Судьба Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Рязанский кремль" по-прежнему не решена. Напомним, что Рязанская и Касимовская епархия Русской Православной церкви при поддержке Патриарха Алексия II претендует на полную передачу ей всего комплекса зданий Рязанского кремля, а также предметов богослужебного назначения из фондов музея. Как ранее сообщалось, 10 апреля заместитель министра культуры и массовых коммуникаций России Дмитрий Амунц в письме на имя директора музея-заповедника Людмилы Максимовой сообщал, что "решение вопроса о передаче объектов недвижимости Рязанского кремля Рязанской епархии в рамках действующего законодательства Российской Федерации в настоящее время не предусмотрено".

Однако, как сообщила на пресс-конференции в Москве 15 мая Людмила Максимова, 26 апреля директор Департамента культуры того же министерства Юрий Шубин, сообщил ей, что 14 апреля в Минкультуры России состоялась встреча руководства министерства с архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом, на которой было принято "решение о разработке заинтересованными сторонами концепции решения вопроса о возможной передаче находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества религиозного назначения (православных храмов) ансамбля Рязанского кремля в пользование Рязанской епархии Русской православной церкви в установленном порядке в рамках действующего законодательства". Как подчеркнула Максимова, среди упомянутых "заинтересованных сторон" музея не оказалось.

"Научная и музейная общественность России обеспокоена ситуацией, которая сложилась вокруг музея-заповедника, - сообщила директор музея-заповедника. - Все пришли к выводу, что это не частный случай". В связи с этим Людмила Максимова указала на прецедент - передачу церкви Ипатьевского монастыря в Костроме, в результате чего "музей оказался на улице". По ее словам, подобная участь может грозить и другим музеям и учреждениям культуры, которые занимают бывшие культовые здания. Между тем, подчеркнула она, "наш музей-заповедник это не просто хранилище, это археологический памятник, территория древнего города-крепости, это природный ландшафт, который не изменился за последние 100 лет. Сам Рязанский кремль это и есть музей". "В случае перемещения музея, куда денется культурный слой и ландшафт?" - вопросила она.

Как подчеркнула Людмила Максимова, расположение центра епархии на территории Рязанского кремля представляет собой лишь один из этапов освоения данной территории.

"У нас хорошие отношения с Рязанской епархией, на территории города и области ей передан ряд объектов, в том числе Солотчинский монастырь, церковь Спаса на Яру в Рязани, а непосредственно на территории кремля епархии передано здание бывшей Гостиницы знати, где сейчас располагается духовная семинария. Кроме того, в совместном использовании церкви и музея находятся Христорождественский и Успенский соборы и колокольня, что составляет 24,6% общих площадей музея-заповедника", - пояснила директор. Между тем, по ее словам, опыт эксплуатации Рязанской епархией Солотчинского монастыря показывает, что может ждать Рязанский кремль - там в надвратной церкви монахини устроили хранилище для сена, а фасады Духовской церкви искажены сплошной побелкой, не соответствующей стилю нарышкинского барокко, в котором построен этот храм. А в Николо-Чернеевском монастыре, также переданном епархии, по распоряжению новых хозяев со стен собора была сбита живопись. В то же время, сообщила Максимова, музей-заповедник только с 2001 по 2005 г.г. потратил на проведение научно обоснованных реставрационных работ в кремле 87 млн. рублей.

Как отметила Людмила Максимова, город Рязань не ощущает нехватки храмов, более того, заполняемость уже действующих церквей в обычные, непраздничные дни весьма невелика. Активность епархии и поддерживающих ее представителей местного бизнеса директор музея связала с заинтересованностью ряда коммерческих структур в возможности использовать "лакомый кусок" земли в самом центре города. В связи с этим она обратила внимание на то, что на территории кремля находится исторически сложившаяся жилая застройка - целая улица, на которой находятся дома, находящиеся в различных формах собственности. В случае ликвидации музея-заповедника перед бизнесменами откроется возможность использовать эту землю под застройку, предположила Людмила Максимова.

Свою поддержку борьбе музея-заповедника за существование высказали известные правозащитники. "Мы живем в условиях очень странного религиозного возрождения, когда возрождение духовности идет за счет приобретения материальных ценностей, - отметил в ходе пресс-конференции президент Фонда защиты гласности, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Алексей Симонов. - Действительно, очень многие очаги культуры в России возникли на фундаменте разрушенных российских церквей. Это было чудовищно. Но созданные на их месте культурные ценности стали не менее исторически существенными, и возвращение некоторых из них в церковную собственность выглядит не менее чудовищно. Это не благородство на благородство, а варварство на варварство, и это очень меня смущает. Именно такая ситуация, как мне кажется, происходит с Рязанским кремлем".

"К сожалению, как власть стала коммерческим предприятием, так и церковь становится коммерческим предприятием, и очень активно просматривается за плечами претендующих на это иерархов церкви коммерческий интерес совершенно других организаций и лиц. Для меня это очень тревожно, потому что это трагическое посягательство на остатки российской культуры, которое предпринимается во имя российской духовности. Это, на мой взгляд, большая беда", - заключил Симонов.

"Если речь действительно идет о духовном возрождении и привлечении заблудших душ, то церковь проигрывает в своем авторитете в глазах многих и многих людей, когда ведет себя как одна из хищных сторон в споре хозяйствующих субъектов", - поддержала его коллега по Совету при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека председатель Московской Хельсинкской группы, также член Людмила Алексеева. "Притязания Московской Патриархии на Рязанский кремль вызвали давно уже не виданный в Рязани всплеск общественной активности в защиту музея, то есть жители Рязани вынуждены встать в оборону против церкви - ничего себе возрождение духовности!", - заметила она.

Как сообщил член Общественного комитета в защиту Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника "Рязанский кремль", главный редактор журнала "Достояние", президент кинофестиваля "Окраина" Александр Никитин, конфликт вокруг Рязанского кремля действительно всколыхнул местное общество. "Общество не рассматривается чиновниками как заинтересованная сторона в этом процессе, - сказал он. - В рязанских СМИ проводится пиар-компания, в которой подчеркивается, что кроме дирекции музея, лично материально заинтересованной, других сторонников у музея нет. Это оскорбительно для общества". По его словам, в созданный в апреле 2006 года Общественный комитет вошли самые разнородные силы от правозащитников из общества "Мемориал" до коммунистов из "Трудовой Рязани". "Нас объединяет обеспокоенность за судьбы культуры", - подчеркнул он.

"Эти претензии поражают своим вопиющим пренебрежением суверенитетом культуры, непониманием и нежеланием понять, что такое музей, музей не как витрина с экспонатами, как он выглядит в обывательских глазах, а как институт современной цивилизации", - заявил Александр Никитин. "Мы, Общественный комитет, будем предпринимать все законные действия для того, чтобы наши интересы, интересы города не были нарушены", - подчеркнул он.

Участникам пресс-конференции был представлен информационный бюллетень, издание которого организовано Общественным комитетом в защиту музея. По данным на 15 мая в поддержку сохранения музея собрано более 15, 5 тыс. подписей (не считая официальных писем от учреждений без указания числа подписавшихся). 18 мая, в Международный день музеев, с 17.00 до 18.00 в Рязанском кремле пройдет акция "Живая цепь в Кремле", в ходе которой защитники музея-заповедника выстроятся, взявшись за руки, на кремлевском валу. Акция пройдет под лозунгом "Возьмемся за руки, друзья, чтобы не дать погибнуть отечественной культуре".