Обзор СМИ за 6-12 октября 2006 года.

Мониторинг. Встреча глав МИД Армении и Азербайджана в Москве. Ереван дает Баку повод для агрессивности? Бакинский выбор: Карабах или НАТО... Призрак Косово в Закавказье. Иран поможет Карабаху?

Мониторинг

Утром 5 октября миссия ОБСЕ с участием экспертов из Нагорного Карабаха начала работу по оценке экологической ситуации на территориях, расположенных по линии соприкосновения вооруженных сил (ВС) Нагорного Карабаха (НК) и Азербайджана. Как сообщает агентство АРКА, по настоянию руководства НК мониторинг был перенесен с 4 на 5 октября, так как карабахской стороной были выдвинуты определенные требования, касающиеся формата проведения данного мониторинга, и направлена соответствующая нота в адрес ОБСЕ.

"Мы сожалеем, что со стороны ОБСЕ не было создано необходимых условий для участия представителей НКР в подготовке Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации на территориях, пострадавших от пожаров. Однако это совершенно не исключает возможности участия карабахских экспертов в осуществлении данного мониторинга, тем более что в связи с необходимостью присоединения к миссии представителей НКР ее осуществление уже отложено на сутки". Об этом заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян, отвечая на вопрос журналистов о действиях официального Степанакерта в связи с выездом из Баку к месту пожаров экспертной группы ОБСЕ. Петросян сообщил также, что МИД НК направил ноту в адрес ОБСЕ, в которой четко выражена позиция руководства республики по вопросу участия в мониторинге экспертов из Карабаха. "Часть территорий, на которых планируется проводить оценку, находится под юрисдикцией НКР, что уже, как минимум, является серьезным основанием для нашего участия в осуществляемой Миссии на противоположной стороне", - подчеркнул министр. Согласно информации, которой располагают власти НК, на карабахских территориях, "оккупированных" Азербайджаном, сложилась тревожная экологическая ситуация: происходит массовая вырубка леса в Шаумянском районе, серьезно нарушен экологический баланс восточной части Мартунинского района, где повреждена структура почвы и микрофлора. (Информационный портал МИД НК).

Согласно электронной газете KarabakhOpen.com, в ноте, направленной МИД Нагорного Карабаха координатору ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды, была выражена готовность оказать содействие работе Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации на пострадавших от пожаров территориях. Власти НК предоставили гарантии безопасности международным экспертам, входящим в состав Миссии. Ранее с просьбой оказать содействие и предоставить гарантии безопасности членам Миссии в Министерство иностранных дел НК обратился координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной.

Согласно бакинскому агентству АПА, руководитель офиса ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной ничего не сообщил о результатах мониторинга в Ходжавендском, Тертерском и Агдамском районах. По его словам, итоги будут обнародованы по завершении визита.

9 октября заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял членов Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации в приграничной зоне между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Как сообщили ИА "Де-Факто" в пресс-службе МИД НК, приветствуя членов Миссии, Маилян подчеркнул, что "власти НКР всегда открыты для международного сотрудничества и предприняли все для того, чтобы мониторинг ОБСЕ состоялся". Сообщив, что руководство Нагорного Карабаха имеет богатый опыт общения с представителями международного сообщества, заместитель главы внешнеполитического ведомства НК отметил отличительную черту данной Миссии - участие экспертов из Азербайджана. В свою очередь руководитель Миссии, координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной поблагодарил власти Нагорного Карабаха за существенную поддержку в осуществлении намеченных планов, отметив, что участвовавшие в мониторинге карабахские эксперты внесли конструктивный вклад в работу Миссии на территории Азербайджана. Сной выразил также удовлетворение тем, что карабахские власти позволили представителям Азербайджана участвовать в мониторинге на территории Нагорного Карабаха. По просьбе членов Миссии Маилян рассказал о ситуации с имевшими место пожарами. Замминистра перечислил основные причины, по которым произошло возгорание полей в приграничной зоне: беспрецедентная засуха, враждебные действия Азербайджана - азербайджанские военнослужащие поджигали сухую траву на нейтральной территории и использовали при стрельбе трассирующие пули. "Цель азербайджанской стороны - подорвать продовольственную безопасность НКР. В результате пожаров Нагорному Карабаху нанесен ущерб в размере 3,5 млрд. драмов (около $9 млн. - прим. ИА REGNUM). В то же время отрадно, что пожары не нанесли серьезного урона экологической среде: горели в основном посевы зерновых культур", - сказал Маилян. Замглавы МИД НК выразил неудовлетворение в связи с тем, что недавние обсуждения в Вене по вопросу пожаров проходили без представителей Нагорного Карабаха - самой заинтересованной стороны. "Вы знаете, что данный мониторинг практически был на грани срыва, и он состоялся благодаря нашим усилиям. Однако на сегодня под оккупацией Азербайджана находится 15% территории Нагорного Карабаха: восточная часть Мартунинского района, северо-восточная часть Мартакертского района, весь Шаумянский район. Если бы мы имели возможность участвовать в подготовительной части мониторинга, то, наверное, удалось бы достичь отправки Миссии на территории, находящиеся в зоне нашего интереса. Мы весьма сожалеем, что международные эксперты не побывают на территории Шаумянского района, ибо нас очень беспокоит сложившаяся там экологическая ситуация. По нашим сведениям там идет массовая вырубка леса, имеют место пожары", - отметил Масис Маилян. При этом он заявил о необходимости совместных действий карабахских и азербайджанских структур, отметив, что еще в 2001 году власти НК предложили Азербайджану комплекс мер по установлению доверия (более 20 предложений), одна из которых предполагала именно выработку механизмов по профилактике возгорания пастбищ. "Однако предложения карабахской стороны были отвергнуты Баку, да и посредники не проявили необходимой поддержки. Если бы в свое время наши предложения были приняты, то не сложилась бы нынешняя ситуация. Мы и сегодня готовы сотрудничать с Азербайджаном, но, к сожалению, Баку не идет на контакты с карабахской стороной даже в вопросах, представляющих общий интерес", - отметил Маилян. Агентство отмечает, что Миссия ОБСЕ провела аналогичный мониторинг с азербайджанской стороны с участием карабахских экспертов.

