Иран поможет Карабаху? Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 6-12 октября 2006 года.
Мониторинг. Встреча глав МИД Армении и Азербайджана в Москве. Ереван дает Баку повод для агрессивности? Бакинский выбор: Карабах или
Мониторинг
Утром 5 октября миссия
"Мы сожалеем, что со стороны ОБСЕ не было создано необходимых условий для участия представителей НКР в подготовке Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации на территориях, пострадавших от пожаров. Однако это совершенно не исключает возможности участия карабахских экспертов в осуществлении данного мониторинга, тем более что в связи с необходимостью присоединения к миссии представителей НКР ее осуществление уже отложено на сутки". Об этом заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха
Согласно электронной газете KarabakhOpen.com, в ноте, направленной МИД Нагорного Карабаха координатору ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды, была выражена готовность оказать содействие работе Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации на пострадавших от пожаров территориях. Власти НК предоставили гарантии безопасности международным экспертам, входящим в состав Миссии. Ранее с просьбой оказать содействие и предоставить гарантии безопасности членам Миссии в Министерство иностранных дел НК обратился координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной.
Согласно бакинскому агентству АПА, руководитель офиса ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной ничего не сообщил о результатах мониторинга в Ходжавендском, Тертерском и Агдамском районах. По его словам, итоги будут обнародованы по завершении визита.
9 октября заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял членов Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации в приграничной зоне между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Как сообщили ИА "Де-Факто" в пресс-службе МИД НК, приветствуя членов Миссии, Маилян подчеркнул, что "власти НКР всегда открыты для международного сотрудничества и предприняли все для того, чтобы мониторинг ОБСЕ состоялся". Сообщив, что руководство Нагорного Карабаха имеет богатый опыт общения с представителями международного сообщества, заместитель главы внешнеполитического ведомства НК отметил отличительную черту данной Миссии - участие экспертов из Азербайджана. В свою очередь руководитель Миссии, координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной поблагодарил власти Нагорного Карабаха за существенную поддержку в осуществлении намеченных планов, отметив, что участвовавшие в мониторинге карабахские эксперты внесли конструктивный вклад в работу Миссии на территории Азербайджана. Сной выразил также удовлетворение тем, что карабахские власти позволили представителям Азербайджана участвовать в мониторинге на территории Нагорного Карабаха. По просьбе членов Миссии Маилян рассказал о ситуации с имевшими место пожарами. Замминистра перечислил основные причины, по которым произошло возгорание полей в приграничной зоне: беспрецедентная засуха, враждебные действия Азербайджана - азербайджанские военнослужащие поджигали сухую траву на нейтральной территории и использовали при стрельбе трассирующие пули. "Цель азербайджанской стороны - подорвать продовольственную безопасность НКР. В результате пожаров Нагорному Карабаху нанесен ущерб в размере 3,5 млрд. драмов (около $9 млн. - прим. ИА REGNUM). В то же время отрадно, что пожары не нанесли серьезного урона экологической среде: горели в основном посевы зерновых культур", - сказал Маилян. Замглавы МИД НК выразил неудовлетворение в связи с тем, что недавние обсуждения в Вене по вопросу пожаров проходили без представителей Нагорного Карабаха - самой заинтересованной стороны. "Вы знаете, что данный мониторинг практически был на грани срыва, и он состоялся благодаря нашим усилиям. Однако на сегодня под оккупацией Азербайджана находится 15% территории Нагорного Карабаха: восточная часть Мартунинского района, северо-восточная часть Мартакертского района, весь Шаумянский район. Если бы мы имели возможность участвовать в подготовительной части мониторинга, то, наверное, удалось бы достичь отправки Миссии на территории, находящиеся в зоне нашего интереса. Мы весьма сожалеем, что международные эксперты не побывают на территории Шаумянского района, ибо нас очень беспокоит сложившаяся там экологическая ситуация. По нашим сведениям там идет массовая вырубка леса, имеют место пожары", - отметил Масис Маилян. При этом он заявил о необходимости совместных действий карабахских и азербайджанских структур, отметив, что еще в 2001 году власти НК предложили Азербайджану комплекс мер по установлению доверия (более 20 предложений), одна из которых предполагала именно выработку механизмов по профилактике возгорания пастбищ. "Однако предложения карабахской стороны были отвергнуты Баку, да и посредники не проявили необходимой поддержки. Если бы в свое время наши предложения были приняты, то не сложилась бы нынешняя ситуация. Мы и сегодня готовы сотрудничать с Азербайджаном, но, к сожалению, Баку не идет на контакты с карабахской стороной даже в вопросах, представляющих общий интерес", - отметил Маилян. Агентство отмечает, что Миссия ОБСЕ провела аналогичный мониторинг с азербайджанской стороны с участием карабахских экспертов.
