Максут Нарикбаев с октября 1995 года по июнь 1996 года был генеральным прокурором Республики Казахстан. С июня 1996 года по сентябрь 2000 года работал Председателем Верховного Суда Республики. В 2004 году в канун парламентских выборов основал Демократическую партию Казахстана (спустя два года, в апреле 2006-ого, партия получила новое название - "Адилет" (справедливость). Макуст Нарикбаев является ректором Казахского гуманитарно-юридического университета, профессор, с 1980 года занимается наукой. Автор ряда книг по правоведению.

ИА REGNUM: Максут Султанович, первоначально на заре создания партии, два года назад, вы заявляли, что не ставите своей задачей борьбу за власть. При этом вы даже отметили, что вам лично, человеку, который во власти побыл достаточно, был генеральным прокурором, председателем Верховного суда, это ни к чему. Остался ли этот приоритет сейчас? И, собственно, прозаичный вопрос... если не власть, тогда что?

Да, действительно мы никогда не ставили главной задачей борьбу за власть, мы занимали такую позицию несколько лет назад и не отказываемся от неё и сейчас. Наша главная задача - построение правового государства, где главными приоритетами должен быть закон, порядок и справедливость. И наша партия ставит целью воплотить эти принципы в жизнь.

ИА REGNUM: Как-то вы назвали свою партию - партией интеллигентов. Вам действительно удалось сплотить под одной крышей лучшие умы страны, объединить идеей и ученых, и писателей, и видных общественников?

В 2001 году мы создали Республиканское гражданское движение "За правовой Казахстан", в состав которого вошли представители почти всех слоев населения, начиная от студентов и заканчивая профессорами и депутатами парламента. Основной, базовой группой являлась интеллигенция. В 2004 году, когда мы создавали партию, многие из них поддержали нас и влились в состав Демократической партии Казахстана, поэтому мы с уверенностью можем называть себя партией не только юристов, но и интеллигенции.

ИА REGNUM: По мнению некоторых казахстанских политологов, почти все партии в Казахстане имеют так или иначе схожие политические платформы, что делает их для избирателя в какой-то степени неинтересными и выбор, в том случае, если человек действительно решился стать членом партии, поддержать ее цели, строиться с осознанием одной идеи: "Все равно все одинаковые!". Возникает, как считают политологи, определенная индифферентность народа к процессам, к политической жизни общества, в целом. Что вы можете сказать о программе партии "Адилет"? Какие задачи, в какой сфере выделяют вас на общем фоне?

На последнем, четвертом съезде мы приняли новую программу и задачи, цели, которые мы поставили перед партией таковы: построение правового демократического социального государства, формирование действенных институтов гражданского общества, приоритет прав и свобод человека и гражданина во всем, укрепление законности и порядка в стране, проведение судебно-правовой реформы, создание эффективной, передовой и развитой экономической системы. Как вы уже заметили, главной целью является построение правового государства и верховенство, закона и именно этим мы отличаемся от других политических партий.

ИА REGNUM: Партия существует всего несколько лет. Что вы считаете своим главным успехом, чего вы успели добиться?

Наша партия действительно существует около 2-х лет, но за эти годы мы провели огромную работу и добились значительных результатов. Еще на учредительном съезде мы первые заявили о необходимости честно, открыто и законно проводить избирательные кампании, мы предложили всем политическим силам подписать Хартию об основных принципах политической конкуренции в период электоральных кампаний и её поддержали почти все политические партии, существовавшие на тот период. Несмотря на короткий срок существования ДПК, нам удалось обогнать несколько партий в парламентских выборах по партийным спискам. В 2004 году наша партия впервые приняла участие в парламентских выборах, где наш кандидат Зейнулла Алшынбаев стал депутатом Мажилиса (парламента), сейчас он является сопредседателем партии, активно участвует в законотворческой деятельности. Президентские выборы 2005 года подтвердили еще раз нашу состоятельность, как политического субъекта на политической арене страны. Мы стали одним из инициаторов сплочения центристских сил Казахстана в единый блок - Народную коалицию Казахстана. Тем самым, объединяя всю политическую палитру в единое целое для достижения стабильности и процветания населения страны, показали приверженность к демократическим преобразованиям. Активисты нашей партии принимали непосредственное участие в работе районных, городских, областных и республиканского штабов в поддержку кандидатуры Н.А.Назарбаева. 74 члена нашей партии были доверенными лицами нашего кандидата, которые регулярно проводили встречи с избирателями, участвовали в круглых столах, пресс-конференциях и митингах, проводимых как Народной коалицией, так и нашей партией. Результат известен. Мы выбрали президента, которому доверяет абсолютное большинство населения - Нурсултана Назарбаева. Кроме этого, наша партия приняла активное участие в деятельности Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества, где мне доверили возглавить рабочую группу по поэтапному введению института суда с участием присяжных заседателей.