"Я удивлен тем, что карабахские власти позволили экспертам из Азербайджана участвовать в мониторинге на территории Нагорного Карабаха. Наша цель - прийти к выводам, основанным на консенсусе. Задачей данной миссии является укрепление доверия между сторонами, что в дальнейшем будет содействовать урегулированию конфликта в целом. Наши эксперты дадут оценку краткосрочному и долгосрочному влиянию пожаров на окружающую среду и подготовят рекомендации по противодействию пожарам", - заявил в Степанакерте руководитель Миссии, координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной. (АПА).

Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, 10 октября с 10:25 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных в "оккупированных" селах Баш Гервенд и Гюллюдже Агдамского района, периодически обстреливали из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Азербайджанские войска открыли ответный огонь.

Достигнуто согласие обеих сторон о встрече министров обороны Армении и Азербайджана с целью укрепления мер по соблюдению режима прекращения огня. Об этом заявил личный представитель действующего председателя ОБСЕ в Нагорном Карабахе посол Анджей Каспшик 9 октября в ходе пресс-конференции сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ в Ереване. Посол отметил, что занимается укреплением соблюдения мер доверия, в том числе в военной области. "Режим прекращения огня удерживается благодаря политическому решению сторон. За последние время, к сожалению, была информация о гибели военнослужащего с армянской стороны и военнослужащего с азербайджанской", - отметил он, выразив мнение о необходимости сделать все для укрепления режима прекращения огня. ("Арминфо").

Встреча глав МИД Армении и Азербайджана в Москве

В Москве 6 октября начались консультации министров иностранных дел Азербайджана и Армении - Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна. Об этом азербайджанскому агентству "Тренд" сообщили в группе по Нагорному Карабаху МИД России. В консультациях принимают участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция), Мэтью Брайза (США). Перед началом консультаций глава МИД России Сергей Лавров по отдельности провел переговоры с азербайджанским и армянским министрами.

Как сообщает Strana.ru, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров позитивно оценил итоги встречи с коллегами из Азербайджана и Армении, прибывшими в Москву для обсуждения нагорно-карабахского урегулирования. По словам главы МИД РФ, "встреча прошла продуктивно". "Москва выбрана в качестве места трехсторонней встречи не случайно, так как Россия исторически играла важную роль в Закавказье, в частности в разрешении проблемы Нагорного Карабаха", - отметил дипломатический источник в Москве. ("Арминфо").

Бакинская "525-я газета" напоминает, что последний раз карабахские переговоры проводились в столице России примерно год назад - 24 августа 2005 года. После этого президенты Азербайджана и Армении встретились в Казани. По мнению газеты, на организацию встречи в Москве необходимо смотреть скорее как на дипломатический ход Кремля, нежели как на реальную картину проведенных оптимистических переговоров. "В какой-то степени Москва пытается продемонстрировать другим странам-сопредседателям то, что встречи, проходящие при ее хозяйстве, могут быть более плодотворными. Тем самым официальная Москва пытается продемонстрировать необходимость в своей миссии в качестве посредника".

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в ходе визита в регион заявил, что посредники намерены предложить сторонам сравнительно новый вариант. "Модифицированный" документ преследует цель устранения вызывающих разногласия моментов. По словам Мерзлякова, данный документ был представлен сторонам во время встречи президентов Армении и Азербайджана 10-11 февраля в Рамбуйе. Затем, после редактирования, был вынесен на обсуждение на встрече глав государств в Бухаресте. "А сейчас, после внесения определенных изменений, мы намерены представить новый вариант этого документа на обсуждение во время очередной встречи", - сказал Мерзляков. ("525-я газета").

Как сообщает PanARMENIAN.Net, в ходе встречи министры иностранных дел Армении и Азербайджана обсудили пока нерешенные проблемы процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также предложения посредников по преодолению существующих разногласий. По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, армянская сторона оценивает состоявшиеся консультации как полезные. Он также отметил, что поднятые сопредседателями в ходе консультаций вопросы будут самым серьезным образом обсуждены в Ереване до следующей встречи, которая состоится в конце октября.

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в беседе с радио "Свобода" сказал, что только в случае достижения прогресса в ходе предстоящей в Париже встречи можно будет договориться о встрече президентов двух стран.

