Обострение грузино-российских взаимоотношений - Россия и Южная Осетия - ОБСЕ - Референдум - Программа экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта

Обострение грузино-российских взаимоотношений

Преемник Берии

"Дело не только и не столько в том, что грузинские власти грубо попирают не только правовые нормы, арестовывая российских военнослужащих по надуманному и высосанному из пальца обвинению в "шпионаже" - инцидент этот послужил лишь поводом для нагнетания ситуации. Нынешнее противостояние стало возможным в результате целенаправленной политики тбилисских властей, целого "букета" провокаций со стороны властей Грузии", - пишет югоосетинское информационное агентство IR. "Когда президент РФ Путин называет Саакашвили преемником политики Берии, то с этим трудно не согласиться. Однако при несложном анализе последних событий и тенденций, становится понятно, что сложившееся положение не может быть откровением, т.к. при этих тенденциях и событиях оно должно было стать реальностью. Более того, реакция Москвы на конфронтационные действия Тбилиси явно запоздала. Дело в том, что модель политики Грузии по отношению к России за последние три года характеризуется как политика откровенно враждебного государства. И это несмотря на то, что сама Россия придерживается традиционно позитивного отношения к Грузии, несмотря на то, что президент Путин не так давно отмечал, что в адрес России из Тбилиси "следуют одни плевки", - отмечает агентство.

"Помимо антироссийской риторики (чего стоит, например, высказывание Саакашвили: "Я не воспринимаю Россию всерьез", и министра внутренних дел Грузии Мерабишвили: "Россия еще никогда не была такой слабой"), предпринимаются реальные провокационные деяния. В августе правоохранительные органы Грузии дважды задерживали машину с российскими дипломатическими номерами, в которой находились сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта от российской стороны Юрий Попов и замкомандующего сухопутными войсками России генерал-лейтенант Валерий Евневич. Уже тогда у России была вполне достаточная причина для отзыва посла из Тбилиси для консультаций, ибо, как известно, на автомобиль с дипломатическими номерами распространяется правило экстерриториальности. Однако, по непонятным причинам, МИД России этот инцидент попытался сгладить и, по возможности, замять. Как выяснилось впоследствии, грузинская сторона расценила подобное поведение не как акт доброй воли, но как проявление слабости России, и, почувствовав безнаказанность, перешла и к более наглым действиям. Идеологическим обоснованием актов государственного терроризма, как охарактеризовал арест российских офицеров президент РФ, стала речь грузинского президента на Генассамблеи ООН", - отмечает агентство.

"Выступление Саакашвили с трибуны ГА ООН стало для этой организации не только одним из самых одиозных, но и знаковым, с точки зрения подходов в миропорядке. Дело в том, что речь тбилисского руководителя была больше похожа на обвинительное заключение прокурора, нежели на выступление президента уважающей себя страны. Причем обвинения Саакашвили в "аннексии Россией части территории Грузии" и "раздаче российских паспортов" жителям "аннексированных территорий" настолько безосновательны, а порой и просто надуманны, что верить им может только тот, кто желает в них верить. Действительно, только несведущий в проблематике человек может всерьез принимать версию об "аннексии" Россией Абхазии и Южной Осетии. Только тот, кто не знаком с фактами чудовищных преступлений тбилисских режимов в 1990-е годы, кто не информирован об этнических чистках осетин и абхазов, проведенных грузинскими неонацистами в тот период, и не осведомлен об антидемократическом характере сменяемых друг друга насильственным путем режимов, может заблуждаться об истинной мотивации руководителей с берегов Куры. Эта мотивация на самом деле заключается в том, чтобы попытаться ввести в заблуждение мировое сообщество относительно реального положения вещей вокруг того, что называется грузино-осетинским и грузино-абхазским конфликтами. На самом деле суть конфликтов состоит в факте агрессии постсоветских властей Грузии против бывших автономий, в соответствии с нормами международного права и действовавшего на тот момент советского законодательства заявивших о несогласии с пребыванием в едином правовом и экономическом пространстве с государственным образованием, отличающимся нацистским характером в отношении этнических меньшинств, доведенной до абсурда ксенофобией и тоталитарной составляющей в государственном управлении. Примечательно, что эти устремления были и остаются не просто прихотью этнократических верхушек, как это обычно представляют грузинские руководители и недобросовестные и ангажированные "эксперты", в том числе и международных организаций, но искренним желанием практически всех абхазов и осетин, подтвержденным референдумами в этих государственных образованиях", - пишет югоосетинское агентство.

