26 января в Москве прошли общественные слушания "Модели регионального автономизма: Итоги года укрепления вертикали власти", в ходе которых, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, политологи, представители федеральной власти, члены Общественной палаты обсудили источники и виды автономизма, историю и современное состояние российского федерализма, способы борьбы с сепаратизмом в субъектах Федерации.

Эксперты высказали различные позиции относительно источников и видов сепаратизма. По мнению Вячеслава Никонова, в России сепаратизм - этнический, начался он в период перестройки, привел к распаду Советского Союза и по инерции продолжается до сих пор. "Путинобозначил обратный тренд: ввел институт полпредов, провел реформу Совета Федерации, а апогеем стал новый порядок наделения полномочиями губернаторов, фактически назначение парламентами кандидатуры по предложению президента. Введение пропорциональной системы избрания депутатов в Госдуму была также централизаторской мерой. Достаточно быстро президент решил правовой сепаратизм, за исключением сложных случаев в Татарии и Башкирии". Он отметил, что полпреды могут представлять опасность: "при разваливающейся центральной власти деление на 7 федеральных округов, совпадающих с военными округами, обеспечит перевыполнение планов Бжезинского". По словам политолога, маятник российского федерализма постоянно движется от точки наибольшей централизации к точке децентрализации. С лета 2005 г., считает он, начинается его движение в сторону децентрализации, именно "это слово мы будем слышать все чаще". Критерием этого явления служит серьезное увеличение, а иногда удвоение, региональных бюджетов, например, в Калининградской области, Татарстане. "Раньше Кремль не доверял губернаторам. Назначенным губернаторам можно доверять гораздо больше. В некоторых регионах в бюджетах на 2006 г. произошло как минимум удвоение денег в зависимости от степени доверия. Произошло фактическое переподчинение многих структур", - сказал он. Никонов заявил, что раскол по этническому принципу России не грозит, поскольку впервые она стала мононациональной страной, страной с преимущественным русским населением. В этом его точку зрения разделяет Леонид Пайдиев, бывший начальник управления приватизации Минэкономики, эксперт канала OPEC.ru.: "Россия удивительно мононациональная страна. Более того, почти нет разницы между русским из столицы и из Новосибирска, в отличие от той же федеративной Германии". Он полагает, что от распада, который был неминуем после того, как губернаторы укрепили свой статус за счет проведенного в 90-е разграничения собственности, страну спасли проект "президент - надежда" в 99 г. и превращение государства в унитарное по форме устройства. Унитарное государственное устройство - это естественный ответ на неравенство регионов, большинство из которых обеднели в результате реформ 90-х, подчеркнул он. Поскольку, считает он, любой губернатор - враг федерации, федеральной власти надо опираться на национальную буржуазию в городах. "Надо вести агрессивную наступательную пропаганду в черно-белом цвете: в Татарстане говорить, что русским жить в Прибалтике плохо, на Кавказе говорить, что мы деньги даем, а эти мерзавцы воруют. Зачастую придется поливать грязью вполне достойных людей, которых мы назначили", - сказал он.

По мнению генерального директора института региональных проблем Максима Дианова, хотя до развала и сепаратизма далеко, в то же время "экономический сепаратизм действительно в действии". В целом таких регионов более 40. "Самые известные конфликты - водочные барьеры, как в Нижегородской области, Северной Осетии, Татарстане, Хабаровском крае, Ярославской области, Краснодарском крае. Более чем в 20 есть официальный запрет на сельскохозяйственную продукцию, водку, пиво из других субъектов", - сказал Дианов.

Эксперты не отрицают, что центр тоже играет свою роль в процессах сепаратизма в регионах. Так, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров отметил, что перераспределение полномочий между центром и регионами сопровождается настолько непродуманными действиями федеральных властей, что это объективно ведет к конфликтам. По его словам, последний закон, посвященный разграничению полномочий, передает в регионы и муниципальным органам власти порядка 130 полномочий и прав, которые "в год весят около $5 млрд - столько же, сколько отобранные центром полномочия по алкогольному рынку". "Правильно заметила Любовь Глебова(заместитель министра здравоохранения и социального развития - ИА REGNUM), что с одной стороны губернаторы всплескивают руками и не знают, что делать с новыми полномочиями и деньгами, но в то же время хотят контролировать регион. Они воспроизводят ту же схему, которая есть в стране, в частности, пытаясь сегодня вести борьбу и контролировать отделения "Единой России" на местах. Рефедерализация важна и необходима, но должны приниматься во внимание различия между субъектами", - сказал Петров.

Руководитель группы ЦИРКОН Игорь Задорин, представляя результаты собственного социологического исследования, сказал, что автономизация может осуществляться региональной элитой только в условиях соответствующих настроений в общественном мнении по поводу автономности данного субъекта, иными словами, необходима легитимация автономизации. В изучении вопроса базовое понятие - региональная идентичность, то есть отождествление себя с определенной региональной общностью. На вопрос, кем вы себя ощущаете - жителем России или жителем своей территории от 20 до 50 процентов, отметил он, склонны выбирать ответ "жителем своей территории", при этом больше всего таких ответов наблюдается в республиках Башкирия, Карелия и Калининградской области. Региональная идентичность, полагает он, питается, прежде всего, информационным фоном. Задорин привел следующие цифры: 11 процентов населения по стране предпочитает местные телеканалы общефедеральным. Чаще всего местные каналы смотрят в Калмыкии и Татарстане, в центральной России, напротив, они не пользуются популярностью. По ответам респондентов местная пресса превосходит федеральную. Она лидирует в Калмыкии, Коми, Мордовии, Карелии. Еще один фактор формирования автономизации региона - отношение к власти. Гипотеза, которую еще предстоит проверить исследователям: если губернатор пользуется большим доверием, чем президент и правительство, то он может концентрировать свои усилия на автономизации. Сопоставив оценки федеральной и региональной властей, выяснилось, что к таким губернаторам относятся главы Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Москвы, Московской области, Тюменской области. Серьезным фактором создания "автономных настроений" является оценка людьми своего положения в регионе. Например, в ХМАО им удовлетворены около 70 процентов, в Ивановской области - всего 10,5 процентов. "Это очень существенная дифференциация", - подчеркнул Задорин. Он отметил, что в некоторых регионах жители идентифицируют себя не с самим субъектом РФ, а с крупной корпорацией, которая там находится и в которой они работают. Такая идентификация становится более мощной, чем региональная. По словам Задорина, "она становится серьезным фактором разительного противоречия между потенциальной территорией и человеческим материалом, который ее контролирует". Он привел пример Ненецкого округа, где на огромной территории проживают 48 тыс. избирателей. "Это ничто для того, чтобы корпорация стала серьезным субъектом", - полагает эксперт. Чтобы вывести эти земли из поля потенциального сепаратизма, им надо придать статус "государевых земель", заключил он.

Касаясь отдельно темы эксклавного положения Калининградской области и существующих там сепаратистских настроений, Игорь Задорин заявил, что доля тех, кто выражает желание к отделению от России колеблется на уровне 5-8 процентов. "Подчеркнутый сепаратизм там, где его нет, является подготовкой к тому, что он там появится и должен быть признан как естественный", - заметил он.