23 января президент Украины Виктор Ющенко праздновал год со дня вступления в должность. Год назад в этот день он выступил на Майдане с обращением к народу и принял отставку прежнего Кабинета, после чего исполняющим обязанности премьера была назначена Юлия Тимошенко. Год спустя публичного празднования не произошло, однако обращения президента к народу ждали. Предполагалось, что он скажет о референдуме и политреформе. Что-то в этом роде он и сказал, и предсказуема была реакция глумливого сетевого "Обозревателя": "А какая разница, что он сказал и что пообещал. Завтра что-нибудь другое скажет и то же самое пообещает. Даже то, что он о политреформе думает, признавая-отрицая - уже не интересно. Нравится - не нравится, бай-бай, красавица. Раньше надо было думать, когда еще антирейтинг, как рога, на лбу не вырос". Похоже, авторы "Обозревателя" ждали упоминания о другом референдуме. И не дождались: "если Виктор Андреевич в своей речи по поводу годовщины вступления в должность говорит слово "НАТО" уже без слова "референдум", значит, он не сделал никаких выводов". Речь о внешней политике Ющенко и ее следствии - перманентных энергетических проблемах и пресловутой "газовой войне": "На то он и Президент, пусть выбирает внешнюю политику. Но только когда из-за этой внешней политики люди начинают выходить из квартиры греться к кострам, это не политика, а профанация. Может, я недостаточно патриотичен, но считаю, что сначала нужно было заняться вопросами энергетической безопасности, а потом уже - постоянным долбежом про НАТО. И, кстати, не надо списывать проблемы в отношениях России и Украины к банальному "демократический Ющенко против тоталитарного Путина". Вот, например, куда более тоталитарного Туркменбаши умасливали и украшали украинскими орденами, как елку к Новому году. Жаль, что это не очень помогло".

То был диагноз протимошенковского "Обозревателя". В "Украинской правде" "Три ошибки президента Ющенко" называет Александр Мороз. Первая ошибка - по Морозу - в том, что "при формировании состава высших органов исполнительной власти (Ющенко) не сумел размежевать непосредственный бизнес от власти". Вторая: "утратил инициативу в политическом диалоге с Россией (хотя этим, правда, не отличался и его предшественник)". Наконец, третья: "поддался на уговаривание относительно сомнительных высказываний по поводу изменений в Конституцию".

Собственно, идея о том, что первый год президента Ющенко станет фактически последним, и что вступление в силу политреформы положит конец той системе президентской власти, которая доныне существовала, безусловно становится главной повесткой дня этой непраздничной годовщины. "Борьбе" президента с Конституцией посвящен последний номер киевского "Профиля", речь все о том же референдуме и его перспективах: "Виктору Ющенко определённо не нравятся вступившие в силу новые конституционные нормы, и он борется против них словом и делом. В интервью отечественным телеканалам и британской Financial Times, постепенно превращающейся в "Вестник украинской политики", Президент подтвердил решимость использовать любимый инструментарий Леонида Кучмы.... Правда, отрицательная реакция на президентскую инициативу со стороны ведущих политических партий (даже противница политреформы Юлия Тимошенко назвала референдум "тупиковым путём") не позволяет главе государства рассчитывать на триумфальный успех. Лидер Партии Регионов Виктор Янукович не без ехидства согласился поддержать референдум по политреформе только в том случае, если согражданам одновременно позволят высказаться относительно перспектив вступления Украины в НАТО и ЕЭП, а также наделения русского языка статусом государственного". По поводу перспектив и законности предстоящего референдума мнения экспертов "Профиля" разошлись. Представитель Верховной Рады в Конституционном Суде Анатолий Селиванов полагает, что ни "отдельные статьи, ни саму Конституцию нельзя ставить на референдум, потому что они не могут быть предметом рассмотрения на референдуме". И это относится к закону, вступившему в силу с 1 января (т.е. как заметил все тот же глумливый "Обозреватель", "раньше думать надо было"). Однако советник президента по правовым вопросам Николай Полуденный считает, что все возможно: "Вы помните референдум Кучмы...". Решение того референдума, кстати говоря, не вступило в силу, поскольку не было имплементировано Верховной Радой, но советник президента считает, что и имплементация в этом случае никак не обязательна, коль скоро референдум носит "не консультационный, а законодательный характер". Ему вторит "нашеукраинец" и первый заместитель председателя Комитета ВР по правовой политике Николай Онищук. Он ссылается на решение Конституционного Суда от 5 октября 2005 года, где "недвусмысленно, черным по белому написано: результаты народного волеизъявления по вопросам, которые являются предметом референдума, имеют прямую юридическую силу и не нуждаются в утверждении парламентом".

