27 Июня
 
9:27

Сегодня, 27 июня, в Госдуме проходят большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в России. В дискуссии принимают участие представители Минобрнауки, Рособрнадзора, Росмолодежи, всех фракций в Госдуме, а также ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, научных, общественных организаций, региональных органов власти и крупнейших работодателей.

Напомним, что ранее было заявлено о выходе России из Болонской системы. Однако практика показала, что реформирование, если оно и будет, окажется небыстрым и, вероятно, болезненным.

На что и как решают поменять Болонскую систему образования в России, читайте в трансляции ИА REGNUM.

9:39

Историк Анастасия Цеденбал ранее напомнила, что Болонская система, в которую Россия вошла в 2003 году с подписанием Болонской декларации, фактически способствует существенному снижению общего уровня образования. «В теории положительные черты у системы есть, но на практике они ведут лишь к примитивизации мышления и превращению студента в «игрока в тесты» и иные «аттракционы» по поверхностному измерению знаний. Наблюдается чехарда в процессе обучения, а также общее снижение объема и качества получаемых знаний», — заявила она ИА REGNUM.

9:42

Эксперт центра защиты трудовых прав «Рабочий компас» Александр Зимбовский отмечает, что Советский Союз был тоталитарным государством в том плане, что государство тотально заботилось обо всех своих гражданах.

«Соответственно, советская система образования, во-первых, гарантировала любому человеку право на образование. Во-вторых, была направлена на обучение максимально широкопрофильных мыслящих специалистов. Что полезно как для общества, особенно для быстро развивающегося общества (возможность при необходимости смены родственных и не только родственных квалификаций), да и для личности специалиста», — пояснил эксперт.

9:44

Он подчеркнул, что при Болонской системе право на образование формально осталось, а обучение мышлению сменилось обучением запоминанию (ЕГЭ и прочее): «Система ориентирована на выпуск максимально узких специалистов. Возможно, чтобы люди не думали лишнего, не связанного со своей специальностью. Кроме этого, работник-специалист, которому сложно менять специализацию, больше зависит от своего работодателя. Это тоже помогает не думать лишнего ни о себе, ни об окружающем мире».

9:46

Зимбовский также отметил, что Болонская система работала на перекачку мозгов из РФ в иные страны.

«Что же нам ожидать от постболонки? Особенно если вводить ее будут те люди, которые гробили советскую систему образования и заводили болонку. Ну, что возврат к советской системе образования не нужен, — это уже было озвучено. Говорили о лучших традициях российского образования. Интересно каких? Как говорил великий русский государственник Победоносцев: «Образование русскому народу не нужно, поскольку обучает логически мыслить!». Можно вспомнить еще одного, ныне возвеличиваемого российского государственного деятеля Александра III и циркуляр «О кухаркиных детях». В общем, скорее всего, сословные перегородки вырастут на дороге к получению образования для обычных людей намного выше, чем было при болонке. Тем более что экспорт мозгов на Запад вроде прикрывается, а выращивать в стране больше мозгов, чем нужно господствующему классу, — остро нежелательно. Что еще введут в рамках постболонки? Увидим. Но оптимизма как-то нет», — добавил он.

10:05

Парламентские слушания на тему «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации» начались.

10:10

Работодатели не признали уровень бакалавриата достаточным для ряда профессий — Фальков.

10:15

Чиновникам потребовалось 20 лет, чтобы понять, что Болонская система — не для России.

Теперь же министр говорит об исторической фундаментальности образования в РФ.

10:18

Открытость и фундаментальность — еще два базовых принципа новой системы, по словам Фалькова.

10:21

Еще один принцип — практичность. Должны формироваться новые нужные навыки, в первую очередь цифровые навыки.

10:25

Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что еще при обсуждении Болонской системы многие ректоры вузов были против. Причем и в России, и в странах ЕС.

10:28

Он напомнил, что противники Болонского процесса в России выступали в первую очередь за сохранение фундаментальности образования.