"Поэтому, когда Саакашвили говорит о том, что "Грузии достались в наследство нерешенные территориальные конфликты", то это - элементарная дезинформация, ибо и Абхазия, и Южная Осетия никогда не входили, не входят и не будут входить в состав независимого грузинского государства. Абхазия и Южная Осетия на протяжении последних 17-ти лет являются де-факто независимыми государствами, непонятно, на каком основании, не признанными международным сообществом. И, напротив, Грузия была признана членом ООН в обход общепринятых процедур и правил без голосования, и фактически ее членство в ООН нелегитимно. Что касается словосочетания "раздача паспортов", использованного Саакашвили с трибуны ООН, то нелепее высказывания трудно придумать, поскольку практически все взрослое население Южной Осетии в 1990-х годах имело возможность беспрепятственного получения грузинского гражданства, но воспользовались этой возможностью считанные единицы, поскольку масса осетинского населения не представляла тогда и не представляет в будущем принятие гражданства государства, виновного в этнических чистках и геноциде осетин. Напротив, российское гражданство востребовано и желательно для граждан Южной Осетии, о чем свидетельствует то обстоятельство, что жители РЮО месяцами ждали своей очереди на его получение. К этому логично добавить то, что осетинский народ, вследствие большевистского сталинского произвола, оказался разделен на два административных образования, а нынешние правители Грузии и чиновники из международных организаций хотели бы этот произвол довершить, окончательно расчленив Осетию и принудив ее граждан жить в различных государствах, вопреки негативному международному опыту, свидетельствующему о том, что проблема разделенных народов является одной из самых острых проблем мирового сообщества. Институт российского гражданства является, таким образом, эффективным средством преодоления разделения этноса, и без того на протяжении десятков лет подвергавшегося репрессиям грузинского большевизма и национализма", - отмечает источник.

"Кроме того, Саакашвили, видимо, не знаком с мировой практикой, которая свидетельствует о том, что после распада Британской империи сотни тысяч индивидов из бывших колоний, не пожелавших принимать гражданство вновь образованных государств, получили подданство ее Величества королевы Великобритании, и никто в мире не усмотрел в этом факте никакого криминала. Так что Россия предоставлением гражданства жителям Южной Осетии и Абхазии не открыла Америки, а лишь воспользовалась прецедентом. Более того, в этом аспекте поддержка и пристальное внимание правящих российских кругов к нуждам и интересам своих граждан вполне логично и адекватно вписывается в нормы международного права. Следовательно, обвинения Саакашвили в адрес России о том, что РФ "подрывает основы государственного строя Грузии", безосновательны и некорректны. Тем более вызывает недоумение утверждение о том, что "одна страна оккупирует часть другой", и, якобы, свидетельством этому является "активная раздача паспортов". Конечно, для грузинского руководства было бы желательно, если бы население Южной Осетии и Абхазии было максимально бесправным и не имело бы вообще никакого гражданства либо пребывало бы в состоянии людей второго сорта, как это было в советское время, либо по аналогии с Прибалтикой - "негражданами". Поэтому утверждение Михаила Саакашвили о том, что "одной из главных составляющих политики Грузии "нынешних властей является многонациональность Грузии, ее этническое многообразие", может вызвать только презрительное недоумение. Видимо, большего лицемерия и циничной лжи и придумать-то нельзя. За полтора десятилетия "независимости" Грузии, точнее во время процесса распада и крушения Советской империи, последовавшего вслед за этим "парада суверенитетов" "малых империй", как охарактеризовал бывшие союзные республики покойный ныне академик Андрей Сахаров, имея ввиду, в первую очередь, Грузию, тбилисские власти развязали две межэтнические войны и даже провели на собственно грузинской территории этнические чистки осетинского населения и отметились в своей национальной политике тем, что свели удельный вес остальных наций к 13-15%, тогда как в советский период удельный вес грузин в ГССР составлял всего 65%. Причем, когда речь заходит о вынужденном, вследствие ксенофобии, царящей в Грузии, исходе представителей других наций и народностей из "многонационального рая", то грузинское руководство, не смущаясь, объясняет его "реализацией права на свободное перемещение". Когда же, в результате агрессии Тбилиси против Южной Осетии и Абхазии, местное грузинское население, игравшее роль "пятой колонны" и отметившееся чудовищными преступлениями против осетин и абхазов, убегает вместе с отступающими горе-вояками, то это (по мнению наследников Сталина, причем, как в Тбилиси, так и из ООН, ОБСЕ, ЕС и т.д.) - "этнические чистки" и "геноцид"(!).