ИА REGNUM: В апреле в Астане состоялся 4-й съезд партии, на котором она была переименована в демократическую партию "Адилет" (Справедливость). Ранее она называлась демократической партией Казахстана. Чем была продиктована смена бренда? Означает ли это автоматическую смену курса, корректировку целей и путей достижения этих целей?

Мы долго вынашивали идею переименования, и выбор не случайно пал на это название. Во-первых, прежнее название - демократическая партия Казахстана - не раскрывает полной сути планируемой дальнейшей деятельности партии и преследуемой нами конечной цели, заключенной в борьбе за выстраивание справедливых общественных отношений. Во-вторых, прежнее название было созвучно с названиями других партийных образований, что, естественно, препятствует четкому позиционированию значимости партии. В-третьих, к великому сожалению, наше общество сегодня больше страдает не от неправильно избранного курса руководства страны по дальнейшему процветанию, не от недостатка конституционных, законодательных демократических норм по защите прав человека, а от нереализованности конституционного принципа верховенства закона. Действительность показывает, что законы нарушаются не только простыми участниками правоотношений, но и самими государственными органами, призванными не только исполнять, но защищать эти законы. На переименование партии нас подтолкнули многочисленные письма и обращения граждан со всех регионов Казахстана с просьбами по усилению работы по защите их законных прав и интересов. После обмена мнениями с партийным активом, мы пришли к единому мнению о переименовании партии.

ИА REGNUM: Какие реальные рычаги влияния на общественно-политическую ситуацию в стране имеет партия "Адилет"? Если посмотреть правде в глаза - у вас только один представитель в парламенте, в Маслихатах на местах нет никого... Как в таких условиях вы можете реализовать свою программу?

Зейнулла Алшимбаев, сопредседатель нашей партии, избирался по одномандатному округу по Мангыстауской области, так что мы с полным правом можем называться парламентской партией. Кроме этого, мы активно используем потенциал созданной по инициативе президента Государственной комиссии по дальнейшей разработке и конкретизации Программы демократических реформ в РК, являющейся площадкой для координации и сотрудничества государства, политических партий и общественных объединений в деле построения открытого, справедливого и благополучного казахстанского общества. Будучи членом комиссии, я возглавляю рабочую группу по совершенствованию систем правосудия и правоохранительных органов. Мы активно сотрудничаем со всеми политическими партиями и общественными объединениями, так что наша позиция всегда будет услышана.

ИА REGNUM: Но ваши политические конкуренты, в частности, Гражданская партия, Аграрная, имеют более мощное лобби в парламенте -объединенную фракцию. Партия "Асар", которая имеет трех депутатов, создала депутатскую группу, которая, конечно, не имеет такого влияния, как фракция, но все же... Почему бы вам не пойти по этому пути?

Поскольку у "Асара" в Мажилисе три депутата, им, конечно, легче было создать депутатскую группу. Мы же такой задачи перед собой не ставили, мы можем реализовывать наши программные задачи через нашего одного, но активного депутата - Алшимбаева, являющегося членом нескольких депутатских групп. Кроме того, те идеи, которые направлены на улучшение благосостояния казахстанцев, совершенствование государственного управления - будут поддерживаться большинством парламентариев, и опять же не надо забывать про потенциал Государственной комиссии, именно через её деятельность, партии, не представленные в парламенте, могут быть услышаны, их позиция может быть учтена при принятии важных политических решений.