Переговоры глав МИД Азербайджана и Армении в Москве были конструктивными. Как сообщает бакинская "525-я газета", об этом сообщил журналистам спецпредставитель президента Азербайджана по Нагорному Карабаху Араз Азимов. Азимов добавил, что на данный момент идет подготовка к встрече глав МИД Азербайджана и Армении, которая состоится 24 октября во Франции. До этого времени министры обсудят детали ситуации, сложившейся в переговорном процессе. Сопредседатели МГ в свою очередь будут стараться, чтобы было достигнуто определенное соглашение, подчеркнул спецпредставитель. По словам Азимова, "нормальные люди в Армении" понимают, что разрешение проблемы одновременно послужит установлению демократических принципов в стране, особенно в преддверии парламентских выборов 2008 года. "В Армении должна быть сформирована воля для разрешения нагорно-карабахской проблемы, восстановления связей с Азербайджаном. В противном случае люди, которые хотят разрешения конфликта мирным путем, станут врагами общества в Армении", - заявил Азимов.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров прокомментировал для азербайджанских и российских СМИ итоги переговоров с главой МИД Армении Варданом Осканяном при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Согласно ИА REGNUM, Мамедъяров сообщил, что состоялся очень конструктивный и продуктивный обмен мнениями по основным принципам урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Отвечая на вопрос о том, можно ли урегулировать конфликт до конца 2006 года, как это предполагают страны "большой восьмерки", азербайджанский министр заметил, что не следует завязываться на каких-то сроках, так как это чрезвычайно серьезный и чувствительный вопрос, а стараться двигаться вперед в переговорном процессе. "Главным предметом переговоров является вопрос об основных принципах урегулирования, и предложения сопредседателей базируются на уже наработанных принципах, которые много лет обсуждаются в рамках "пражского процесса". В настоящее время часть проблемы связана со статусом, часть проблемы - с полным выводом армянских войск. Наша задача - найти тот хрупкий баланс, на основании которого мы могли бы дальше двигаться. Мы согласовали основные принципы урегулирования конфликта, но есть два несогласованных принципа, над которыми работаем. Сегодня обсуждались именно эти несогласованные принципы", - отметил министр. Оценивая деятельность России в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, Мамедъяров заявил, что "российская сторона имеет все возможности для того, чтобы проявить, и она проявляет достаточно интенсивный интерес к тому, чтобы было движение в процессе переговоров". Глава МИД Азербайджана также заявил, что одна из задач, стоящих перед его страной, - подняться на уровень регионального лидера, и это создаст больше возможностей для мирного урегулирования конфликта. "На данном этапе мы стараемся, чтобы режим прекращения огня не нарушался, и одновременно работаем над тем, чтобы конфликт был решен. Это важно для Азербайджана и Армении, а также для всего региона", - резюмировал азербайджанский министр.

Газета "Айкакан жаманак", обращаясь к комментариям министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, с удивлением отмечает, что на этот раз его выступление было "очень мягким и примирительным" - как по поводу решения карабахской проблемы, так и об отношениях с Арменией. В целом, пишет газета, заявления Мамедъярова бросались в глаза "абсолютным отсутствием агрессивности", что не часто встретишь у представителей властей Азербайджана, в том числе и у самого Мамедъярова. "Это обстоятельство становится более любопытным, если рассматривать московскую встречу в контексте последних событий в переговорном процессе: в результате удачного переноса проблемы НК в повестку дня сессии Генассамблеи ООН власти Азербайджана с каждым днем ужесточали свои позиции и заявления, тогда как власти РА отказывались принимать участие в переговорах. И вот, в Москве восстановился переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ, состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, после которой Мамедъяров выступил в на удивление непривычном стиле".

"Московская встреча по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе была очень содержательной и очень полезной. Если министры дали встрече позитивную оценку, то мы должны этому радоваться". Об этом в интервью бакинскому агентству АПА заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. По его словам, главная цель, которую они преследовали на данном этапе, - возобновление прямых контрактов после некоторого перерыва - достигнута. "То, что они договорились о продолжении контактов в достаточно быстром темпе 24 октября в Париже, можно расценивать как повышение темпа переговорного процесса. Необходимо согласовать все детали по урегулированию конфликта. Нельзя приступать к процессу урегулирования даже при условии несогласования одной детали, потому что есть определенный набор принципов, они настолько взаимосвязаны, что, как только выдергиваешь один, получается, что другая сторона чего-то не сможет сделать, все достаточно взаимосвязано". Мерзляков не пожелал говорить о том, какие именно детали будут обсуждаться в ходе переговоров. "Что касается перспектив, перспективы есть, московский раунд обнадежил сопредседателей. Вопрос об организации встречи президентов будет обсужден в ходе парижской встречи министров иностранных дел. Выбор в качестве места проведения встречи Парижа устраивает обе стороны. Один возвращается через него, другой куда-то едет через Париж".

По мнению парламентской фракции Объединенной трудовой партии Армении, в ходе московской встречи ничего сверх ожидавшегося не произошло. "Переговорный процесс должен быть продолжен. Только переговоры являются ключом к решению карабахской проблемы. Позиция народов Армении и Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) в отношении урегулирования карабахской проблемы выражается теми боевыми позициями, которые занимают войска самообороны народов Армении и Карабаха", - сказал на парламентском брифинге 6 октября руководитель фракции Гурген Арсенян. "Изменение нашей позиции подразумевает изменение и позиций вооруженных сил. Но перед этим надо очень хорошо взвесить, для чего такие изменения и имеют ли они смысл". Фракция "Оринац Еркир" ждет окончания встречи и считает, что переговорный процесс должен быть продолжен и проблемы должны решаться посредством общения, заявил зампредседателя "ОЕ" Мгер Шахгельдян. Член партии "Дашнакцутюн" Спартак Сейранян заявил, что для дашнаков неприемлемо "смешивать освобожденные территории с переговорным процессом, с сутью и содержанием урегулирования проблемы". А ожидания зависят от готовности Азербайджана продолжать переговоры с той точки, где они их прекратили, считают в "Дашнакцутюн". Отвечая на вопрос газеты "Лрагир", надо ли понимать это так, что "Дашнакцутюн" не разделяет точку зрения президента Армении Роберта Кочаряна, высказанную последним арабской телекомпании "Аль-Джазира" (о готовности Армении вернуть все территории, за исключением "узкого Лачинского коридора". - прим. ИА REGNUM), Сейранян только предложил сравнить сказанное им с тем, что сказал Роберт Кочарян.