Что касается той части выступления грузинского лидера, в которой он огульно обвиняет Россию в предоставлении "сепаратистам тяжелого вооружения", в то время как "мы (Грузия - прим. IR) в одностороннем порядке проводим демилитаризацию"(!), то здесь мы имеем дело с самой беспардонной неправдой с подачи т.н. западных "радетелей демократии", смысл которой, судя по всему, состоит в постулате недоброй памяти Геббельса: "Ложь, повторенная неоднократно, становится правдой". В том, что президент Грузии откровенно лжет, убеждать особенно никого не надо. Даже самые ярые сторонники Грузии вряд ли смогут отрицать тот факт, что за последние два года численность грузинской армии выросла в 1,5 раза и составила 30 тыс. человек; по различным каналам - с Украины, из Болгарии, Чехии, Румынии - в Грузию поступают тяжелые вооружения, включая танки, артиллерию, авиацию. При этом совершенно однозначно то, что все эти силы направлены только против Абхазии и Южной Осетии, поскольку ни с кем иным в обозримом будущем Грузия воевать не собирается (по крайней мере недели две тому назад - прим. IR). И фактически с трибуны ООН Саакашвили напрямую объявил войну Абхазии и Южной Осетии за то, что они придерживаются в своей политике норм международного права. Соответственно, те страны и организации, которые поддерживают милитаристские устремления Грузии, политически, морально и материально (деньгами и оружием), несут наряду с ней полную ответственность за возможные опасные последствия для всего кавказского региона, т.к. именно политика Тбилиси является главным фактором дестабилизации и опасности вооруженных конфликтов на Кавказе. Впрочем, грузинское руководство не особенно скрывает свои экспансионистские планы", - говорится в статье.

Грузинская шпиономания

Комментируя в интервью ИА REGNUM российско-грузинские отношения, вице-спикер парламента Южной Осетии, председатель Комитета по внешней политике, обороне и безопасности Юрий Дзиццойты назвал их "кризисными, находящимися на грани полного разрыва, и даже возможного перехода в горячую фазу". "Как известно, когда дипломаты и политики замолкают, начинают говорить пушки. В чем причина? Грузия избрала путь вхождения в НАТО и делает это демонстративно, не скрывая, в пику и назло России. Естественно, в России это понимают, и диаметрально противоположное устремление политических интересов приводит к систематически проявляющемуся кризису во взаимоотношениях двух стран. Иногда это, правда, вуалируется, но суть, проблема остается и проявляется то в латентном виде, то в горячей стадии. Грузинские политики сделали грубую, непростительную для них ошибку, занявшись шпиономанией. Я думаю, их к этому кто-то подтолкнул. Конечно, шпионские скандалы возникают в самых разных странах, но работа проводится тонко. А тут все было сделано грубо, просто для того, чтобы продемонстрировать, что Грузия, эта моська, отважилась лаять на слона", - сказал югоосетинский парламентарий. "Если бы Россия не проявила себя достаточно сдержанно, я бы даже сказал, мудро, то это могло бы перерасти в настоящую горячую войну. Грузия пыталась спровоцировать Россию, и нужно это было не для того, чтобы выиграть, например, местные выборы, как это полагают некоторые политологи, а для того, чтобы решать свои геополитические задачи", - отметил Дзиццойты.

