Депутат муниципалитета Ярославля, член политсовета регионального отделения СПС Ярослав Юдин прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM сложившуюся ситуацию на правом фланге политического спектра России. Как известно, в ряде регионов правые усилили свои позиции, набрав необходимое количество голосов избирателей для прохождения в региональные законодательные собрания.

Ярослав Игоревич, является ли увеличение рейтинга либералов следствием роста протестных настроений избирателей?

В известном смысле - да. Но протест этот имеет корни в декабре 2003 года, когда демократические партии не смогли попасть в Госдуму России. По сути, сейчас мы видим первый сколько-то заметный успех СПС после декабрьских выборов. Либералы год назад не смогли консолидировать свой электорат, но люди всегда объединятся на протесте. Сегодня те люди, которые, может быть, и на выборы не ходили, но при этом поддерживают либеральные партии, просто оскорблены тем, что их представителей нет в федеральном парламенте. Эти протестные настроения и привели к тому, что СПС набрал в ряде регионов серьезное число голосов.

Кроме того, серьезную роль в этом успехе сыграли последние инициативы президента Владимира Путина, которые многие расценивают как недемократические, подогревшие настроения либерально настроенных избирателей. Да, это действительно протестное голосование.

Так может либералы смогут стать центром притяжения протестных сил?

Да, но не всех протестных сил, а только некоторой части, которая изначально настроено либерально. Ведь либеральная идеология не привлекает к себе слепую толпу. Широкий фронт разных сил в начале 90-х, выступивший под антикоммунистическими и антиправительственными лозунгами вернуть не удастся. Идеологическая палитра стала шире, поэтому у либералов нет монополии на протестный электорат.

Есть мнение, что люди голосовали за людей, а не партии, и успех правых можно объяснить большей популярностью местных демократических лидеров, нежели федеральных. Как вы думаете, можно ли ставить знак равенства между местными либералами и их бывшими федеральными "вождями" - Немцовым, Хакамадой и т.д. Что их роднит и что различает?

По сути в России могут быть жизнеспособными только партии, созданные либо Кремлем, либо народом, поэтому при Путине провал партий, созданных столичными интеллектуалами закономерен. Обломки демпартий годятся в качестве стройматериала для чего-то нового. До сей поры СПС и "Яблоко", созданные столичной элитой, в регионах укомплектовывались в значительной степени людьми, которые идеологически имели отношение к своим московским начальникам достаточно опосредованно. Это и была одна из причин поражения 2003 года. Когда либералов стали "мочить", то оказалось, что кроме московской головы у них ничего нет. Недостаточно по России людей, которые готовы были защищать свои идеалы. Если мы хотим, чтобы появились партии, которые готовы выигрывать выборы, необходимо, чтобы они создавались снизу, чтобы в них вошли предприниматели и интеллигенция, рабочие и служащие с мест. Новые организации должны расти снизу вверх, поэтому успех либералов на региональных выборах весьма важен. Если в ряде регионов либералов ждал успех, то значит, они смогли объединить структуры нарождающегося гражданского общества.

А как вы оцениваете деятельность "Комитета-2008"?

Положительно. Потому что на федеральном уровне это наиболее представительный и наименее суетливый орган демократов. Возможно, потому, что комитет - не партия, которая борется за власть, а фактически является правозащитной организацией, которая следит на тем, чтобы выборы в России были честными в условиях ограниченной свободы. Правда, местные чиновники, по моему мнению, просто ничего не знают о "Комитете-2008", ибо в фокусе их внимания его деятельность не находится.

А как проявил себя "Комитет-2008" на местном уровне?

Честно говоря, я не знаю в Ярославской области организаций, которые представляют здесь "Комитет-2008".