Ереван дает Баку повод для агрессивности?

"Правительство Азербайджана не имеет обязательств не начинать войну перед какой-либо организацией", - заявил бывший советник президента Азербайджана, политолог Вафа Гулузаде. Он заявил, что в документе 1994 года о прекращении огня разговор идет о "прекращении огня до достижения мира": "Кроме этого Азербайджан не имеет других обязательств, и глава государства неоднократно заявлял, что если не удастся договориться мирным путем, то освобождение оккупированных земель - неотъемлемое право страны. Но это не означает, что Азербайджан будет воевать. Всем, и в том числе Европе, ясно, что Азербайджан не будет воевать. Так как оккупантом территорий Азербайджана является Российская Федерация". По мнению политолога, Азербайджан может лишь тогда взять на себя обязательства, когда будет способен победить Армению и Россию в войне: "Вот тогда Евросоюз может попросить Азербайджан, мол, возьми на себя обязательство не побеждать их". Гулузаде считает, что юридически ничто не мешает Азербайджану освобождать земли военным путем войны, но политолог еще раз заметил, что война - это очень сложный вариант, так как "оккупантом" является Россия и в случае военного решения вопроса надо воевать с Россией. (Day.Az).

В тактике сторон за истекшее время ничего особо не изменилось. Официальный Ереван продолжает демонстрировать предельно возможную суперевропейскую толерантность и уступчивость - несмотря на усилившуюся в последнее время критику такой позиции. В частности, по сообщениям СМИ, президент Армении Роберт Кочарян в интервью известному арабскому каналу "Аль-Джазира" в очередной раз заявил о готовности армянской стороны передать Азербайджану ряд буферных территорий, за исключением Лачинского коридора. Тактика Баку тоже не изменилась. Президент Азербайджана Ильхам Алиев продолжает грозиться военным бюджетом, министр обороны Сафар Абиев, наверное, уже в сотый раз заявил о том, что терпение Азербайджана не беспредельно... А азербайджанские журналисты требуют от сопредседателей, чтобы они Степанакерт называли... Ханкенди. Ни больше, ни меньше. Кто в этом виноват? - спрашивает газета "Голос Армении" и сама же отвечает: "Только официальный Ереван". По мнению газеты, неуступчивость Азербайджана объясняется вовсе не верой в возможность военного реванша: "Самоубийственной была бы такая попытка, и в Баку это прекрасно понимают". Газета считает, что неуступчивость Азербайджана на переговорах обусловлена именно "чрезмерной толерантностью армянской внешней политики, уверенностью в том, что буферные территории в любом случае будут ему возвращены, а потому торопиться Азербайджану нет смысла". По мнению "ГА", пресловутый "новый элемент", о котором сегодня говорят сопредседатели, - очередной шаг со стороны сопредседателей навстречу азербайджанцам. "Будет ли эта уступка последней? Представляется, что в первую очередь это зависит от позиции официального Еревана".

Как известно, Ереван в целом выразил свое согласие с последними предложениями сопредседателей МГ, хотя, прямо скажем, ряд позиций в них вызывает у общественности Армении и Нагорного Карабаха неподдельную тревогу, пишет газета "Новое время". И это понятно. Ведь даже если Баку даст согласие на проведение референдума на территории НК (во что верится с превеликим трудом), то произойти это должно на самой финишной прямой урегулирования. До этого же времени армянские стороны конфликта фактически должны будут пойти на односторонние уступки. Однако, пишет газета, несмотря на такое положение дел, Ереван в целом одобрил предложенный международными посредниками документ, поскольку в нем отражено право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Последнее обстоятельство, безусловно, можно отнести к позитиву. Все остальное - пока негатив. "Скажем, не верится, что модифицированный вариант документа увеличит приемлемые для Армении моменты". По мнению газеты, в реальный прогресс (и не только в текущем 2006-м, но и в идущем ему на смену 2007 году) уже не верят и сами посредники. Похоже, считает "НВ", они сейчас больше заняты замораживанием конфликта, нежели достижением недостижимого компромисса. "Не случайно сопредседатели МГ намереваются организовать также встречу министров обороны Армении и Азербайджана с целью повышения эффективности принимаемых мер по соблюдению режима прекращения огня, хотя азербайджанское военное ведомство эту информацию не желает подтверждать. Посему, несмотря на возможные в будущем встречи министров иностранных дел и даже президентов двух стран, достижение договоренности по ключевому принципу урегулирования - статусу НК - выглядит нереальным".

Заместитель председателя Национального Собрания Армении, член бюро партии "Дашнакцутюн" Ваан Ованнисян считает, что "возрастающая наглость Азербайджана обусловлена не столько и не только прибылью, ожидаемой от нефтепровода Баку-Джейхан, но и позицией наших властей, от уступчивости которых, кажется, устал весь мир. Наше общество и впрямь готово к компромиссам и хочет жить мирно, но в Азербайджане оценивают это неправильно и, возможно, воспринимают как проявление слабости. Дело дошло до того, что они хотят вообще исключить из своего лексикона само слово "компромисс" и пытаются выудить у нас односторонние уступки". По мнению Ованнисяна, пишет газета "Айоц Ашхар", при таких обстоятельствах "пора, наконец, вылить ушат холодной воды на возрастающую агрессивность Азербайджана". "Думаю, наша скромная, осторожная позиция почти исчерпала свой лимит, и уже пора открыть "вентиль", чтобы они почувствовали всю прелесть холодного душа", - сказал политик.