Грузия

До 20 века такого брэнда, как Грузия, не существовало

"Мы давно говорили о том, что Грузия и поддерживающие, провоцирующие ее страны ведут политику двойной игры и в угоду своим геополитическим интересам поддерживают идеологию, несущую разрушение всему миру", - заявил ИА "Осинформ" председатель югоосетинского отделения правозащитного общественного движения "Закон выше власти" Коста Коштэ. "Последние шаги США не поддаются никакому осмыслению. Когда Россия на Совете безопасности предложила принять резолюцию по Грузии, именно США ее заблокировали. Более того, они обещали принять Грузию в НАТО и выделили на это 10 млн. долларов. И реакция Москвы, кроме всего прочего - незаконного захвата военных, беспрецедентных действий грузинской полиции - в основном продиктована именно действиями Америки, в т.ч. и по блокированию всех видов сообщений, почтовых, денежных и иных видов переводов", - отметил Коштэ. По мнению правозащитника, на международном экономическом форуме в Сочи Путин практически признал независимость Южной Осетии и Абхазии, приветствуя "иностранных гостей - президента Республики Абхазия и президента Республики Южная Осетия".

"На Совете безопасности Путин правильно квалифицировал то, что происходит в Грузии, но не довел определение до конца. Политику Грузии он назвал политикой государственного бандитизма. А политика государственного бандитизма - это написано во всех учебниках - есть фашизм. Следующим шагом должно быть четкое определение политики и идеологии Грузии как фашизма и дальше инициирование международного трибунала по приведению в чувство и наказанию больного государства. Здесь обязательно надо сказать, что до 20 века такой брэнд, как Грузия, не существовал. Территориальные притязания так называемой Грузии не имеют под собой правовой основы. Это образование само является незаконным и сепаратистским. Оно создано в нарушение всех международных законов и действующей на тот момент Конституции СССР. Признание ее международным сообществом привело к тому, к чему привело. И Россия пожинает плоды того, что признала Грузию. В ельцинское время, когда продавалось все и вся, когда разрушались устои, когда торговали национальными интересами, когда признавались такие преступные режимы как грузинские - вот плоды всего этого мы сейчас и пожинаем. И чем дальше это будет продолжаться, тем труднее будет остановить коричневую чуму. Если не будет создан международный трибунал для определения степени виновности в массовых преступлениях против человечности образования под названием "Грузия", для наказания конкретных международных преступников, следующих идеологии, веками проповедуемой в т.н. Грузии, приведшей к массовой крови, геноциду негрузинских народов, если не применить к ней нормы Нюрнбергского процесса, эта коричневая страна принесет миру еще много неприятностей", - подчеркнул правозщитник.