"Я удивлен тем, что карабахские власти позволили экспертам из Азербайджана участвовать в мониторинге на территории Нагорного Карабаха. Наша цель - прийти к выводам, основанным на консенсусе. Задачей данной миссии является укрепление доверия между сторонами, что в дальнейшем будет содействовать урегулированию конфликта в целом. Наши эксперты дадут оценку краткосрочному и долгосрочному влиянию пожаров на окружающую среду и подготовят рекомендации по противодействию пожарам", - заявил в Степанакерте руководитель Миссии, координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной. (АПА).
Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, 10 октября с 10:25 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных в "оккупированных" селах Баш Гервенд и Гюллюдже Агдамского района, периодически обстреливали из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Азербайджанские войска открыли ответный огонь.
Достигнуто согласие обеих сторон о встрече министров обороны Армении и Азербайджана с целью укрепления мер по соблюдению режима прекращения огня. Об этом заявил личный представитель действующего председателя ОБСЕ в Нагорном Карабахе посол
Встреча глав МИД Армении и Азербайджана в Москве
В Москве 6 октября начались консультации министров иностранных дел Азербайджана и Армении -
Как сообщает Strana.ru, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров позитивно оценил итоги встречи с коллегами из Азербайджана и Армении, прибывшими в Москву для обсуждения нагорно-карабахского урегулирования. По словам главы МИД РФ, "встреча прошла продуктивно". "Москва выбрана в качестве места трехсторонней встречи не случайно, так как Россия исторически играла важную роль в Закавказье, в частности в разрешении проблемы Нагорного Карабаха", - отметил дипломатический источник в Москве. ("Арминфо").
Бакинская "525-я газета" напоминает, что последний раз карабахские переговоры проводились в столице России примерно год назад - 24 августа 2005 года. После этого президенты Азербайджана и Армении встретились в Казани. По мнению газеты, на организацию встречи в Москве необходимо смотреть скорее как на дипломатический ход Кремля, нежели как на реальную картину проведенных оптимистических переговоров. "В какой-то степени Москва пытается продемонстрировать другим странам-сопредседателям то, что встречи, проходящие при ее хозяйстве, могут быть более плодотворными. Тем самым официальная Москва пытается продемонстрировать необходимость в своей миссии в качестве посредника".
Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в ходе визита в регион заявил, что посредники намерены предложить сторонам сравнительно новый вариант. "Модифицированный" документ преследует цель устранения вызывающих разногласия моментов. По словам Мерзлякова, данный документ был представлен сторонам во время встречи президентов Армении и Азербайджана 10-11 февраля в Рамбуйе. Затем, после редактирования, был вынесен на обсуждение на встрече глав государств в Бухаресте. "А сейчас, после внесения определенных изменений, мы намерены представить новый вариант этого документа на обсуждение во время очередной встречи", - сказал Мерзляков. ("525-я газета").
Как сообщает PanARMENIAN.Net, в ходе встречи министры иностранных дел Армении и Азербайджана обсудили пока нерешенные проблемы процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также предложения посредников по преодолению существующих разногласий. По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, армянская сторона оценивает состоявшиеся консультации как полезные. Он также отметил, что поднятые сопредседателями в ходе консультаций вопросы будут самым серьезным образом обсуждены в Ереване до следующей встречи, которая состоится в конце октября.
Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в беседе с радио "Свобода" сказал, что только в случае достижения прогресса в ходе предстоящей в Париже встречи можно будет договориться о встрече президентов двух стран.
Переговоры глав МИД Азербайджана и Армении в Москве были конструктивными. Как сообщает бакинская "525-я газета", об этом сообщил журналистам спецпредставитель президента Азербайджана по Нагорному Карабаху
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров прокомментировал для азербайджанских и российских СМИ итоги переговоров с главой МИД Армении Варданом Осканяном при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Согласно ИА REGNUM, Мамедъяров сообщил, что состоялся очень конструктивный и продуктивный обмен мнениями по основным принципам урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Отвечая на вопрос о том, можно ли урегулировать конфликт до конца 2006 года, как это предполагают страны "большой восьмерки", азербайджанский министр заметил, что не следует завязываться на каких-то сроках, так как это чрезвычайно серьезный и чувствительный вопрос, а стараться двигаться вперед в переговорном процессе. "Главным предметом переговоров является вопрос об основных принципах урегулирования, и предложения сопредседателей базируются на уже наработанных принципах, которые много лет обсуждаются в рамках "пражского процесса". В настоящее время часть проблемы связана со статусом, часть проблемы - с полным выводом армянских войск. Наша задача - найти тот хрупкий баланс, на основании которого мы могли бы дальше двигаться. Мы согласовали основные принципы урегулирования конфликта, но есть два несогласованных принципа, над которыми работаем. Сегодня обсуждались именно эти несогласованные принципы", - отметил министр. Оценивая деятельность России в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, Мамедъяров заявил, что "российская сторона имеет все возможности для того, чтобы проявить, и она проявляет достаточно интенсивный интерес к тому, чтобы было движение в процессе переговоров". Глава МИД Азербайджана также заявил, что одна из задач, стоящих перед его страной, - подняться на уровень регионального лидера, и это создаст больше возможностей для мирного урегулирования конфликта. "На данном этапе мы стараемся, чтобы режим прекращения огня не нарушался, и одновременно работаем над тем, чтобы конфликт был решен. Это важно для Азербайджана и Армении, а также для всего региона", - резюмировал азербайджанский министр.
Газета "Айкакан жаманак", обращаясь к комментариям министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, с удивлением отмечает, что на этот раз его выступление было "очень мягким и примирительным" - как по поводу решения карабахской проблемы, так и об отношениях с Арменией. В целом, пишет газета, заявления Мамедъярова бросались в глаза "абсолютным отсутствием агрессивности", что не часто встретишь у представителей властей Азербайджана, в том числе и у самого Мамедъярова. "Это обстоятельство становится более любопытным, если рассматривать московскую встречу в контексте последних событий в переговорном процессе: в результате удачного переноса проблемы НК в повестку дня сессии Генассамблеи
"Московская встреча по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе была очень содержательной и очень полезной. Если министры дали встрече позитивную оценку, то мы должны этому радоваться". Об этом в интервью бакинскому агентству АПА заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. По его словам, главная цель, которую они преследовали на данном этапе, - возобновление прямых контрактов после некоторого перерыва - достигнута. "То, что они договорились о продолжении контактов в достаточно быстром темпе 24 октября в Париже, можно расценивать как повышение темпа переговорного процесса. Необходимо согласовать все детали по урегулированию конфликта. Нельзя приступать к процессу урегулирования даже при условии несогласования одной детали, потому что есть определенный набор принципов, они настолько взаимосвязаны, что, как только выдергиваешь один, получается, что другая сторона чего-то не сможет сделать, все достаточно взаимосвязано". Мерзляков не пожелал говорить о том, какие именно детали будут обсуждаться в ходе переговоров. "Что касается перспектив, перспективы есть, московский раунд обнадежил сопредседателей. Вопрос об организации встречи президентов будет обсужден в ходе парижской встречи министров иностранных дел. Выбор в качестве места проведения встречи Парижа устраивает обе стороны. Один возвращается через него, другой куда-то едет через Париж".