ИА REGNUM: Максут Султанович, "Адилет" позиционирует себя как партия правоведов, людей, которые подчиняются букве закона беспрекословно. Ваши ряды в основном состоят из юристов. Сейчас в Казахстане идет широкомаштабная борьба с коррупцией, но голоса вашей партии почему-то не слышно? Хотя вы со своим мощным "мозговым центром", состоящим из известных юристов, могли бы организовать и провести некую общественную экспертизу законодательства на предмет выявления коррупционных норм. У вас же есть опыт подобной работы...

Одна из самых главных задач, которую мы ставим перед Демократической партией "Адилет" - это борьба с коррупцией. Наша партия считает, что у страны не будет достойного будущего, если государство не искоренит коррупцию в рядах государственных чиновников. Президент, понимая это, идет на беспрецедентные меры, направленные на искоренение этого зла, и мы полностью поддерживаем его политику в этом направлении. Борьба с коррупцией требует проведения комплексной системной реформы в следующих направлениях: перераспределение властных полномочий в целях усиления представительной и судебной ветвей власти; децентрализация государственной власти; создание системы органов местного самоуправления со своим бюджетом; усиление социального контроля деятельности государственных органов со стороны СМИ, НПО, политических партий, общественности. Мы по-прежнему придерживаемся убеждения, что коррупция глубоко внедрилась в законодательной и нормотворческой сфере. Мы подготовили обращения президенту, парламенту и правительству о необходимости немедленного принятия закона "О лоббировании". Особое значение в сфере борьбы с коррупцией приобретает преодоление коррупции в судебных и правоохранительных органах. Необходимо проведение судебной реформы в направлении действительной независимости судей. Данные механизмы заложены в пакете предложений, выработанных рабочей группой и поддержанных на последнем заседаний Государственной комиссии. Для преодоления коррупции в системе высшего образования мы приняли обращение к Министерству образования и науки об инициировании внесения дополнений в Закон "Об образовании" в форме двух разделов "О статусе учителя" и "О статусе студента". По вопросу борьбы с коррупцией нашей партией разработана конкретная программа под названием "Семь шагов по борьбе с коррупцией". Это наш вклад в решение очень актуальной общественной проблемы. Сейчас этим, в основном, занимаются дисциплинарные советы и агентство по делам государственной службы. В предлагаемой нами данной программе представлен алгоритм действий, позволяющих искоренить коррупцию как системное явление путем устранения ее причин.

ИА REGNUM: Сейчас идет активное реформирование политической системы страны и вы руководите одним из секторов этой работы. Какие принципиальные изменения вы можете выделить?

Действительно, с началом работы Национальной комиссии по вопросам демократии и построению гражданского общества, переросшей в Государственную комиссию по дальнейшей разработке и конкретизации Программы демократических реформ, в Республике Казахстан в обществе все больше и больше обсуждается идея о политической модернизации. Президент, будучи Председателем Государственной комиссии, обозначил контуры политического реформирования, мы же, участвуя в деятельности комиссии, разрабатываем конкретные предложения и механизмы в разных сферах общественной жизни - расширение полномочий представительных органов власти, формирование местного самоуправления, совершенствование систем правосудия и правоохранительных органов, развитие гражданского общества и т.д. Уже сейчас, несмотря на небольшой срок деятельности комиссии, её членам удалось выработать ряд конструктивных предложений. Ещё Сенека говорил, что "когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным". А мы знаем, куда идем.

ИА REGNUM: Вы как опытный юрист, правовед, как считаете, какие реформы необходимы проводить в первую очередь? С чего стоит начинать модернизацию в системе правосудия и правоохранительных органов?

