Юрий Дзиццойты - вице-спикер парламента Южной Осетии, председатель Комитета по внешней политике, обороне и безопасности

ИА REGNUM: Г-н Дзиццойты, как Вы расцениваете нынешние российско-грузинские взаимоотношения?

Как кризисные, находящиеся на грани полного разрыва, и даже возможного перехода в горячую фазу. Как известно, когда дипломаты и политики замолкают, начинают говорить пушки. В чем причина? Грузия избрала путь вхождения в НАТО и делает это демонстративно, не скрывая, в пику и назло России. Естественно, в России это понимают, и диаметрально противоположное устремление политических интересов приводит к систематически проявляющемуся кризису во взаимоотношениях двух стран. Иногда это вуалируется, но суть проблемы остается и проявляется то в латентном виде, то в горячей стадии. Грузинские политики сделали грубую, непростительную ошибку, занявшись шпиономанией. Я думаю, их к этому кто-то подтолкнул. Конечно, шпионские скандалы возникают в самых разных странах, но работа проводится тонко. А тут все было сделано грубо, просто для того, чтобы продемонстрировать, что Грузия, эта моська, отважилась лаять на слона.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, не являлся ли арест российских офицеров средством для создания имиджа внешнего врага - России, что несомненно добавило бы дивиденды Саакашвили на местных выборах в органы самоуправления?

Нет, на самом деле существует четко разработанный план Грузии по вступлению в НАТО. Арест российских офицеров мог совпасть с выборами, а мог и не совпасть. Они не местному населению демонстрировали свою топорную работу, а своим заокеанским покровителям.

ИА REGNUM: Как Вы полагаете, мог ли кризис во взаимоотношениях двух стран обернуться военными действиями?

Если бы Россия не проявила себя достаточно сдержано, я бы даже сказал мудро, то это могло бы перерасти в настоящую горячую войну. Грузия пыталась спровоцировать Россию, и нужно это было не для того, чтобы выиграть местные выборы, а для того, чтобы решать свои геополитические задачи.

ИА REGNUM: Ну спровоцировали бы Россию на войну, разве Грузия выиграла бы от этого?

Грузия, конечно, заручилась поддержкой со стороны тех, кто тут же кинулся бы ей помогать. Но когда Россия сделала очередной шаг на дипломатическом уровне, обнаружилось, что там где торчали уши, в полный рост встали США. Сегодня на геополитическом уровне происходит раздел сфер влияний. После того, как СССР неожиданно рухнул, образовался вакуум, который никем не был заполнен, и пока в России был хаос, этот вакуум постарались заполнить США. США частично чуть не прибрали к рукам Среднюю Азию, в Прибалтике до сих пор фашистская символика и риторика, фашистские акции. Все это носит антироссийское направление. Вот там они уже застолбили за собой пространство, и так просто они его не отдадут. Лукашенко сделали изгоем, его политика, не то что осуждается, но высмеивается, но Лукашенко-герой. Это человек, который не пошел на поводу, и США Белоруссию к рукам не прибрали, не замкнули ось - Польша, Прибалтика, Украина, Молдавия и Кавказ. И первая, и самая главная причина в том, что в России появился человек, который навел порядок. Из-за этого проистекают сегодняшние проблемы и США, и Грузии.

ИА REGNUM: Вы назвали поведение России мудрым. А меры экономической блокады - это мудро?

А если бы вместо экономической блокады были бы предприняты силовые акции, как это делают США против Ирака, это лучше? Я думаю, в данном случае, Грузия отделается малой кровью, если она испытает только экономическую блокаду, а не мощь кулака.

ИА REGNUM: Как Вы расцениваете внутриполитическую ситуацию в Грузии?

Сегодня в Грузии оппозиция не так сильна, как это хотелось бы некоторым зарубежным политикам. Саакашвили силен, в экономическом плане - его снабжают деньгами. Существует и идеологический момент - своим острием президент Грузии направлен против России, и какая разница, вокруг какой идеи консолидировать народ.

ИА REGNUM: Но ведь через два года, когда в США будет сменен президент, возможно, империи Саакашвили придет конец?

Не скажите. В США происходит смена республиканцев и демократов, но базовые моменты внешней и внутренней политики США не изменяются. Там есть совершенно другие органы - ЦРУ, ФБР, которые следят за тем, чтобы отклонений больших от основного курса не было. Поэтому, я сомневаюсь в том, что отношение США к Грузии и к России изменится.