Бакинский выбор: Карабах или НАТО...

Министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев принял спецпредставителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберта Симмонса. Как сообщает АПА, Абиев отметил продолжение сотрудничества Азербайджана с НАТО и добавил, что неурегулирование армяно-азербайджанского конфликта мешает развитию отношений между Азербайджаном и НАТО. Министр отметил, что одним из основных принципов программы НАТО "Партнерство во имя мира" (ПИМ) является уважение к территориальной целостности всех стран, однако Армения, как член программы ПИМ, не выполняет эти требования, а также 4 резолюции Совета Безопасности ООН: "В этом вопросе международные организации должны оказать давление на Армению. В случае если конфликт не удастся урегулировать мирным путем, Азербайджан самостоятельно восстановит свою территориальную целостность". По словам Симмонса, НАТО внимательно следит за процессами, связанными с урегулированием конфликта: "Мы сожалеем о том, что в вопросе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе не произошло серьезного прогресса".

Как сообщает бакинская "525-я газета", спецпредставитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс заявил в Баку, что урегулирование конфликта входит в компетенцию сопредседателей Минской группы ОБСЕ: "НАТО в этом процессе не участвует, однако поддерживает все решения сопредседателей". А что касается того, считает ли он Нагорный Карабах территорией Азербайджана, а Южную Осетию - территорией Грузии, то Симмонс ответил, что является сторонником разрешения конфликтов посредством переговоров: "Необходимо вести переговоры в связи с каждым из этих конфликтов. Этот вопрос должны решить сами стороны".

Прибывший вечером 8 октября в Баку специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс заявил, что вопрос членства Азербайджана в НАТО зависит от соответствующего желания руководства самой республики. Вообще-то целью визита Симмонса в Баку является расширение связей НАТО с Азербайджаном в сферах безопасности, обороны и науки. Для решения этих вопросов Симмонс встретится практически со всем руководством Азербайджанской Республики. Заявление Симмонса о возможном вступлении Азербайджана в Североатлантический альянс на первый взгляд выходит за рамки запланированных целей визита. Однако, считает ИА "Де-Факто", в действительности именно оно является главной политической составляющей поездки в Баку. Сигнал о готовности НАТО расшириться за счет Азербайджана дан уже не просто руководству, но и "широкой общественности" этой страны. "Равно как и сигнал о решении НАТО обосноваться в Закавказье". Однако, согласно принятому правилу, в НАТО не могут приниматься государства, на территории которых дислоцированы иностранные войска. То есть до тех пор, пока карабахские войска будут находиться, к примеру, в Агдамском районе, Азербайджан не может войти в НАТО. Так же как и Грузия, на территории которой, кстати, находятся миротворцы из СНГ. Таким образом, считает агентство, чтобы стать полноправным кандидатом на вступление в НАТО, "Азербайджан должен либо завоевать Карабах, либо отказаться от территориальных притязаний к НК и признать общеизвестное: Карабах, весь, является исторической армянской территорией". Как бы горько это не звучало для бакинских стратегов, следует признать, что нынешний Азербайджан ни в политическом, ни в военном плане не в силах завоевать Арцах. В политическом плане Азербайджану это не даст сделать Запад, экономика которого может не выдержать новой войны в одном из нефтеносных районов мира. В военном плане насквозь коррумпированная и карикатурная армия Азербайджана надолго лишена возможности что-либо решать, тем более заставить боеспособные и мобильные карабахские подразделения покинуть родину, считает агентство. Таким образом, заключает "Де-Факто", Азербайджану надо выбирать между подвешенным состоянием ни войны, ни мира и реальным шансом войти в НАТО. "Либо война с абсолютно предсказуемым, в том числе и для Баку, итогом, либо "уход" на Запад с отказом от притязаний на армянские земли".