Что касается систем правосудия и правоохранительных органов, в рамках деятельности Государственной комиссии была создана специальная рабочая группа, основной целью которой является реформирование этих систем, и руководить ею доверили мне. В её состав входят крупные ученые-юристы, депутаты Мажилиса и Сената, представители всех правоохранительных органов, политических партий, общественных объединений, международных организаций. Нам удалось провести несколько заседаний, конференций, круглых столов, в наш адрес поступило свыше 60 предложений. Мы разделили их на две группы. В первой те, которые требуют внесения изменений и дополнений в Конституцию, среди них - введение института мировых судей (биев), с законодательным закреплением выборности этих судей населением, предоставление права обращения в Конституционный Совет Генеральному Прокурору Республики Казахстан по делам, прошедшим все судебные инстанции, для проверки конституционности нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека, на основе которых приняты судебные решения.

Во второй группе сосредоточены те предложения, которые не требуют внесения изменений и дополнений в Конституцию, в том числе: исключение практики расследования уголовных дел в отношении сотрудников своего ведомства, разграничение компетенции подразделений спецслужб, осуществляющих борьбу с преступностью, профилактику правонарушений и расследование уголовных дел, реформа спецслужб, специализирующихся на выявлении коррупционных, экономических преступлений, совершаемых организованными группами, в том числе экстремистскими и террористическими.

Мы также говорим об изменении подходов в вопросах приобретения статуса адвоката, и на примере России и многих европейских государств мы предлагаем формирование рядов адвокатуры передать в компетенцию профессионального сообщества. Необходимо расширение полномочий защитников на предварительном следствии и в суде за счет детального урегулирования в нормах УПК процедуры представления ими доказательств, что обеспечит полноценную реализацию принципов состязательности и равноправия сторон на досудебных стадиях процесса, а также создаст дополнительные гарантии независимости и неприкосновенности адвокатов. Речь идет также и об упразднении института возвращения судом уголовного дела для дополнительного расследования, исключении процессуально правовой процедуры прекращения дел по не реабилитирующим обстоятельствам, органами уголовного преследования, что будет отвечать конституционному положению о том, что виновным лицо может быть признано только судом. Есть также предложения по восстановлению принципа непрерывности судебного разбирательства, сокращение сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел в судебных органах до 1 месяца со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, либо путем рассмотрения и разрешения гражданских дел в срок до двух месяцев с момента поступления заявления в суд. И это далеко не все предложения, которые были внесены. Все они сейчас отрабатываются.

ИА REGNUM: Один из известнейших казахских поэтов-мыслителей, получивший признание во всем мире Абай Кунанбаев, как-то сказал: "Какие стада - такие загоны, какие года - такие законы". Если взять за основу эту формулу, то какую вы могли бы дать оценку существующим базовым элементам законодательства Казахстана? Конституция, закон о выборах...

За годы суверенитета, особенно после принятия государственной программы правовой реформы 1994 года, Казахстан добился значительных результатов в реформировании системы законодательства, правоохранительных органов и судебной власти. Происходит освобождение казахстанской правовой системы от мелочного регламентирования социально-экономической и общественно-политической жизни общества, от карательно-репрессивных методов деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве и приоритета интересов гражданина во взаимоотношениях с государством. Тем не менее, учитывая благоприятную экономическую и политическую обстановку, существует реальная необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы, надо активно заниматься имплементацией норм международного права в законы страны, так как Казахстан ставит перед собой амбициозную задачу по вхождению в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Но нам не добиться таких успехов без качественных и справедливых законов. Поэтому наша партия последовательно выступает за изменение технологии принятия основных актов и решений органами государственной власти. Основой должна быть независимая экспертиза, а также обеспечение максимально возможной прозрачности процесса принятия решений - реальный общественный контроль; максимальное снижение количества бланкетных (отсылочных) норм в нормативных правовых актах с целью издания, в основном, нормативных правовых актов прямого действия. И наконец, надо решить вопрос передачи правоприменительных полномочий контролирующих органов суду; усилить ответственность должностных лиц за принятие незаконных решений. Все эти меры будут способствовать дальнейшему совершенствованию законодательной базы Казахстана.