Россия и Южная Осетия

"Политики настолько заигрались, раскладывая пасьянс во взаимоотношениях России и Грузии, что совершенно забыли о том, что у народов Абхазии и Южной Осетии есть свое собственное видение развития самоопределившихся государств. Более того, не стоит политикам забывать, что эти народы смогли сами выстоять перед лицом агрессии фашистских режимов Грузии. Именно так и надо ставить вопрос, чтобы определиться, насколько Россия способна выстраивать политику со своими несомненными союзниками, независимо от размера их территории", - говорится в статье, размещенной на сайте Осетинского радио. "Официальная позиция властей Республики Южная Осетия (РЮО) основана на референдуме 1992 года и озвучивается периодически представителями осетинской власти. Состоит она из двух частей: 1. добиться независимости РЮО; 2. добиться воссоединения с северными братьями в рамках Российского государства. Вся проблема на сегодняшний день - это позиция России, а вернее, отсутствие оной. Безусловно, все тонкости международного права не позволяют России "действовать нахрапом" и включить вопреки мнению мирового сообщества РЮО в состав России. Эта малопонятная позиция, плохо объяснимая, не влияет положительно на отношение к России в самой РЮО. Всем в РЮО очевидно, да и людям, которые хоть как-то интересуются этой проблематикой, что заинтересованность России в РЮО резко возросла за время президентства Путина, и скрывать факты колоссальной помощи правительству и народу РЮО наивно. Кто хотел узнать, знает об этом давно. По сути дела, сегодня РЮО - это эдакий гарнизон и форпост России на Кавказе, для которого разрабатываются экономические программы, куда направляются специалисты и организуются поездки инвесторов. С политической точки зрения, в РЮО абсолютно пророссийская власть, которая имеет абсолютную поддержку народа. Но насколько "крепки тылы" в данном вопросе и что влияет на данную пророссийскую позицию РЮО? Самый главный вопрос - вопрос статуса и состояния неопределенности для населения РЮО вот уже на протяжении 15 лет. Откровенно говоря, взаимоотношения с Грузией в данном контексте не хотелось бы затрагивать, и вот почему: именно четкое понимание взаимоотношений России и РЮО может привести в итоге к решению проблем и с несостоявшимся грузинским государством. Более того, если объективно смотреть на вещи, то очевидно, что Грузия не вернет РЮО в свой состав, так как народ невозможно победить, а геноцид в 21 веке не даст совершить не только Россия, но и мировое сообщество. Безусловно, есть негативный опыт Сербской Краины, где, в том числе вялая и невнятная позиция России, позволила хорватам провести этническую чистку сербов. Поэтому для все той же поддержки в РЮО необходимо четко обозначить как минимум следующие вещи:

1. РЮО не останется одна в случае войны, и Россия непременно придет на помощь.

2. Постоянные утверждения о территориальной целостности Грузии и постоянные отсылки проблемы осетино-грузинских отношений к внутренним проблемам Грузии должны быть со временем убраны из лексикона российской политической элиты.

3. Перспектива объединения двух частей Осетии не должна представлять собой нечто эфемерное для населения как юга, так и севера Осетии", - отмечает источник.

"Именно тонкая связь между Россией и РЮО через Республику Северная Осетия-Алания является основой для плодотворного взаимодействия. Наличие разделенного народа является тем фактором, который имеет право быть основой для независимости РЮО от Грузии. В Осетии все время задаются вопросом: если можно было объединиться Германии, то почему нельзя объединиться Осетии? Тем более, данный вопрос подкреплен безупречной, с юридической точки зрения, позицией РЮО. Наличие границы между двумя частями Осетии - это нонсенс, искусственно созданная преграда, которая рано или поздно будет убрана", - отмечает Осетинское радио.

"Почему данное объединение должно происходить в рамках Российского государства? Свой выбор осетинский народ сделал в 1774 году, когда Осетия единой и неделимой добровольно вошла в состав России. Более того, РЮО голосовала практически единогласно за сохранение СССР, то есть за неразрывную связь именно с Россией, а не с сепаратисткой Грузией. Насколько верна выбранная модель, покажет время, но чем больше Россия официально отстраняется от РЮО, тем больше возникает в Осетии сомнений, что России нужна Осетия. И вопрос тут не в южной части Осетии, а в осетинском народе целиком. Потеря Южной Осетии по вине России для осетинского этноса будет серьезным ударом, принимая во внимание три основных фактора:

1. Исторический. Памятники Кобанской и Тлийской культур, которые являются исторической основой осетинской нации, находятся, в том числе, и на территории юга Осетии.

2. Территориальный. Осетия сегодня одна из самых густонаселенных и малоземельных республик Большого Кавказа, и потеря части своей территории без перспектив возврата - очевидный негативный фактор для развития всего народа.