По мнению парламентской фракции
Ереван дает Баку повод для агрессивности?
"Правительство Азербайджана не имеет обязательств не начинать войну перед какой-либо организацией", - заявил бывший советник президента Азербайджана, политолог
В тактике сторон за истекшее время ничего особо не изменилось. Официальный Ереван продолжает демонстрировать предельно возможную суперевропейскую толерантность и уступчивость - несмотря на усилившуюся в последнее время критику такой позиции. В частности, по сообщениям СМИ, президент Армении Роберт Кочарян в интервью известному арабскому каналу "Аль-Джазира" в очередной раз заявил о готовности армянской стороны передать Азербайджану ряд буферных территорий, за исключением Лачинского коридора. Тактика Баку тоже не изменилась. Президент Азербайджана
Как известно, Ереван в целом выразил свое согласие с последними предложениями сопредседателей МГ, хотя, прямо скажем, ряд позиций в них вызывает у общественности Армении и Нагорного Карабаха неподдельную тревогу, пишет газета "Новое время". И это понятно. Ведь даже если Баку даст согласие на проведение референдума на территории НК (во что верится с превеликим трудом), то произойти это должно на самой финишной прямой урегулирования. До этого же времени армянские стороны конфликта фактически должны будут пойти на односторонние уступки. Однако, пишет газета, несмотря на такое положение дел, Ереван в целом одобрил предложенный международными посредниками документ, поскольку в нем отражено право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Последнее обстоятельство, безусловно, можно отнести к позитиву. Все остальное - пока негатив. "Скажем, не верится, что модифицированный вариант документа увеличит приемлемые для Армении моменты". По мнению газеты, в реальный прогресс (и не только в текущем 2006-м, но и в идущем ему на смену 2007 году) уже не верят и сами посредники. Похоже, считает "НВ", они сейчас больше заняты замораживанием конфликта, нежели достижением недостижимого компромисса. "Не случайно сопредседатели МГ намереваются организовать также встречу министров обороны Армении и Азербайджана с целью повышения эффективности принимаемых мер по соблюдению режима прекращения огня, хотя азербайджанское военное ведомство эту информацию не желает подтверждать. Посему, несмотря на возможные в будущем встречи министров иностранных дел и даже президентов двух стран, достижение договоренности по ключевому принципу урегулирования - статусу НК - выглядит нереальным".
Заместитель председателя Национального Собрания Армении, член бюро партии "Дашнакцутюн"
Бакинский выбор: Карабах или НАТО...
Министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев принял спецпредставителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии
Как сообщает бакинская "525-я газета", спецпредставитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс заявил в Баку, что урегулирование конфликта входит в компетенцию сопредседателей Минской группы ОБСЕ: "НАТО в этом процессе не участвует, однако поддерживает все решения сопредседателей". А что касается того, считает ли он Нагорный Карабах территорией Азербайджана, а Южную Осетию - территорией Грузии, то Симмонс ответил, что является сторонником разрешения конфликтов посредством переговоров: "Необходимо вести переговоры в связи с каждым из этих конфликтов. Этот вопрос должны решить сами стороны".