10:29

Ректор МГУ Виктор Садовничий на парламентских слушаниях по высшему образованию. Цитата из онлайн-трансляции Государственной думы России

10:32

Спецалитет — 5 лет с возможностью получения одной спецификации или 6 лет с двумя спецификациями.

Интегрированная магистратура.

Доминирующий сегодня бакалавриат с возможностью дальнейшего обучения в магистратуре или трудоустройства.

Это три варианта, которые предлагает Совет ректоров.

10:36

Вячеслав Володин на парламентских слушаниях по высшему образованию. Цитата из онлайн-трансляции Государственной думы России

10:44

Садовничий предложил три траектории для получения высшего образования

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил модель с выбором трех траекторий, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

10:47

В России 717 высших учебных заведений, из низ государственных — 501, напомнил Володин.

10:47

Студенческий билет. Иван Шилов (с) ИА REGNUM

10:53

Володин уточнил, что «диванное образование» при подготовке летчиков, врачей недопустимо.

10:54

Садовничий отметил, что дистанционная форма — вынужденная мера.

11:06

Прозвучал вопрос о возможности обесценивания специалитета как расширенного бакалавриата.

11:06

Первым выступает министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

11:08

Фальков: система образования формировалась при иных геополитических вызовах и иной экономике.

11:09

Образование должно обеспечить технологический суверенитет страны — Фальков

В России резко возрастёт потребность в высококлассном инженерном образовании. Об этом 27 июня заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

11:09

«Специалитет — это ценность, которую нужно отдельно охранять», — заявил Виктор Садовничий.

11:09

Он признал, что некоторые принципы Болонской системы оказались неэффективными.

11:13

Болонская система также не повлекла автоматического признания дипломов, полученных в РФ, за рубежом.

11:17

В основание новой системы образования предлагают положить направленность на развитие национальных целей России.

11:19

Запрос на гибкость образовательной системы есть от экономической отрасли и молодежи. Тут Фальков заявил о возможности получения диплома магистра не за два года, а за один. Но после специалитета.

11:22

Также Фальков заявил о том, что в вузах будут заниматься и воспитательной работой.

11:27

Болонская система в России оказалась недостаточно эффективной — Фальков

Ряд российских университетов перешли по собственной инициативе на пятилетние программы подготовки бакалавров. Об этом 27 июня заявил заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

11:30

Садовничий в очередной раз раскритиковал систему, при которой специалистов лишили возможности бесплатного обучения в магистратуре.

11:33

Садовничий признал, что требуется обсуждение предлагаемой модели.

11:33

Магистратура по назначению в России так и не заработала — Фальков

Магистратура в России не смогла стать полноценным уровнем углублённой специализированной подготовки. Об этом 27 июня заявил заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

11:35

Председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал быть осторожными с предоставлением свободы вузам.

11:45

Председатель комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев (СРЗП) назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение.

11:48

Пока больше всего недовольства тем, что студенты учатся 4 года на бакалавриате по одному направлению, а потом идут в магистратуру совершенно по другому.

11:49

Фальков снова напомнил, что есть целые отрасли, которые не признают дипломы бакалавров.

11:52

Фальков: дистанционные возможности должны использоваться как вспомогательные. Он признал, что для качественного образования необходимо живое общение.

11:53

Володин ответил Садовничему по поводу большей свободы вузам

Спикер Госдумы Вячеслав Володин согласен с необходимостью дать больше свободы МГУ, но высказал опасения по поводу большей свободы для иных вузов, где «штампуют дипломы», передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

12:02

Фальков подчеркнул, что уже сейчас есть запросы от работодателей и при подготовке специалистов важно интегрировать работодателей в работу вузов.

12:04

На основе межправительственных соглашений происходит признание дипломов, напомнил министр Валерий Фальков.

