента и ЦИК Нагорного Карабаха.

В своей работе мы руководствовались Декларацией принципов международного наблюдения за выборами Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, принципами беспристрастности и справедливости.

Наблюдатели желают выразить благодарность министерству иностранных дел, Центральной комиссии по референдуму и властям всех уровней за сотрудничество и помощь, оказанную в ходе работы миссии наблюдателей на референдуме, а также за предоставление подробной информации о подготовке к референдуму.

Правовое поле

Правовой базой проведения референдума по принятию Конституции НКР служат Избирательный Кодекс Нагорно-Карабахской Республики и Закон НКР "О референдуме". В соответствии с вышеуказанными законами на Центральную избирательную комиссию были возложены функции Центральной комиссии по референдуму.

Проект Конституции был подготовлен Конституционной комиссией. Далее состоялись 2 чтения в Национальном Собрании НКР. После принятия проекта Конституции в первом чтении последовало публичное обсуждение проекта, в результате чего поступило большое количество предложений, в том числе 127 предложений от фракций и групп парламента, независимых депутатов, а также неправительственных организаций и отдельных граждан. Согласно регламенту все предложения в установленные сроки были представлены руководителю Рабочей группы Конституционной комиссии и обсуждены с представителем комиссии. В результате для второго чтения в парламенте был представлен доработанный проект. 1 ноября 2006 года парламентом НКР во втором чтении был принят проект Конституции. Депутаты приняли также решение вынести документ на всенародное голосование, дата которого назначается соответствующим указом президента республики.

3 ноября 2006 года президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян подписал указ "О назначении референдума по проекту Конституции Нагорно-Карабахской Республики", согласно которому общенародное голосование по проекту Основного закона страны было назначено на 10 декабря сего года.

В голосовании имеют право принять участие 90 тысяч граждан НКР старше 18 лет. Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует не менее трети имеющих право голоса, но более половины от числа тех, кто придет на избирательные участки. Таким образом, "за" Конституцию должно проголосовать не менее 30 тысяч.

СМИ

Средства массовой информации были активно задействованы в работу по ознакомлению населения с проектом Конституции. По Общественному телевидению НКР периодически крутились видеоролики о том, как технически правильно следует голосовать. В студию приглашались представители партий, общественные деятели для обсуждения проекта Конституции.

Широкая дискуссия развернулась практически во всех карабахских печатных и электронных изданиях. Журналистскими сообществами были проведены социологические опросы об отношении населения к проведению референдума. Согласно этим опросам, подавляющее большинство опрошенных высказались в пользу принятия проекта конституции.

В установленные законом сроки, а именно, не позднее, чем за 25 дней до дня проведения референдума, большим тиражом был издан специальный выпуск официального печатного органа Национального Собрания НКР газеты "Азат Арцах" с проектом Конституции.

Избирательная кампания

На территории НКР было образовано 22 избирательных округа и сформированы 277 избирательных участков. Также был открыт 1 избирательный участок в г. Ереване для граждан НКР, временно находящихся на территории Республики Армения.

Была проведена соответствующая предварительная работа по ознакомлению населения с основными положениями проекта Конституции НКР в местных СМИ и на телевидении. Было издано около 30 тысяч брошюр с текстом проекта Конституции на армянском и русском языках, которые были разосланы по всем населенным пунктам.

Депутатские фракции "Демократия" и "Родина", а также оппозиционная депутатская группа "АРФ Дашнакцутюн - Движение 88" приняли совместное заявление, обращенное к общественности, в котором обуславливается необходимость принятия Конституции народом Карабаха. В нем, в частности, отмечается, что "референдум 10 декабря станет логическим обобщением того этапа политической самоорганизации общества, начало которому было положено 15 лет назад - общенародным волеизъявлением о независимости. Принятие Конституции Нагорного Карабаха является велением времени. Это не только позволит на конституционном уровне закрепить основополагающие принципы государственной власти и очертить новый этап развития нашей Республики, но и сообщить импульс формированию и развитию новых, более либеральных принципов системы управления и процессу построения гражданского общества".

В обращении к народу НКР председателя партии "Социальная Справедливость" Карена Оганджаняна, в частности, отмечается: "Референдум по Конституции НКР - это не просто механическое голосование по проекту, вынесенному на ваш вердикт высшим законодательным органом страны, Национальным Собранием НКР, но и яркий пример осознанного участия народа в процессе принятия решения. В разработке проекта Конституции принимали практическое участие представители всего карабахского общества. Проект конституции отражает и подтверждает курс нашей страны на строительство и укрепление независимого, демократического и социально ориентированного государства, основанного на уважении принципов Справедливости, Нравственности, Мира и Добра".

Представители молодежных объединений, студенты карабахских вузов проявили инициативу и агитировали в поддержку принятия конституции, объехав все населенные пункты НКР.

Наблюдения в день референдума

В день референдума нижеподписавшиеся наблюдатели посетили 137 избирательных участков, участвовали при подсчете голосов в 32 избирательных участках.

В списки избирателей было включено 89 044 человека.

Наблюдателям была предоставлена возможность беспрепятственно ознакомиться с документами референдума, образцами бюллетеней для голосования, решениями комиссий референдума, протоколами заседаний, а также получать их копии и делать выписки из протоколов.

Нами не было замечено каких-либо ограничений наших прав как наблюдателей и представителей средств массовой информации, в том числе по части свободы передвижения.

Ящики для голосования были установлены в месте, обозримом для лиц, имеющих право находиться в участке.

Нами не зафиксировано существенных нарушений ни в процедуре регистрации избирателей и организации голосования, ни в процедуре обработки голосов и транспортировке протоколов подсчета голосов из избирательных участков в районные (городскую) комиссии референдума, и далее - в Центральную комиссию по референдуму.

Ни на одном из посещенных нами избирательных участков не выявлены факты вмешательства в работу избирательных комиссий посторонних лиц, в том числе административных либо правоохранительных органов.

В течение всего дня голосования каждые 3 часа сообщалось об уровне активности избирателей. В конечном итоге активность избирателей составила 87,02%.

Были созданы все условия для соблюдения тайны голосования. Избиратели, с которыми мы имели встречи, выразили удовлетворение освещением подготовки и проведения референдума со стороны СМИ.

Голосование, в целом, проходило в оживленной, но спокойной атмосфере. Явка избирателей была высокой практически везде. Несмотря на это, некоторые проблемные тенденции все же проявили себя в день выборов. В частности, не все избиратели пользовались перегородками для секретного голосования, а также были отмечены случаи семейного голосования. Большинство участков для голосования были труднодоступны для людей с ограниченными возможностями или избирателей преклонного возраста. На некоторых участках мы наблюдали очереди избирателей. Несмотря на подобные технические погрешности, данный факт очередей скорее всего можно расценить как положительный момент.

Рекомендации

- Несмотря на то, что Избирательный Кодекс НКР и Закон "О референдуме" представляют собой улучшенную основу проведения выборов по сравнению с более ранним законодательством, желательно достичь дальнейшего прогресса в направлении полного соответствия универсальным рекомендациям ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета Европы относительно выборов.

- Следует предпринять усилия для того, чтобы улучшить доступность избирательных участков, в особенности для того, чтобы избежать потери избирательного права инвалидами.

- Необходимо принять меры для полного обеспечения тайности голосования. Следует иметь в виду возможность высокой явки избирателей и увеличить количество кабин для голосования.

- Международному сообществу следует оказывать поддержку демократическим процессам в Нагорном Карабахе, включая проведение выборов".