Прибывший вечером 8 октября в Баку специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс заявил, что вопрос членства Азербайджана в НАТО зависит от соответствующего желания руководства самой республики. Вообще-то целью визита Симмонса в Баку является расширение связей НАТО с Азербайджаном в сферах безопасности, обороны и науки. Для решения этих вопросов Симмонс встретится практически со всем руководством Азербайджанской Республики. Заявление Симмонса о возможном вступлении Азербайджана в Североатлантический альянс на первый взгляд выходит за рамки запланированных целей визита. Однако, считает ИА "Де-Факто", в действительности именно оно является главной политической составляющей поездки в Баку. Сигнал о готовности НАТО расшириться за счет Азербайджана дан уже не просто руководству, но и "широкой общественности" этой страны. "Равно как и сигнал о решении НАТО обосноваться в Закавказье". Однако, согласно принятому правилу, в НАТО не могут приниматься государства, на территории которых дислоцированы иностранные войска. То есть до тех пор, пока карабахские войска будут находиться, к примеру, в Агдамском районе, Азербайджан не может войти в НАТО. Так же как и Грузия, на территории которой, кстати, находятся миротворцы из СНГ. Таким образом, считает агентство, чтобы стать полноправным кандидатом на вступление в НАТО, "Азербайджан должен либо завоевать Карабах, либо отказаться от территориальных притязаний к НК и признать общеизвестное: Карабах, весь, является исторической армянской территорией". Как бы горько это не звучало для бакинских стратегов, следует признать, что нынешний Азербайджан ни в политическом, ни в военном плане не в силах завоевать Арцах. В политическом плане Азербайджану это не даст сделать Запад, экономика которого может не выдержать новой войны в одном из нефтеносных районов мира. В военном плане насквозь коррумпированная и карикатурная армия Азербайджана надолго лишена возможности что-либо решать, тем более заставить боеспособные и мобильные карабахские подразделения покинуть родину, считает агентство. Таким образом, заключает "Де-Факто", Азербайджану надо выбирать между подвешенным состоянием ни войны, ни мира и реальным шансом войти в НАТО. "Либо война с абсолютно предсказуемым, в том числе и для Баку, итогом, либо "уход" на Запад с отказом от притязаний на армянские земли".
"Современная Нагорно-Карабахская Республика с ее буферной зоной является составной частью установившейся международной системы безопасности. И в этом аспекте можно сказать, что НКР уже признана мировым сообществом. Хочет Азербайджан того или нет, но это факт, и любое нарушение данной системы приведет к серьезной дестабилизации всей мировой системы человеческой и экономической безопасности. И никто не позволит Азербайджану сделать это даже под предлогом т.н. "восстановления своей территориальной целостности", учитывая последние вызовы, связанные с эскалацией военных действий между Израилем и Ливаном, и неспособность мирового сообщества приостановить нарастание конфликта". Об этом, сообщает "Арминфо", заявил в Степанакерте председатель действующей в Нагорном Карабахе партии "Социальная справедливость"
На вопросы ИА "Новости-Армения" ответил генерал-майор Вооруженных сил Армении Аркадий Тер-Тадевосян:
"Г-н Тер-Тадевосян, вы, как герой карабахской войны, имеете немалый вес и пользуетесь особой популярностью в народе. Не собираетесь ли принять участие в предстоящих парламентских выборах в Армении?
Нет, не собираюсь. Я являюсь, прежде всего, человеком военным, и политика, во всяком случае участие в парламентских выборах, меня не привлекает. Однако хочу особо отметить, что постоянно слежу за внутриполитической и внешнеполитической ситуацией в Армении, Нагорном Карабахе, Азербайджане. Не являясь политиком, я очень интересуюсь последними событиями в регионе и мире.
Официальный Баку постоянно выступает с агрессивными заявлениями в адрес Армении и НКР о начале новой войны в случае провала переговоров по Нагорному Карабаху. Насколько они соответствуют настрою азербайджанского общества?
Видите ли, внутриполитическая обстановка в Азербайджане весьма тяжелая, и отдельные элементы во властных структурах пытаются использовать карабахский фактор в своих личных целях, в том числе для укрепления своего пошатнувшегося авторитета. С этой целью в азербайджанском обществе постоянно делаются попытки создания образа армянина-врага, однако я глубоко убежден, что властям Азербайджана это не особо удается. Призывы к войне от имени всего азербайджанского народа постоянно звучат лишь из уст определенной группы людей: министров, депутатов, небезызвестного лидера
Конечно, история знает вспышки патриотизма, но сравнивать ситуацию в Азербайджане и ситуацию в Колумбии и Венесуэле во времена Симона Боливара - нереально. В Армении в 1988 году также был подъем патриотизма, во главе которого встал
И все же, каковы шансы Азербайджана на успех, если официальный Баку все же решится на новую войну в Карабахе?