"Современная Нагорно-Карабахская Республика с ее буферной зоной является составной частью установившейся международной системы безопасности. И в этом аспекте можно сказать, что НКР уже признана мировым сообществом. Хочет Азербайджан того или нет, но это факт, и любое нарушение данной системы приведет к серьезной дестабилизации всей мировой системы человеческой и экономической безопасности. И никто не позволит Азербайджану сделать это даже под предлогом т.н. "восстановления своей территориальной целостности", учитывая последние вызовы, связанные с эскалацией военных действий между Израилем и Ливаном, и неспособность мирового сообщества приостановить нарастание конфликта". Об этом, сообщает "Арминфо", заявил в Степанакерте председатель действующей в Нагорном Карабахе партии "Социальная справедливость" Карен Оганджанян. Касаясь заявлений властей Азербайджана, в частности президента Ильхама Алиева, о готовности решить нагорно-карабахскую проблему военным путем, Оганджанян отметил, что "данная риторика направлена в первую очередь на демонстрацию решимости перед своим народом". По его словам, посредством такой риторики Баку также шантажирует посредников в переговорном процессе для получения максимальных для азербайджанской стороны дивидендов. "Вполне очевидно, что в случае начала военных действий против Нагорного Карабаха Азербайджан получит адекватный агрессии военно-политический и социально-экономический урон и будет отброшен в своем развитии как минимум на 30 лет. Это в лучшем случае, а в худшем Азербайджан получит на своей территории несколько "нагорных карабахов". Попытки же апеллировать к международному сообществу в этом случае окажутся абсолютно недееспособными", - отметил Оганджанян, приводя в качестве подтверждения своего мнения последнюю израильско-ливанскую войну. По его словам, народ Азербайджана должен четко осознавать, к каким последствиям ведет воинственная риторика и истерия азербайджанских властей. "Со своей стороны я, как человек, прекрасно осведомленный о потенциале и возможностях сторон, уверен в способности НКР нанести сокрушительный удар по реваншистским намерениям "горячих голов" в Азербайджане. Вместо того, чтобы начать прямые переговоры с карабахскими властями для решения всего комплекса проблем и, в первую очередь, вопросов гуманитарного характера, азербайджанские власти заняты простым шантажом как своего народа, так и мирового сообщества. Такая политика, наряду с фальсификацией показателей реального экономического роста своей страны, в конечном итоге разочарует мировое сообщество", - сказал лидер партии "Социальная справедливость". Вместе с тем он уверен, что есть много людей, озабоченных отсутствием диалога между Азербайджаном и Нагорным Карабахом и выступающих за прямые переговоры между сторонами конфликта. "Конечно, Азербайджану, как проигравшей стороне, очень трудно объяснить своему народу необходимость такого шага, но здравый смысл должен возобладать над реваншистскими устремлениями ради столь важных для процветания всего Южного Кавказа процессов примирения и мирного сосуществования всех народов", - заключил Карен Оганджанян.

На вопросы ИА "Новости-Армения" ответил генерал-майор Вооруженных сил Армении Аркадий Тер-Тадевосян:

"Г-н Тер-Тадевосян, вы, как герой карабахской войны, имеете немалый вес и пользуетесь особой популярностью в народе. Не собираетесь ли принять участие в предстоящих парламентских выборах в Армении?

Нет, не собираюсь. Я являюсь, прежде всего, человеком военным, и политика, во всяком случае участие в парламентских выборах, меня не привлекает. Однако хочу особо отметить, что постоянно слежу за внутриполитической и внешнеполитической ситуацией в Армении, Нагорном Карабахе, Азербайджане. Не являясь политиком, я очень интересуюсь последними событиями в регионе и мире.

Официальный Баку постоянно выступает с агрессивными заявлениями в адрес Армении и НКР о начале новой войны в случае провала переговоров по Нагорному Карабаху. Насколько они соответствуют настрою азербайджанского общества?

Видите ли, внутриполитическая обстановка в Азербайджане весьма тяжелая, и отдельные элементы во властных структурах пытаются использовать карабахский фактор в своих личных целях, в том числе для укрепления своего пошатнувшегося авторитета. С этой целью в азербайджанском обществе постоянно делаются попытки создания образа армянина-врага, однако я глубоко убежден, что властям Азербайджана это не особо удается. Призывы к войне от имени всего азербайджанского народа постоянно звучат лишь из уст определенной группы людей: министров, депутатов, небезызвестного лидера Организации освобождения Карабаха Акифа Наги, но не от всего азербайджанского народа. Эта прослойка азербайджанского общества постоянно пытается создать фон лжепатриотизма, что ей, к счастью, не очень удается.

Конечно, история знает вспышки патриотизма, но сравнивать ситуацию в Азербайджане и ситуацию в Колумбии и Венесуэле во времена Симона Боливара - нереально. В Армении в 1988 году также был подъем патриотизма, во главе которого встал Левон Тер-Петросян (первый президент Армении. - прим. ИА REGNUM), но эти времена быстро закончились, и сейчас создать подобный фон нереально, тем более путем искусственного нагнетания антиармянской истерии.

И все же, каковы шансы Азербайджана на успех, если официальный Баку все же решится на новую войну в Карабахе?

Азербайджан почти не имеет шансов, так как за эти 12 лет, прошедшие после установления перемирия в Бишкеке, наша линия обороны существенно укрепилась. Конечно, ни одна оборона не устоит, если враг решится ее прорвать, однако, это может удаться Азербайджану только ценой огромных потерь. Я думаю, что это не является нонсенсом, так как любой военный подтвердит, что обороняющаяся сторона всегда несет меньшие потери, чем наступающая. Цель обороны - измотать врага, раздробить его наступающую мощь, и это нам однозначно удастся. И даже если враг прорвет нашу оборону, то в Карабахе азербайджанскую армию ожидает множество сюрпризов, подготовленных Армией обороны НКР. Это является отработанным приемом, и мы, безусловно, его применим.

В каком состоянии находятся сейчас наши позиции на линии соприкосновения армий НКР и Азербайджана?

Наши позиции на 90% занимают превалирующее положение над позициями противника. И мы использовали наиболее оптимальные варианты для создания наших оборонительных укреплений. На данный момент я не нахожу целесообразным какое-либо передвижение наших войск для изменения конфигурации существующих укреплений.

Как вы относитесь к комплементарной политике Армении, в частности в отношениях с НАТО и ОДКБ?

Я считаю комплементаризм наиболее идеальным и приемлемым вариантом отношений Армении с этими двумя оборонными структурами. В конце концов, мы имеем право строить наши внешние отношения так, как нам это требуется для защиты наших национальных интересов. Армения не может развиваться однобоко. В то же время я считаю, что мы не должны были посылать миротворческий контингент в Ирак, что вызвало справедливый негативный резонанс в России". ("Новости-Армения").