12:04

России необходимо повышение качества школьного образования — Фальков

К задаче повышения уровня школьного образования должны подключиться российские университеты. Об этом 27 июня заявил заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

12:07

Фальков, считает, что специалитет может быть самостоятельной формой образования которую вовсе не обязательно привязывать ни к бакалавриату, ни к магистратуре. Он также уточнил, что специалисты должны иметь возможность бесплатного обучения в магистратуре.

12:11

Минобрнауки опровергло непризнание дипломов из-за реформы

Минобрнауки опровергло опасения в отказе от признания российских дипломов о высшем образовании из-за выхода из Болонского процесса, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

12:12

Он также добавил, что интегрированная магистратура возникла 10 лет назад.

12:13

Володин анонсировал изменения в законодательстве, которые будут инициированы после парламентских слушаний.

12:15

Минобрнауки пока не фиксирует отказа от соглашений о признании дипломов

На фоне санкций Минобрнауки не фиксирует отказа стран от признания российских дипломов о высшем образовании, ученых степеней и ученых званий. Как передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня, об этом сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

12:24

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев заявил, что должны дать возможность пользоваться публичной собственностью вузов всем, но на основе правил, установленных на федеральном уровне. А ещё он обратил внимание, что мобильности и единообразия не удалось до сих пор добиться в системе высшего образования России.

12:25

Он считает важным для выпускников проходить проверку на доступ к профессиональной деятельности.

12:26

Смешно, когда в законе на образование образование рассматривается как услуга, добавил Кропачев.

12:30

Ректор СПбГУ предложил «лицензирование» журналистов, психологов и юристов

Ввести «лицензирование» работы журналистов, психологов, юристов предложил ректор СПбГУ Николай Кропачев, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

12:32

Работодатели негативно оценивают практические навыки выпускников — Кабышев

В российской системе образования сохраняются системные недостатки, влияющие на качество высшего образования. Об этом 27 июня заявил заявил председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев на парламентских слушаниях в Госдуме.

12:32

Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Шохин назвал необходимым развивать проектное образование.

12:34

Минобрнауки считает приоритетом очной формы перед дистантом

Очная форма обучения является приоритетом, дистанционные формы — вынужденные меры, считают участники парламентских слушаний в Госдуме, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

12:45

Казалось бы, есть вещи, которые лежат на поверхности, но в Госдуме вынуждены говорить о том, что реформирование высшего образования в РФ должно опираться на интересы тех, кто останется в России, а не уедет за рубеж.

12:49

Новая модель должна учитывать традиции, мегапредметность, практикоориентированность и новые вызовы, отметил ректор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев.

12:49

По его словам, многие вузы не готовы готовить магистров.

12:51

Бакалавр — это незавершенное высшее образование, как в советское время, считает Блажеев.

12:51

Фальков рассказал о способе привлечь молодёжь в университеты

В 2022 году в России будет создано множество молодёжных лабораторий при университетах. Об этом 27 июня заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

12:52

По его мнению, магистратура должна быть дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте.

12:56

Минобрнауки РФ готовит комплекс мер в сфере соцзащиты научных работников

В России появятся дополнительные меры поддержки научных работников и лабораторий. Об этом 27 июня заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

12:59

Парламентские слушания на тему «Развитие системы высшего образования в РФ». Цитата из онлайн-трансляции Государственной Думы России

13:04

Ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений Пётр Глыбочко обратился с просьбой убрать слово услуга из законодательства о медицинской деятельности. «Мы оказываем медицинскую помощь», — подчеркнул он.

13:05

Основной принцип медицинского образования — работа у кровати больного.

13:08

Володин поддержал предложение отказаться от термина «медицинские услуги»

Спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал предложение убрать слово «услуга» из законодательства о медицине, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

13:17

Руководитель партии КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что высококлассные специалисты, получившие образование в России, готовы вернуться из-за рубежа, но спрашивают, куда.

13:23

Разумное движение в рамках определенного образовательного поля должно сохраняться, считает Фальков.

13:27

Количество квот для обучения иностранцев в российских вузах удваивается за несколько лет, добавил Фальков.

