Дмитрий Медоев - Полномочный представитель Южной Осетии в России, Чрезвычайный и Полномочный посол

ИА REGNUM: Г-н Медоев, как бы Вы прокомментируете заявление заместителя госсекретаря США Дэниела Фрида, который, выступая вчера на брифинге в Тбилиси, заявил, что США не признают независимость Абхазии и Южной Осетии, не признают и результаты проведенных там референдумов?

Признание приходит тогда, когда страна становится сильной экономически, политически. Вспомним, сколько лет не признавали Советский Союз, но когда эта страна встала на ноги, провела конституционные реформы, то оказалось, не признавать одну шестую часть суши планеты Земля просто смешно. Я убежден, пройдет время, и те страны, которые сегодня напрочь отказываются признать права народов, их государства, окажутся в конце очереди признания этих государств. Скажу больше - этим странам, и особенно Грузии, надо скорее признать Южную Осетию и Абхазию. После того, что Грузия сделала по отношению к Южной Осетии и Абхазии, признание с ее стороны было бы логичным и справедливым. Вспомним, Германию - цивилизованное поведение цивилизованной страны. Вспомним, как культурно разошлись Чехия и Словакия, как Сербия первой признала Черногорию, в состав которой входила последняя. Мы призываем грузинскую сторону, встать на правильный цивилизованный путь, а не на путь конфронтации и войны. Мы не строим свое государство против Грузии или грузинского народа. Нам нечего делить с грузинским народом, мы веками жили и собираемся жить в добрососедских отношениях. Но мы хотим вывести наши отношения в юридическую плоскость. А за это войны не объявляют. И поверьте, наша страна будет признана.

ИА REGNUM: Представитель США также заявил о том, что Южной Осетии и Абхазии нельзя приводить Косово в качестве примера, потому что это уникальный случай...

Вы знаете, мировая практика развития государственности и международное право давно установили основы и принципы суверенности. После принятия Устава ООН, принцип самоопределения народов, начиная с резолюции 545 (VI) Генеральной Ассамблеи, неоднократно получал свое подтверждение в последующих документах ООН. К их числу относятся принятая резолюцией 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международные акты о правах человека (1966), Декларация принципов Заключительного акта ОБСЕ (1975), и другие документы. Достаточно четко и полно принцип самоопределения народов раскрыт в Декларации о принципах международного права ООН, принятой резолюцией 2625 (XXV) 24 октября 1970 г. Особенно актуальным для сегодняшнего дня является положение Декларации, указывающее каждому государству воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам, осуществлять свое право на самоопределение.

Все вышеуказанные международные документы исходят из неотъемлемости этого права и признают возможность самоопределения через образование отдельного государства, однако, как оказывается на практике, эта норма осуществляется в современной мировой практике по принципу "кто сильнее, тот и прав". Причина этого, в большей степени, в существовании двух прямо противоположных подходов к праву самоопределения - один стандарт применяется для Восточного Тимора, Западной Сахары, Косово, а другой стандарт навязывается Южной Осетии и Абхазии. Мы поддерживаем подход к этой проблеме, высказанный президентом Путиным в декабре прошлого года - признание независимости той или иной территории должно носить универсальный характер и распространяться также и на новые самоопределившиеся государства постсоветского пространства. Только при таком подходе можно избежать двойных стандартов и обеспечить действие общепринятых норм и принципов международного права на практике. Народ Южной Осетии полон решимости, добиваться признания независимости своего государства на основе вышеозначенных принципов и исключительно мирными средствами.

ИА REGNUM: Почему Южная Осетия настаивает на сохранение существующего формата переговорного процесса? И как Вы оцениваете очередной срыв заседания СКК во Владикавказе?

Нынешний четырехсторонний формат переговорного процесса уникален потому, что в нем равноценно представлены две противоположные, грузинская и осетинская, стороны, которые имеют равнозначные миротворческие батальоны под командование миротворческих сил Российской Федерации. Вспомним, что до 2002 года в зоне грузино-осетинского конфликта не погиб не один миротворец. В то же время, посмотрите, что творится в Ираке, что было в Афганистане, Боснии и Герцеговине. Там тоже была миротворческая операция, но там гибли и сами миротворцы, и мирное население.

С приходом нового тбилисского режима у нас тоже были случаи гибели миротворцев. В полицейском участке добивали раненых миротворцев, и почему-то международное сообщество проходит мимо таких фактов. А это не то, что нарушение прав человека, это вопиющее преступление против человечества, и те люди, которые убивали миротворцев, были лично награждены президентом Грузии. Это верх цинизма. Сегодня мы заявляем - нет альтернативы переговорам, нет альтернативы мирному разрешению всех существующих противоречий. Но тбилисский режим продолжает тактику провокаций не только на военном уровне, но и на политическом и дипломатическом. Перманентная атака на СКК, обвинения России и российских миротворцев просто набили оскомину. Невооруженным глазом видно, что российские миротворцы - главный гарант мира и стабильности в регионе. Их вывод и прекращение работы смешанной контрольной комиссии приведет лишь к эскалации напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта.

ИА REGNUM: Полагаете ли Вы, что западные страны и организации должны участвовать в тех миротворческих процессах, в которых главенствующая роль отведена России? Какие последствия в этом случае можно ожидать?

Стремление западных стран участвовать в миротворческом процессе в Южной Осетии и Абхазии не раз озвучивалось устами грузинских политиков. Неоднократно звучали и звучат заявления о том, чтобы расширить формат миротворческого процесса, либо вообще исключить Россию из миротворческого процесса. Новые грузинские лидеры не отступают от курса своих предшественников и продолжают наносить свой основной удар по российским интересам. В этом просматривается один из нескрываемых элементов политической преемственности и сохранения для новых грузинских властей главной политической установки - конфронтация с Россией. Несмотря на огромный вклад российских миротворцев в поддержание мира в Южной Осетии и Абхазии, выполнение ими в сложных условиях своих обязанностей, грузинское руководство постоянно выражает недовольство их действиями, периодически угрожая выводом миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. Для нас совершенно очевидно, что вывод из Абхазии и Южной Осетии российского миротворческого контингента приведет к возобновлению вооруженного конфликта, в который окажутся вовлеченными как международные силы, так и банды международных террористов.

ИА REGNUM: Сегодня в России происходят кардинальные перемены на разных уровнях. Как Вы оцениваете эти перемены? Какова сегодняшняя Россия в Вашем понимании?

Самые главные достижения современной российской власти - это грамотный подход к вопросу преемственности власти. Это не смена президентов, нет. Посмотрите, как работает власть в США, какой бы президент не пришел, политика США не меняется. Я считаю, это очень важная составляющая часть политического процесса в государстве. В России не только пришли к такому пониманию, но и к ее практической реализации. Сегодня те, кто находится в России у власти - это люди нового мышления. Мы уверены, что эта тенденция сохранится и в будущем.