3. Национальной идентификации. В случае "сдачи" юга Осетии, единственная, практически на 100%, пророссийская республика Большого Кавказа с большой долей вероятности сменит вектор своей национальной политики. Что, безусловно, будет катастрофой для России и в конечном счёте в совокупности с другими факторами приведёт к потере Северного Кавказа для России.

Помимо всего прочего, наличие РЮО в орбите России как составной её частьи или же как независимого государства позволит контролировать Закавказье. Никто не сомневается, что народ РЮО не будет против трансформации миротворческих сил в российскую военную базу. Если же Россия не решится включить РЮО в свой состав, то необходимо рассмотреть возможность признания и создания независимого осетинского государства. Форм взаимодействия в данном случае может быть множество, и мировая практика имеет опыт создания различных форм государств, будь то Пуэрто-Рико, Андорра или же какой-то другой прецедент. Независимость позволит возродиться осетинскому этносу, а наличие единой экономической зоны с Россией позволит выправить социально-экономическую ситуацию как в Южной Осетии, так и в Северной Осетии. Более того, наличие независимого государства не будет означать наличие того же статус-кво разделённого народа. Проблема общей границы и таможенной зоны не самая сложная задача, которую предстоит решить. Чем дальше идёт затягивание процесса признания Россией Республики Южная Осетия, тем больше возникает вопросов со стороны осетинского народа. Пока что население обеих частей Осетии воспринимает Россию как свою вторую родину, и именно поэтому 90% населения РЮО имеют российское гражданство. Выбор со стороны Осетии сделан, осталось сделать шаг со стороны России", - отмечает Осетинское радио.

ОБСЕ

Страусиная политика

"Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт вновь обозначил свою тенденциозность по отношению к Южной Осетии, заявив, что "не признает итоги референдума, и что референдум замедлит мирный процесс", - пишет Государственный комитет печати и информации Южной Осетии. "Несомненно, что ОБСЕ, как международная организация, вносит определенный вклад в снижение напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта. И тем не менее, именно она зачастую оказывается той стороной, которая девальвирует принципы справедливости. Итак, референдум - это механизм демократии, но он "замедлит мирный процесс", - считает де Гюхт. Господин де Гюхт не объективен. Ясно, конечно, почему. Но необходимо еще раз напомнить о том, что де Гюхт упорно не хочет видеть. Напоминаем господину де Гюхту и его коллегам вкратце, что Грузия:

1) Нарушает международные договоренности, подписанные ею же самой.

2) Осуществляет постоянные провокации против мирного осетинского населения и миротворцев в зоне конфликта.

3) Берет в заложники мирных жителей.

4) Осуществляет экономическую блокаду Южной Осетии.

5) Создает гуманитарные проблемы для отдаленных осетинских сел.

6) Препятствует проезду иностранных журналистов в зону конфликта.

7) Осуществляет информационную агрессию.

8) Провокационно нарушает воздушное пространство зоны конфликта.

9) Спецподразделения Минобороны Грузии осуществляют диверсионную деятельность.

10) Неоднократно срывает заседания СКК.

11) Усиливает военный потенциал по периметру границы с Республикой Южная Осетия.

Этот список можно продолжить, и по любому пункту элементарно можно провести мониторинг. Мониторинги международные наблюдатели уважают, но проводят их по весьма непонятным направлениям. Референдум Южной Осетии проводится из лучших демократических принципов. Право нации на самоопределение - действующее право, и его искусственная нейтрализация не способствует демократическим процессам. Господин де Гюхт бывал в Республике Южная Осетия, и остается надеяться, что тенденциозность его заявлений сменится объективностью и справедливостью", - отмечает источник.