Азербайджан почти не имеет шансов, так как за эти 12 лет, прошедшие после установления перемирия в Бишкеке, наша линия обороны существенно укрепилась. Конечно, ни одна оборона не устоит, если враг решится ее прорвать, однако, это может удаться Азербайджану только ценой огромных потерь. Я думаю, что это не является нонсенсом, так как любой военный подтвердит, что обороняющаяся сторона всегда несет меньшие потери, чем наступающая. Цель обороны - измотать врага, раздробить его наступающую мощь, и это нам однозначно удастся. И даже если враг прорвет нашу оборону, то в Карабахе азербайджанскую армию ожидает множество сюрпризов, подготовленных Армией обороны НКР. Это является отработанным приемом, и мы, безусловно, его применим.
В каком состоянии находятся сейчас наши позиции на линии соприкосновения армий НКР и Азербайджана?
Наши позиции на 90% занимают превалирующее положение над позициями противника. И мы использовали наиболее оптимальные варианты для создания наших оборонительных укреплений. На данный момент я не нахожу целесообразным какое-либо передвижение наших войск для изменения конфигурации существующих укреплений.
Как вы относитесь к комплементарной политике Армении, в частности в отношениях с НАТО и
Я считаю комплементаризм наиболее идеальным и приемлемым вариантом отношений Армении с этими двумя оборонными структурами. В конце концов, мы имеем право строить наши внешние отношения так, как нам это требуется для защиты наших национальных интересов. Армения не может развиваться однобоко. В то же время я считаю, что мы не должны были посылать миротворческий контингент в Ирак, что вызвало справедливый негативный резонанс в России". ("Новости-Армения").
Призрак Косово в Закавказье
Выступая 4 октября на заседании комитета Европарламента по внешней политике, его председатель
Председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии
Бакинская газета "Зеркало" приводит выдержки из "противоречивого" интервью генерального секретаря Совета Европы
"...Для меня, как для генсека СЕ, важнее принцип целостности государственных границ стран-членов СЕ. Я одинаково отношусь к проблеме Сербии, Северного Кипра и Турции, Молдовы и Приднестровья. Любые изменения должны быть мирными, я резко против силового изменения границ. Этот принцип должен распространяться на все страны. В том числе на Россию, которая должна более последовательно соблюдать этот принцип. Неправильно поддерживать сепаратистские настроения в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии. Но Косово - это особый случай, потому что край находится под управлением ООН из-за того, что произошло семь лет назад. Мы не можем притвориться, что ничего не было. Мы не должны игнорировать прошлое...".
"...Я всегда считал, что, если жители Уэльса, Шотландии или Англии захотят отделиться от Великобритании или Северная Ирландия захочет присоединиться к Ирландской Республике, надо позволить им это сделать. Я не хотел бы силой удерживать Англию или Шотландию в составе Великобритании, если бы они этого не хотели. Я всегда осуждал насилие и попытки навязать решение с помощью терроризма или войны. Это абсолютно неприемлемо. Единственный правильный путь к отделению, к независимости - через голосование, мирное и демократическое, через выборы, где люди сами выбирают своих представителей. Это демократический, цивилизованный путь...". На вопрос, если Косово получит независимость, будет ли это прецедентом для других непризнанных территорий, например для Абхазии или Южной Осетии, "европеец без тени сомнения сказал о том, что жители других непризнанных территорий воспользуются Косово как прецедентом".