13:35

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Владимир Филиппов: Россия реализует самый большой специалитет среди всех стран, где реализуется эта система.

13:37

Он напомнил, что еще два года назад на Совете при президенте обсуждали, в какую сторону двигаться от системы 4+2.

13:50

Ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры Владимир Малышев о Болонской системе: копия всегда хуже оригинала.

13:55

Ректор Российского государственного аграрного университета МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Трухачев заявил о необходимости возвращения в вузах к практике. По ряду направлений в Тимирязевке предлагают перейти к специалитету.

13:56

Лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов заявил, что никаких аргументов в пользу Болонской системы нет.

13:57

Руководитель фракции партии «Новые люди» в Государственной думе Алексей Нечаев считает, что дискуссия о том, была ли в РФ Болонская система, — просто размытый мыльный пузырь. По его словам, в РФ стоит проблема качества высшего образования.

13:59

Миронов также выступил за возвращение и развитие специалитета в России.

14:01

Фальков прокомментировал возможность нестандартных сроков обучения в России

Легитимизация нестандартных сроков обучения в высшем образовании возможна, но в первую очередь это относится к магистратуре. Об этом 27 июня заявил заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

14:05

Заместитель председателя Государственной думы Пётр Толстой («Единая Россия») назвал реформу с переходом на Болонскую систему самой неудачной из всех реформ.

14:09

Однако пока выступающие не говорят о том, что будет с уже обучающимися в высших учебных учреждениях студентами.

14:10

Кроме того, по факту сейчас, в приемную кампанию-2022, вузы продолжают принимать по прежней системе.

14:12

Володин заявил об ответственности ректоров за антироссийскую пропаганду

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил об ответственности ректоров за пропаганду в пользу зарубежных стран, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

14:15

Вице-спикер Госдумы Толстой возмущен тем, что по сей день критерием научного успеха являются публикации за рубежом, что является примером «колониального мышления».

«Ломоносова бы не было, если бы его оценивали по «Скопусу» или индексу Хирша. Такая колониальная система всю нашу научную информацию отправляет на Запад и делает преподавателей и ученых зависимыми от западных площадок», — сказал Толстой.

14:27

Фальков назвал меры по привлечению иностранных студентов в Россию

Правительство продолжает ежегодно удваивать количество квот для иностранных граждан в российских вузах. Об этом 27 июня заявил заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме.

14:31

Петр Толстой также раскритиковал и ЕГЭ, введение которого поспособствовало развитию системы репетиторства, а, значит, и зависимости от того, есть у родителей деньги или нет.

14:46

Госдума. Дарья Антонова © ИА REGNUM

14:47

Парламентские слушания, которые продолжались без малого 4 часа, завершены.

15:20

«Тот, кто начинает искажать (информацию о проведении специальной военной операции — ред.) и пытается использовать кафедру, ведя эту пропаганду перед студентами, должен взять и уйти», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, отвечая на выступление лидера СРЗП Сергея Миронова.

15:25

Глава Минобрнауки назвал пять принципов системы образования в России

Министр образования и науки Валерий Фальков назвал пять принципов, на которых будет базироваться новая система образования России, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

15:29

Работодатели рекомендуют сократить срок обучения в магистратуре по ряду направлений до одного года, сообщил глава Минобрнауки Фальков, выступая вГосдуме.

15:30

Путин объявил в России Годом педагога и наставника 2023 год

Указ о проведении в 2023 году в России Года педагога и наставника подписал президент РФ Владимир Путин. Документ 27 июня обнародован на официальном портале правовой информации.