В свою очередь, югоосетинское информационное агентство IR полагает, что политика ОБСЕ, реализуемая этой организацией на постсоветском пространстве, вызывает крайне негативную и болезненную реакцию в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. "Высказывание действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Бельгии Карела де Гюхта о том, что "запланированный де-факто властями Южной Осетии 12 ноября референдум будет "контрпродуктивным", свидетельствует о том, что для ОБСЕ проблема мирного урегулирования конфликтов на территории бывшей грузинской ССР не является приоритетной, ибо слова и дела европейских деятелей носят откровенно деструктивный характер. Дело в том, что, "отказывая" юго-осетинскому референдуму в легитимности, ОБСЕ фактически полностью лишается в Южной Осетии каких-либо симпатий. А если учитывать то, что в любом противостоянии, как правило, бывает минимум две стороны, то односторонняя поддержка и лоббирование интересов только одной из сторон не может, по определению, привести к каким-либо позитивным результатам. Более того, фактически поощряя агрессивную сторону, каковой в конфликтах являются тбилисские власти, ОБСЕ ставит под удар и торпедирует возможность мирного урегулирования между двумя де-факто независимыми государствами. Как следствие, такая политика является, по сути, стимулированием конфронтации в ее наиболее жесткой военной форме", - отмечает югоосетинское информационное агентствоIR.

"То, что речь идет о двух независимых государствах, косвенно и, скорее всего, не желая того, признает и сам де Гюхт, когда в том же выступлении призывает грузинскую и южноосетинскую стороны к переговорам на высоком уровне. Самым высоким уровнем для Южной Осетии является институт президента независимой республики, иной формулировки для этой должности нет, и попытки проигнорировать это обстоятельство являются примером страусиной политики и просто лишены здравого смысла. ОБСЕ пора признать очевидное: в политическом аспекте Грузия и Южная Осетия преследуют противоположные цели, и, призывая к переговорам, де Гюхт имеет в виду только такое положение вещей, при котором Южная Осетия была бы составной частью Грузии, что для осетин неприемлемо по определению. Неприемлемо, ибо в течении 20-го века осетины дважды, в 1920-м и 1989-92гг., подвергались вооруженным нападениям т.н. "независимой", "демократической" Грузии, в результате которых десятки тысяч людей были убиты, сотни тысяч стали беженцами. Европейские политики, как правило, игнорируют эти факты, которые по международному праву квалифицируются как геноцид. Достаточно сказать, что за 13 лет присутствия в Южной Осетии ни один из представителей ОБСЕ не почтил память жертв Зарского расстрела - одного из самых жестоких преступлений грузинской военщины. Именно ощущение безнаказанности за преступления против человечности, которые совершили грузинские вооруженные формирования в 1990-х годах, делают грузинскую сторону на переговорах неспособной к компромиссу, непониманию мотивации оппонента и деструктивной политике конфронтации и угроз. Выступление де Гюхта в Тбилиси расходится и со здравым смыслом (т.к. ОБСЕ не уполномочена определять степень легитимности всенародного голосования) и, фактически, с линией ООН, которая признает право наций на самоопределение в качестве одного из приоритетов. А более убедительным аргументом под обоснование этого права, нежели всенародный референдум, придумать невозможно, ибо мнение де Гюхта по сравнению с мнением осетинского народа не стоит и ломаного гроша. Поэтому призывы ЕС, ОБСЕ, других политических деятелей к тому, чтобы не проводить референдум (как будто его отмена может что-то изменить), действительно можно охарактеризовать как контрпродуктивные", - полагает источник.

Референдум

О значении проведения референдума, реакции международного сообщества и дальнейших шагах внешней политики Южной Осетии рассказал в интервью ИА REGNUM министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев. "Данный референдум имеет принципиально важное значение. Референдум подтвердит итоги проведенного 19 января 1992 года референдума, когда 99,9% населения, принявшего участие в голосовании, проголосовали "за" независимость РЮО. К сожалению, все эти годы голос жителей Южной Осетии не был услышан международным сообществом. Все эти годы мы доказывали и, я думаю, доказали вполне, что Республика Южная Осетия состоялась как демократическое государство, в ней развиваются все демократические институты, все структуры и атрибуты государственной власти, и сейчас мы еще раз хотим подтвердить, что народ Южной Осетии по прошествии 16 лет достоин своего права на свободное существование. И что самое главное, мы хотим показать, что стремление нашего народа к независимости не является спонтанным желанием отдельных людей, это осознанная воля народа Южной Осетии. Это сегодня особенно важно, ибо мы считаем, что только независимость РЮО может гарантировать от повторения тех геноцидов, которые мы испытали в течение XX века со стороны Грузии, и той агрессии, которая постоянно исходит от этого государства", - сказал министр.

