Операцию на Украине спровоцировал Запад — American Conservative
После начала специальной операции России по денацификации Украины со стороны Запада в адрес Киева полился целый поток теплых слов. Несмотря на это, позицию западных стран едва ли можно назвать проукраинской: подход же Вашингтона к нынешнему кризису можно охарактеризовать как борьбу с Россией до последнего украинца, пишет бывший специальный помощник президента США Рональда РейганаДаг Бендоу в статье, опубликованной 17 марта The American Conservative.
Читайте также: Как в Кабуле: Госдеп не помогает сотрудникам посольства США в Киеве — СМИ
Наиболее циничным была большая ложь Запада о том, что со временем Киев сможет стать членом НАТО. В 2008 году по указке из Вашингтона руководство альянса сделало такое заявление в отношении Украины, а также Грузии. И официальные лица Запада повторяли это обещание на протяжении последних 14 лет.
Тем не менее ни Киев, ни Тбилиси ближе к членству в альянсе не стали, тогда как в самом блоке появилось понимание, что ни один его член не хочет включения этих бывших советских республик. Несмотря на это, Вашингтон отвергал требования Москвы признать, что ни одно из этих государств не станет членом альянса в будущем, сам и активно подталкивал другие страны блока к такой же двусмысленной позиции. Вместо того, чтобы признать реальное положение вещей, члены альянса кривили душой, хотя признай они правду, они бы могли предотвратить начало специальной военной операции России на Украине.
Теперь же, когда неожиданно для всех началась спецоперация, члены НАТО не хотят признать свою вину. Напротив, восточноевропейские страны, входящие в блок, затянули иную мантру: России доверять нельзя.
Действительно, некоторые в Восточной Европе излучают высокомерие, намекая, что нынешний кризис вызван тем, что США не выполнили якобы имевшегося обязательства по обеспечению их защиты.
Читайте также: Бунт Польши против верховенства европейского права обсудят на саммите ЕС
Однако нет никаких оснований говорить, что русские порочнее других народов. Напротив, очевидно, что западные лидеры, и особенно американские политики, не хотели слышать то, что им говорили многие представители России. По факту, высокомерие носило особенно вопиющий характер на американской стороне Атлантики.
Давно забыта примирительная речь Владимира Путина, произнесенная им в бундестаге Германии более двух десятилетий назад.
Однако по мере расширения НАТО его мнение изменилось. Хотя победители в Холодной войне, по-видимому, оказались поражены массовой амнезией, они всё же неоднократно давали советским и российским официальным лицам заверения в том, что НАТО никогда не двинется на восток к границам России. Например, в Университете Джорджа Вашингтона, который опубликовал множество рассекреченных документов США, отмечали, что «знаменитые заверения госсекретаря Джеймса Бейкера о том, что НАТО не расширится «ни на дюйм на восток», которые он дал на встрече с советским лидером Михаилом Горбачевым 9 февраля 1990 года, были одними из целого вала подобных заверений в безопасности СССР, данных западными лидерами Горбачеву и другим советским должностным лицам на протяжении всего процесса объединения Германии в 1990 году и далее в 1991 году, о чём свидетельствуют рассекреченные документы США, СССР, Германии, Великобритании и Франции, опубликованные сегодня Архивом национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона».
Читайте также: В НАТО все же обещали СССР не расширяться на восток
Сладкие речи союзники по НАТО нашептывали и президенту России Борису Ельцину и его окружению. Из материалов Университета Джорджа Вашингтона следует, что «рассекреченные документы из американских и российских архивов показывают, что официальные лица США убедили президента России Бориса Ельцина в 1993 году, что «Партнерство ради мира» было альтернативой расширению НАТО, а не его предвестником, одновременно планируя расширение после переизбрания Ельцина в 1996 году, и неоднократно говорили Москве, что будущая система европейской безопасности будет включать, а не исключать Россию».
Читайте также: 1990-е — время национального унижения России. И при чем тут США? — Д. Саймс
В подробном исследовании Марк Трахтенберг из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе пришел к выводу, что изначально союзники обещали уважать интересы безопасности Москвы. Однако он добавил: «Позже лидеры США поняли, что СССР слишком ослаб, чтобы помешать им делать всё, что они хотят. Таким образом, к середине 1990 годов февральские заверения перестали восприниматься как обязательные. То, что Горбачев называл «сладкими разговорами», продолжалось, но становилось всё более очевидным, что вся концепция отношений сотрудничества, основанных на взаимном доверии и взаимном уважении, расходилась с реальностью. Всё это вызывало и вызывает глубокое возмущение в России».
Одним из таких недовольных русских был Владимир Путин. Проблема заключалась не только в расширении НАТО. Война в Сербии и ее последующее расчленение вызвали в России ярость как среди простых граждан, так и во власти. Такую же реакцию вызвала и поддержка Западом «цветных революций» в Тбилиси и Киеве. Путин посетовал — слишком точно, чтобы на это можно было закрыть глаза — на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года на то, что «чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах», что США и их «ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы» погружают «мир в пучину следующих один за другим конфликтов».
Читайте также: Путин предупреждал Запад, что будет так — American Conservative
Россия по-прежнему выступила с протестами. В начале следующего, 2008 года в телеграмме Государственного департамента (опубликованной Wikileaks) сообщалось: «Стремления Украины и Грузии вступить в НАТО не только задевают за живое в России, но и вызывают серьезные опасения по поводу последствий для стабильности в регионе. Россия не только воспринимает окружение и попытки подорвать влияние России в регионе, но и опасается непредсказуемых и неконтролируемых последствий, которые могут серьезно затронуть интересы безопасности России».
Некоторые сторонние наблюдатели указывали на опасность такого взгляда на ситуацию. В Госдепе добавили, что «[Дмитрий] Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги, выразил обеспокоенность тем, что Украина в долгосрочной перспективе является наиболее потенциально дестабилизирующим фактором в американо-российских отношениях, учитывая уровень эмоций и нервозности, вызванных ее стремлением к членству в НАТО. Письмо с просьбой рассмотреть ПДЧ стало «плохим сюрпризом» для российских официальных лиц, которые подсчитали, что стремление Украины вступить в НАТО благополучно отошло на второй план».
Ничто из этого, уверен Бендоу, не оправдывает нынешнюю операцию России на Украине. Однако проблема не в том, что союзники игнорировали требования Восточной Европы, чтобы Вашингтон обеспечивал защиту государств, имеющих малое отношение к собственной безопасности США. Скорее, дело в том, что США и их союзники безжалостно попирали интересы безопасности России, расширив НАТО до границ России — приблизив блок на 160 км к Санкт-Петербургу. Более того, Вашингтон неоднократно демонстрировал свою готовность агрессивно содействовать смене режима посредством финансовой и дипломатической поддержки, а также военной силы.
Вашингтон стремился навязать свою волю не только в своей сфере влияния, в Западном полушарии, но и в странах, когда-то входивших в состав Российской империи и Советского Союза. Заявления союзников о том, что они удивлены и шокированы жалобами Москвы, в лучшем случае небрежны, а в худшем — нечестны. Запад считал, что Россия ничего не может сделать. Увы, США и их союзники ошибались.
Конечно, прошлое мало поможет разобраться с настоящим. Однако вашингтонские политики должны начать учиться на своих ошибках. Два десятилетия катастрофических войн унесли жизни тысяч американцев и сотен тысяч иностранцев. К этому можно добавить тех, кто погиб на Украине — из-за еще одного кризиса, спровоцированного высокомерием и близорукостью Вашингтона.