Многолетнее потакание японским претензиям уверилоТокио в возможности получить Курильские острова «на блюдечке», теперь агрессивность Японии усилится, возможны и военные провокации, отметил обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин в понедельник, 18 октября, комментируя высказываниягенерального секретаря правительстваЯпонииХирокадзу Мацуно.

Иван Шилов ИА REGNUM
Курилы

Как сообщалось ранее, Мацуно заявил, что решение вопроса принадлежности Курил и подписание мирного договора между Россией и Японией«не надо откладывать набудущее».

«Усиление давления Токио по теме так называемого мирного договора между Японией и Россией свидетельствует о том, что этот договор рассматривается японским правительством в качестве ключевого рычага установления своего суверенитета над островами Итуруп, Курашир и Малой Курильской грядой. Только это, а не добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество с нашей страной является целью японского правящего класса.
Второй важный момент в этой истории заключается в должном осознании нами последствий слабости, проявленной руководителями нашей страны, сначала Хрущёвым, и потом Горбачевым, которые пошли на поводу у этого политического посыла японцев, создали у них иллюзию, что Советскому Союзу нужен этот «мирный договор», что об этих островах вообще возможен какой-либо разговор. Хрущёв, правда, от своего предложения Японии, содержавшегося в декларации 1956 года, отказался — так он отреагировал на подписание Японией агрессивных по отношению к СССР военных договорённостей с США. А вот Горбачёв эту линию продолжил и развил.
Реваншистский курс Токио активно поддержало прояпонское лобби в России. Оно ещё при Горбачёве и особенно после 1991 года навязало разговор об островах в выгодной Японии трактовке сначала Борису Ельцину, а потом и Владимиру Путину.
Сегодня задача состоит в том, чтобы отказаться от идеи необходимости заключения мирного договора с Японией в принципе. Если что-то и подписывать с японцами, то только Договор об основах отношений. Мир между нашими странами и так существует в силу капитуляции Японии и принятия ею Устава ООН, который исключает возможность каких-либо, кроме мирных, отношений между странами, вступающими в ООН, и державами — победительницами во Второй мировой войне.
Надо, однако, отдавать себе отчет в том, что многолетнее потакание японским претензиям, ставшее возможным, повторю это ещё раз, в результате деятельности прояпонского лобби внутри России, отвело политический «маятник» слишком далеко в сторону уверенности Токио в возможности получить вышеуказанные острова, как говорится, «на блюдечке». Теперь маятник неизбежно откачнётся в другую сторону: мы будем свидетелями усиления агрессивности Токио вплоть, возможно, до военных провокаций», — отметил Михаил Демурин.