Экономика

6 октября в столице Южной Осетии прошло первое заседание организационного комитета по вопросам экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта. Помимо представителей сторон, во встрече приняли участие организации-доноры: представители Чехии, Франции, Германии, Литвы, Нидерландов, Польши, Швеции, Турции, Великобритании, ООН, США, а также Еврокомиссии. Собравшиеся отметили, что экономическая реабилитация зоны грузино-осетинского конфликта является важным этапом на пути урегулирования грузино-осетинских взаимоотношений. Как заявил секретарь югоосетинской части СКК Леонид Тибилов, "экономическая реабилитация будет способствовать продвижению переговорного процесса, а также содействовать доверию между сторонами". Леонид Тибилов также поблагодарил все стороны, которые приняли участие в данной программе. В свою очередь, госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Мераб Антадзе заявил, что грузинская сторона создаст все условия для успешной реализации экономических программ, условия для нормальной работы организаций в зоне конфликта. В то же время, госминистр Грузии подчеркнул, что грузинская сторона настроена на исключительно мирное решение конфликта, и сегодняшнее событие будет способствовать этому. Министр также проинформировал о том, что Грузия внесла в свой бюджет дополнительные 10 млн. евро, которые, помимо средств, выделенных странами-донорами, будут предназначены на экономическую реабилитацию зоны грузино-осетинского конфликта.

В рамках программы по экономической реабилитации в зоне конфликта будут осуществлены проекты различной направленности. Так, согласно заявлению представителя посольства США в Грузии Марка Пери, в зоне грузино-осетинского конфликта будет построен центр экономического развития. По словам Перри, США выделило на данный проект 2 млн.долларов. "В центре экономического развития будут предоставлены гранты на проекты, направленные на развитие предпринимательства в регионе, центр будет способствовать установлению деловых контактов между сторонами, развитию бизнеса", - заявил Перри. Как известно, страны-доноры выделили сумму порядком 10 млн. евро на экономическую реабилитацию зоны грузино-осетинского конфликта. Программа предусматривает финансирование ряда проектов по реабилитации дорожной, энергетической инфраструктуры, развития бизнеса, сельского хозяйства. Так, например, Нидерланды выделили сумму в 500 000 евро, а Швеция - 1 млн.евро, передает ИА REGNUM.

В то же время, другая программа по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта - третья программа Еврокомиссии - близится к завершению. Как заявил секретарь югоосетинской части СКК Леонид Тибилов, "осталось завершить лишь несколько проектов". Напомним, на основании достигнутых договоренностей сторон в СКК при участии Миссии ОБСЕ в Грузии и делегации ЕК в Грузии, бюджет программы на сумму в 2,5 млн. евро был разделен на три части. Первая часть (800 тыс. евро) направлена на предоставление беженцам и вынужденным переселенцам помощи в приобретении жилья и предметов первой необходимости в процессе возвращения. Вторая часть (1,3 млн. евро) была использована на реабилитацию основных инфраструктур в поддержку постоянно проживающих на территории лиц. Третью часть (300 тыс. евро) планируется направить на реабилитацию основных объектов инфраструктуры в селах возвращения беженцев и вынужденных переселенцев. Остальная сумма предусмотрена на завершение ранее реабилитированных объектов за счет средств Еврокомиссии, в частности, на поддержание и техническое обслуживание школ и школы-интерната в поселке Джава, сел Тамарашени, Кехви, отмечает агентство.