Бакинское издание отмечает, что сразу бросается в глаза уклонение от упоминания Нагорного Карабаха наряду с проблемами Северного Кипра, Приднестровья, Абхазии и Осетии. "И это при том, что по Нагорному Карабаху
Газета "Голос Армении", акцентируя слова генсека СЕ Терри Дэвиса: "Единственный правильный путь к отделению, к независимости - через голосование, мирное и демократическое, через выборы, где люди сами выбирают своих представителей. Это демократический, цивилизованный путь", пишет, что, "похоже, это постепенно начинают понимать и в Азербайджане". Подчеркивая абсурдность заявлений пресс-секретаря МИД Азербайджана
Газета "Айоц Ашхар" отмечает, что сейчас происходит непредвиденный Азербайджаном поворот: в ООН переносится и проблема Косово, "решение которой по известным причинам беспокоит нашего соседа: в отличие от Абхазии и Южной Осетии, Косово и Карабах являются двойниками". Существуют независимые Албания и Армения и параллельно - Косово и Нагорный Карабах, требующие у международного сообщества независимости, разъясняет "Айоц Ашхар", т.е. - признания второго албанского и второго армянского государств. Острая озабоченность азербайджанской стороны еще более возросла после слов Терри Дэвиса: "Неправильно поддерживать сепаратистские настроения Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии. Но Косово - особый случай, потому как этот край находится под управлением ООН по причинам семилетней давности". Намек, уверена газета, относится к этническим чисткам, каковые, как известно, имели место и в Карабахе. "И не случайно, что, противопоставив "косовский прецедент" и три конфликта из числа постсоветских - Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, генсек ЕС и словом не обмолвился о Нагорном Карабахе". По мнению газеты, комментарии Дэвиса показывают, что во время переноса косовской проблемы из ЕС в ООН неизменными остаются прежние принципиальные позиции международного сообщества по поводу существующих на постсоветском пространстве конфликтов. "Косово рассматривается как край, достойный независимости, власти Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии - как сепаратисты, а вот в плане Нагорного Карабаха поддерживается многозначительно-дипломатическая тишина". При этом газета полагает, что отделение вопроса Нагорного Карабаха от других постсоветских конфликтов обусловлено тем, что оставление Нагорного Карабаха в составе Азербайджана приведет к наблюдавшемуся в Косово повторению этнических чисток. "Нагорный Карабах - единственный из всех постсоветских конфликтов, где наличествует свойственный косовской проблеме фактор несовместимости мусульман-албанцев и христиан-сербов".
Согласно газете "Айкакан жаманак", министр обороны России
Иран поможет Карабаху?
Как сообщает ИА "Де-Факто", на сайте действующего в Иране Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа www.ru.iras.ir размещена статья иранского аналитика Дарьюша Сафарнежада под названием "Потенциальные возможности Ирана как посредника в карабахском конфликте". Статью можно прочесть на сайте "Де-Факто", ниже приведем лишь комментарий бакинского агентства АПА.
"По информации АПА, в размещенном на сайте www.ru.iras.ir материале Дарьюша Сафарнеджада под названием "Потенциальные возможности Ирана как посредника в карабахском конфликте" нет ни слова о сепаратизме. В статье, где армяне Нагорного Карабаха представлены как конфликтующая сторона, также нет ни одной мысли об оккупации азербайджанских земель Вооруженными силами Армении. Напротив, автор отметил, что "в 1992-1993 годах силами бойцов Карабаха были заняты еще несколько районов, прилегающих к Нагорно-Карабахской автономной республике". "Таким образом, появилась новая зона безопасности для суверенитета и управления Карабаха вне Азербайджанской Республики". По мнению автора, "ввиду того, что карабахцы не участвуют в миротворческом процессе, в разрешении конфликта не наблюдается серьезных сдвигов". В заключение статьи, отражающей, по мнению АПА, интересы Армении, выдвигается мысль о том, что Иран, как нейтральная страна, которая граничит с "тремя сторонами конфликта - Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом" и "построила благоприятные соседские отношения со всеми сторонами", может предложить участие в миротворческом процессе "карабахской стороны". Автор подчеркнул, что, несмотря на то, что Иран не признает официальный Карабах как независимую политическую единицу, он должен помочь Карабаху в качестве региональной силы. "Отметим, что деятельность Исследовательских центров России, Центральной Азии и Кавказа поддерживается Ираном и его издания отражают позицию официального Тегерана. Директор центра Мехти Санаи проработал на должности консультанта по вопросам культуры посла Ирана в Казахстане (1995-1998 годы) и посла Ирана в России (1999-2003 годы) и в настоящее время преподает в Тегеранском университете". (АПА).