Призрак Косово в Закавказье

Выступая 4 октября на заседании комитета Европарламента по внешней политике, его председатель Хавьер Солана сообщил, что в недавнем разговоре с ним президент Грузии Михаил Саакашвили "выразил крайнюю обеспокоенность" возможным получением независимости Абхазией и Южной Осетией по "косовскому образцу". Согласно разъяснению Соланы, в случае предоставления независимости Косово может возникнуть прецедент, которым воспользуются Абхазия и Южная Осетия. "Мы оказались в ловушке, в плену двойного механизма, который может иметь хорошие последствия для одного, но не другого", - заявил дипломат. В сложившихся условиях Солана предложил "позаботиться о безопасности Грузии", но в то же время высказался против посылки миротворцев ЕС в регион, на чем, как выясняется, настаивал Саакашвили, когда высказывал опасения по поводу негативных последствий возможного "косовского пути". ("Голос Армении").

Председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт в интервью агентству "Интерфакс" заявил, что Бельгия как председатель ОБСЕ активно содействует поиску решений замороженных конфликтов в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии. На вопрос о референдумах в непризнанных республиках Гухт ответил, что ОБСЕ не признает результаты референдума о независимости в Приднестровье. Есть ли принципиальное различие между положением в Косово, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии? Почему в одном случае есть готовность следовать воле местного населения, а в других нет? На этот вопрос председатель ОБСЕ сказал, что замороженные конфликты в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье имеют свои особенности. То же самое относится к Косово. "Эти пять конфликтов отражают различные ситуации и обстоятельства, что делает неприемлемыми призывы к "единым стандартам" и "универсальным моделям", которые могли бы применяться ко всем". (Analitika.az).

Бакинская газета "Зеркало" приводит выдержки из "противоречивого" интервью генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса российской газете "КоммерсантЪ", где "обнаруживается обильная пища для размышлений вокруг судьбы и Карабаха". Вот некоторые из них:

"...Для меня, как для генсека СЕ, важнее принцип целостности государственных границ стран-членов СЕ. Я одинаково отношусь к проблеме Сербии, Северного Кипра и Турции, Молдовы и Приднестровья. Любые изменения должны быть мирными, я резко против силового изменения границ. Этот принцип должен распространяться на все страны. В том числе на Россию, которая должна более последовательно соблюдать этот принцип. Неправильно поддерживать сепаратистские настроения в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии. Но Косово - это особый случай, потому что край находится под управлением ООН из-за того, что произошло семь лет назад. Мы не можем притвориться, что ничего не было. Мы не должны игнорировать прошлое...".

"...Я всегда считал, что, если жители Уэльса, Шотландии или Англии захотят отделиться от Великобритании или Северная Ирландия захочет присоединиться к Ирландской Республике, надо позволить им это сделать. Я не хотел бы силой удерживать Англию или Шотландию в составе Великобритании, если бы они этого не хотели. Я всегда осуждал насилие и попытки навязать решение с помощью терроризма или войны. Это абсолютно неприемлемо. Единственный правильный путь к отделению, к независимости - через голосование, мирное и демократическое, через выборы, где люди сами выбирают своих представителей. Это демократический, цивилизованный путь...". На вопрос, если Косово получит независимость, будет ли это прецедентом для других непризнанных территорий, например для Абхазии или Южной Осетии, "европеец без тени сомнения сказал о том, что жители других непризнанных территорий воспользуются Косово как прецедентом".

Бакинское издание отмечает, что сразу бросается в глаза уклонение от упоминания Нагорного Карабаха наряду с проблемами Северного Кипра, Приднестровья, Абхазии и Осетии. "И это при том, что по Нагорному Карабаху ПАСЕ приняла в целом благоприятную для Азербайджана резолюцию. Это рождает целую серию вопросов. Следует ли из данного неупоминания, что генеральный секретарь СЕ не ставит Нагорный Карабах в один ряд с вышеупомянутыми проблемами? Можно ли из этого сделать вывод, что он не считает руководство "НКР" сепаратистским?" - обеспокоена газета "Зеркало". Еще больше встревожило газету заявление министра иностранных дел уже Евросоюза, Хавьера Соланы, заявившего, что решение по Косово, а судя по всему, этот пока еще сербский регион станет независимым государством, "может стать прецедентом для решения абхазского и осетинского конфликтов". Как передает газета, Солана сказал: "Мы в западне. Президент Саакашвили в западне. Все мы в западне двойного механизма, который может иметь хорошие последствия для одних, но плохие - для других". Кроме того, продолжает "Зеркало", в самый неподходящий момент, "явно подавая предательский пас России", господин Солана весьма скептически высказался по поводу перспективы посылки миротворческой миссии Евросоюза в зону этих конфликтов. Итак, заключает "Зеркало", призрак Косово, идущего на всех парах к независимости, обретение которой косоварами станет вторичным актом самоопределения албанского народа, бродит по конфликтным просторам Южного Кавказа. "И при складывающихся обстоятельствах Азербайджан и Грузия просто обречены на внятный, серьезно институализированный тандем, подкрепленный действенным, организационно оформленным военно-политическим блоком".