15:30

Валерий Фальков

Валерий Фальков. government.ru

15:38

Володин: занимающиеся пропагандой против СВО преподаватели должны уволиться

Ведущие пропаганду против специальной военной операции должны уволиться. Как передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня, об этом заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

15:53

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко считает, что для воспитания детей не нужен ворох бумаг. По ее словам, на сегодняшний день у нас действует около 9000 нормативных актов, затрагивающих вопросы духовно-нравственных ценностей. 450 из них — федерального уровня. Многие из документов противоречат друг другу. Об этом заявила спикер верхней палаты на заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. «В семье без всяких инструкций, регламентов, на собственном примере, на опыте старших поколений стараются воспитывать порядочных, честных, достойных людей», — уверена Валентина Матвиенко. Она отметила, что пора наводить порядок в этой сфере, а также сделать «эту систему более стройной, более компактной и понятной для граждан».

15:57

Председатель СФ Валентина Матвиенко провела заседание Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Оно состоялось 27 июня в Екатерининском зале Московского Кремля.

16:35

Почти 50% жителей России одобряют отказ от Болонской системы

Отказ от Болонской системы одобряют 46% граждан, среди людей с высшим образованием — 52%. Не одобряют 12%. Затруднились ответить 43%, приводит результаты опроса Фонд «Общественное мнение» (ФОМ).

16:59

Миронов предложил заменить ЕГЭ спецкомиссиями

Лидер СРЗП депутат Госдумы Сергей Миронов предложил вернуть специалитет и отменить ЕГЭ, передает корреспондент ИА REGNUM 27 июня.

17:37

Сергей Миронов

Сергей Миронов. spravedlivo.ru

18:16

«Не нужны умы Отечеству» — в Сети обсудили: быть или не быть ЕГЭ

В социальных сетях жители страны обсудили необходимость ЕГЭ на конкретных жизненных примерах.

18:54

В России необходима система мер развития педагогических вузов, которая наполнит педобразование новым содержанием, новыми смыслами, позволит готовить учителей с самыми современными компетенциями. Об этом сказала Валентина Матвиенко в ходе заседания Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Говоря о теме педагогических кадров, председатель СФ отметила, что педвузы сегодня являются не самым привлекательным вариантом для выпускников, особенно в регионах. Сказывается устаревшая инфраструктура, неинтересные для молодёжи образовательные программы.

По её мнению, надо вернуть учителям тот вес и авторитет, которые были у преподавателей и в царских гимназиях, и в советской школе.

18:54

Валентина Матвиенко напомнила, что следующий год объявлен в России Годом педагога и наставника.

«Надо уже сейчас подумать, как его провести. Что надо сделать для учителей, чтобы они были у нас стержневыми людьми в обществе», — сказала она.

20:05

Актриса Мария Шукшина на реплику своей читательницы о российских конкурсах для молодёжи и 30-летнем навязывании чуждой идеологии: «Давно говорю, что сейчас создана система, не помогающая каждому ребёнку проявить, реализовать свои таланты, а система, когда только ОДИН из миллионов путём «дороги по головам своих сверстников» может хоть как-то чего-то достичь! А ОНИ (хозяева денег и бюджета, а в будущем их дети) будут сидеть в высоких креслах, смотреть на это «мочилово» и, ковыряясь в ухе, выбирать — кому дать возможность реализоваться и выйти в люди, а кого — на обочину, в утиль! Старайтесь, дети холопов… Нам понравится!»

20:43

Высшее образование

Высшее образование. АНО «Россия — страна возможностей»

21:06

Депутат Госдумы Владимир Гутенев написал в своем телеграм-канале, что с самого начала выступал против внедрения Болонской системы, особенно в сфере технического образования, и что часто поднимал этот вопрос на различных площадках, аргументируя основные ее недостатки.

«Сегодня перед нами стоят задачи по расширению импортозамещения и обретению технологического суверенитета. Для этого важно выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта и создать свою систему национального образования, основанную на многолетних традициях отечественной высшей школы», — отметил он.

21:48

Искоренение Болонской системы требует зачистки её агентов влияния в вузах

Преодоление последствий Болонской системы в нашей стране должно вестись по двум направлениям: нет чуждому нашей культуре западному влиянию в российских школах и вузах и нет проводникам этого влияния, отметил обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин.

22:10

Валерий Фальков в Госдуме. minobrnauki.gov.ru

22:53