Международное признание Геноцида армян 1915 года действительно является выражением национальной идеи армянского народа, и эта идея не поддается рациональному анализу, хотя, вопреки некоторым декларациям об исключительно моральной стороне проблемы, армяне не забудут свою утраченную Родину - Западную Армению и твердо верят в возможность восстановления армянского государства на четырех пятых своей исторической Родины. Даже столь сильная идея, как Нагорный Карабах (который армяне называют Арцах), не сумела отодвинуть с арены международной деятельности армян проблему признания Геноцида. Армянам представляются смешными и несерьезными ожидания некоторых политиков того, что армянский народ откажется от данной политической борьбы. Несмотря на то, что многие государства признали Геноцид и из года в год число таких государств увеличивается, серьезным барьером на пути международного признания остается позиция США, чьи руководители пытаются лавировать в данной политической ситуации, и именно США являются единственным государством, которое разработало программу признания Геноцида. Было бы наивным полагать, что такое государство, как США, может позволить себе решить данную проблему одним росчерком. Просто подпись президента - весьма банальный и практически бесполезный акт.

В администрации США придерживаются определенной преемственности и ожидают, чтобы идея о признании Геноцида армян действительно была принята американским обществом, включая бесчисленные организации гражданского толка, религиозные и этнические организации, 50 штатов со своими законодательными органами и губернаторами и, наконец, обе палаты Конгресса. А подпись президента станет вроде бы даже вынужденной - не может же президент не принять во внимание мнение американского общества. Кстати, армянские общественные организации играют все более консультативную роль в процессе нарастающей поддержки американцами признания Геноцида. В отдельных штатах лоббинговая деятельность армянскими организациями проводилась формально, но, тем не менее, эти штаты признали Геноцид. То есть, процесс пошел и главные задачи уже выполнены. Спикером Нижней палаты Конгресса стала представитель Демократической партии Нэнси Пелоси, которая заявила о возможности признания Геноцида 1915 года даже до 24 апреля 2007 года.

Хотели этого влиятельные политические круги США или нет, но в этой создавшейся новой политической ситуации, процесс международного признания Геноцида стал элементом внешней политики США и даже наиболее радикальные противники признания Геноцида стали размышлять, каким образом использовать эту тенденцию в собственных интересах. Вместе с тем, данная реальность имеет отношение не только к американской политике в турецком направлении, но и к Армении.

Данная ситуация весьма удобна для выстраивания отношений с Арменией. В отношении карабахской проблемы предлагать что-либо в обмен на признание Геноцида совершенно бессмысленно, и американцы сами не заинтересованы в таком возможном диалоге. Но имеется проблема грузинской провинции Самцхе-Джавахети (которую армяне предпочитают называть Джавахк), где армянское население составляет более 50%. В этой провинции, несмотря на декларации Грузии о демократических принципах, до сих пор не решены элементарные культурно-образовательные и лингвистическо-образовательные проблемы, а также непонятны перспективы положения дел с местным самоуправлением. США, выделив более $104 млн. на развитие автодорог в Самцхе-Джавахети, убедились, что в планы реконструкции сотен километров автодорог не включены 26 километров автодороги, соединяющей административные центры провинции с Арменией.

США сумели исчерпывающе убедиться в сути политики Тбилиси в этнических регионах, но предпочитают не раздувать эти проблемы, чтобы не подбрасывать аргументы России. Практически такую же позицию занимают и инстанции Европейского сообщества, но, тем не менее, и американцы и европейцы, столкнувшись с опасными результатами той бесконтрольной политики, которую пыталась проводить Грузия в 2006 году, не стали дальше испытывать судьбу и наложили убедительное вето на внешнюю и внутреннюю политику этой страны.

Процесс гашения общественно-политического движения в Джавахке включает и работу американцев с армянскими политическими и общественными группами, а также и официозом в Армении. Американцы прекрасно понимают, что ключевые события в Джавахке не имеют никакого отношения к тем версиям, которые они поддерживают, то есть, к российским спецслужбам или к определенным амбициям армянских националистически настроенных организаций, хотя некоторые из них, в том числе партия АРФ "Дашнакцутюн" действительно имеют в Джавахке широко разветвленную, сплоченную организацию, которая способна решать многие вопросы, как в режиме сотрудничества с грузинскими политическими партиями и властями, так и без него. В настоящее время "Дашнакцутюн" является самой организованной партией на территории Грузии, с уровнем организованности которой не может сравниться ни одна грузинская партия, и одной из ее целей является подготовка условий, когда дашнакцаканы сумели бы стать партнерами грузинского политического руководства, и вопрос в том, каким должно стать руководство Грузии. Но учитывая, что партия "Дашнакцуктюн" входит во властный альянс в Армении, для американцев представляется более эффективным работать с дашнакцакановскими организациями в США, нежели в Армении (просто по правилу - свои ближе). В связи с этим, дашнакцаканская организация в Джавахке предпочла не демонстрировать свою позицию в конфликтной ситуации с выборами в органы местного самоуправления.

Более того, эта организация практически поддержала "грузинскую партию", то есть имела место профессионально скоординированная политическая операция, что позволило к настоящему времени привести Джавахк в координаты большой политики и стать политическим ресурсом в рамках ряда проектов. Происходит довольно сложная игра и создается впечатление, что кто-то очень заинтересован в превращении этого медвежьего угла в перекресток интересов различных сил и сторон. Чем же эта закулисная игра обернется для данного этнического региона?

Марк Зорян - эксперт Аналитического центра "Кавказ"