Газета "Голос Армении", акцентируя слова генсека СЕ Терри Дэвиса: "Единственный правильный путь к отделению, к независимости - через голосование, мирное и демократическое, через выборы, где люди сами выбирают своих представителей. Это демократический, цивилизованный путь", пишет, что, "похоже, это постепенно начинают понимать и в Азербайджане". Подчеркивая абсурдность заявлений пресс-секретаря МИД Азербайджана Таира Тагизаде о том, что "референдум о статусе Нагорного Карабаха будет проводиться по всему Азербайджану", и министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что "возможный повторный референдум в Нагорном Карабахе будет не более чем опросом общественного мнения", газета пишет, что "уже и в самом Азербайджане подобные заявления воспринимают не иначе как тонкий внешнеполитический юмор". Особенно, отмечает "ГА", после того, как "неутомимый американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза после встречи с президентом НКР Аркадием Гукасяном сделал однозначное заявление о том, что вопрос статуса региона должен решить сам народ Нагорного Карабаха. И единственное, что остается в этой связи уточнить, - это вопрос о том, кого считать народом Карабаха: "Есть также люди, которые проживали там до 1988 года и которые также желают принять участие в референдуме. Все эти вопросы еще должны быть разработаны в качестве части пакета предложений". Армянская сторона в принципе считает такой подход приемлемым, если, конечно, азербайджанцы - бывшие жители Нагорного Карабаха - захотят вернуться.

Газета "Айоц Ашхар" отмечает, что сейчас происходит непредвиденный Азербайджаном поворот: в ООН переносится и проблема Косово, "решение которой по известным причинам беспокоит нашего соседа: в отличие от Абхазии и Южной Осетии, Косово и Карабах являются двойниками". Существуют независимые Албания и Армения и параллельно - Косово и Нагорный Карабах, требующие у международного сообщества независимости, разъясняет "Айоц Ашхар", т.е. - признания второго албанского и второго армянского государств. Острая озабоченность азербайджанской стороны еще более возросла после слов Терри Дэвиса: "Неправильно поддерживать сепаратистские настроения Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии. Но Косово - особый случай, потому как этот край находится под управлением ООН по причинам семилетней давности". Намек, уверена газета, относится к этническим чисткам, каковые, как известно, имели место и в Карабахе. "И не случайно, что, противопоставив "косовский прецедент" и три конфликта из числа постсоветских - Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, генсек ЕС и словом не обмолвился о Нагорном Карабахе". По мнению газеты, комментарии Дэвиса показывают, что во время переноса косовской проблемы из ЕС в ООН неизменными остаются прежние принципиальные позиции международного сообщества по поводу существующих на постсоветском пространстве конфликтов. "Косово рассматривается как край, достойный независимости, власти Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии - как сепаратисты, а вот в плане Нагорного Карабаха поддерживается многозначительно-дипломатическая тишина". При этом газета полагает, что отделение вопроса Нагорного Карабаха от других постсоветских конфликтов обусловлено тем, что оставление Нагорного Карабаха в составе Азербайджана приведет к наблюдавшемуся в Косово повторению этнических чисток. "Нагорный Карабах - единственный из всех постсоветских конфликтов, где наличествует свойственный косовской проблеме фактор несовместимости мусульман-албанцев и христиан-сербов".

Согласно газете "Айкакан жаманак", министр обороны России Сергей Иванов в своем интервью телеканалу "Россия" сделал сенсационное заявление, согласно которому "не обязательно, чтобы самопровозглашенное государство было бы признано со стороны мировой общественности". По его мнению, пишет газета, достаточно признания и одного государства. В качестве примера он привел Северный Кипр, который признала только Турция.

Иран поможет Карабаху?

Как сообщает ИА "Де-Факто", на сайте действующего в Иране Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа www.ru.iras.ir размещена статья иранского аналитика Дарьюша Сафарнежада под названием "Потенциальные возможности Ирана как посредника в карабахском конфликте". Статью можно прочесть на сайте "Де-Факто", ниже приведем лишь комментарий бакинского агентства АПА.

"По информации АПА, в размещенном на сайте www.ru.iras.ir материале Дарьюша Сафарнеджада под названием "Потенциальные возможности Ирана как посредника в карабахском конфликте" нет ни слова о сепаратизме. В статье, где армяне Нагорного Карабаха представлены как конфликтующая сторона, также нет ни одной мысли об оккупации азербайджанских земель Вооруженными силами Армении. Напротив, автор отметил, что "в 1992-1993 годах силами бойцов Карабаха были заняты еще несколько районов, прилегающих к Нагорно-Карабахской автономной республике". "Таким образом, появилась новая зона безопасности для суверенитета и управления Карабаха вне Азербайджанской Республики". По мнению автора, "ввиду того, что карабахцы не участвуют в миротворческом процессе, в разрешении конфликта не наблюдается серьезных сдвигов". В заключение статьи, отражающей, по мнению АПА, интересы Армении, выдвигается мысль о том, что Иран, как нейтральная страна, которая граничит с "тремя сторонами конфликта - Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом" и "построила благоприятные соседские отношения со всеми сторонами", может предложить участие в миротворческом процессе "карабахской стороны". Автор подчеркнул, что, несмотря на то, что Иран не признает официальный Карабах как независимую политическую единицу, он должен помочь Карабаху в качестве региональной силы. "Отметим, что деятельность Исследовательских центров России, Центральной Азии и Кавказа поддерживается Ираном и его издания отражают позицию официального Тегерана. Директор центра Мехти Санаи проработал на должности консультанта по вопросам культуры посла Ирана в Казахстане (1995-1998 годы) и посла Ирана в России (1999-2003 годы) и в настоящее время преподает в Тегеранском университете". (АПА).