"Киевский телеграф" прогнозирует радикальный сценарий в развитии военных действий между президентом и парламентом: Парламент со своей стороны планирует провести внеочередную сессию. "Зачем? А чтобы избежать обвинений в неправовых действиях, поскольку на протяжении одной сессии парламент не может дважды рассматривать вопрос об увольнении КМ. Если такое произойдет, то градус напряженности между Президентом и ВР станет запредельным и стороны объявят друг другу открытую войну. Чем это грозит? Ющенко лишается главной фишки - возможности обвинить парламент в неконституционных действиях. Кроме того, уже невозможно будет делать вид, что правительство Еханурова является полноценным и дееспособным. Любое действие Кабмина в кадровой или переговорной плоскости будет считаться незаконным. Зато Президент получает возможность выйти за рамки конституционного поля и своим прямым указом назначить КС, который "отменит" все или санкционирует проведение референдума, привязанного к выборам ВР. Иными словами, участники выборов-2006 окажутся заложниками референдумной позиции Президента, который как бы предложит им сделку: я признаю полноценность нового парламента и даю ему спокойно работать, а вы - в 300 голосов - соглашаетесь с итогами референдума, которые наверняка же будут "антиреформенными"".

Впрочем авторы "DailyUa" в этом не уверены и предупреждают, что даже вожделенный референдум и введение прямого президентского правления на сегодняшний день могут сыграть против Ющенко: "Ведь референдум по поводу конституционной реформы может вылиться в референдум по поводу народного доверия Президенту. А попытка ввести президентское правление вообще может окончиться импичментом. И ничего, что законодательно процедура не выписана. Верховная Рада проголосует, силовые структуры заявят о нейтралитете, президентский Секретариат опечатают на время проведения всех законодательных процедур. И вскоре после этого В.А Ющенко может стать третьим экс-президентом Украины...".

Аналитики "Форума" высказываются в том духе, что ослабление президентской власти за этот год стало очевидным фактом, и политреформа лишь закрепляет это положение юридически: "Результаты первого года работы неутешительны для Президента. И дело тут даже не в проблемах социально-экономического и политического развития страны, о которых в последнее время так много говорят. За первый год руководства Ющенко существенно ослаб сам институт президентской власти. Это главная неудача Ющенко и, как ни парадоксально, его же главное достижение (правда, он вряд ли сознательно прилагал к этому усилия), поскольку в таких условиях создается возможность для децентрализации власти в стране, так еще окончательно не избавившейся от тенденций централизации". Далее там перечисляются причины и следствия "слабости Ющенко", одна из которых - конфликт с бизнес-элитой, который, в свою очередь, едва ли не первый результат "энергетической войны" и "газовых соглашений" с Россией: "Реакция промышленников на заключенные в ходе украинско-российских переговоров по газу соглашения, свидетельствует о том, что на данный момент Президент лишился и моральной поддержки значительной части бизнес-элиты".

И пока "Зеркало недели" на нескольких полосах во всех подробностях расписывает механизмы прокачки денег через РУЭ, Виктор Ющенко в The Wall Street Journal разъясняет американскому народу, что новая схема чиста и прозрачна, в отличие от старой - бартерной, и что именно в этом причина конфликта с бизнес-элитой, - читай: олигархами и парламентом - тоже олигархическим: "Олигархи выступают против него (газового договора, - ИА REGNUM), потому что он положил конец одной из крупнейших и самых коррумпированных бартерных схем в Европе. Эта схема приносила доход многим представителям пятой колонны, нанося ущерб безопасности Украины. Влияние этих олигархов распространяется даже на украинский парламент. В прошлом месяце законодатели нарушили конституционную процедуру и отправили в отставку кабинет премьер-министра Юрия Еханурова, всего за несколько недель до того, как украинцы будут выбирать новый законодательный орган".

Financial Times, пребывает в оптимизме, хоть и сдержанном, и выражает надежды европейских потребителей газа: "Москва и Киев придут к соглашению о поставках газа, переговоры по которому начались в начале этого месяца, завершившись острой дискуссией, и приведя к отставке украинского правительства". Враг №1 для Европы отныне Юлия Тимошенко: "Но вряд ли это соглашение будет иметь существенное влияние на подогретый политический климат в Киеве, где харизматичный экс-премьер Юлия Тимошенко разворачивает свою популистскую кампанию против (газовой) сделки накануне мартовских выборов.... Газовое соглашение несовершенно, но пока не было предложено более жизнеспособной альтернативы. Это все очень хорошо для миссис Тимошенко, чтобы обвинить президента Ющенко в "измене национальным интересам" и призвать страну проигнорировать соглашение и взять столько российского газа, сколько стране нужно, из газопроводов, проходящих по ее территории. Но вряд ли это цивилизованное решение", - заявляет Financial Times и в заключение извлекает неожиданный позитив из постигших Европу морозов: "...К счастью, период сильного холода, поразившего многие части Европы, - на Украине температура упала до минус 25 - должен поспособствовать охлаждению политических страстей. Это может привнести какой-то смысл в действия политических лидеров и предотвратить риск властных перестановок".