28 сентября исполняется 10 лет гибели парома "Эстония". Самая крупная морская катастрофа на Балтийском море в послевоенный период могла не состояться - из-за шторма выход в море пассажирского парома "Эстония" 26 сентября был отложен. 27 сентября в 19.00 судно отошло от шведского терминала таллинского пассажирского порта и с задержкой в сутки все-таки взяло курс на Стокгольм. На его борту находились 1023 человека - 835 пассажиров и 188 членов экипажа.

В 1.24 часа 28 сентября спасательная служба финского города Турку приняла два сигнала SOS. Cигнал поступил по маломощному УКВ-передатчику, рация и автоматическая подача сигнализации тревоги не сработали. Все, что радист успел услышать и понять, - судно накренилось на 20-30 градусов и двигатели стоят. После этого связь оборвалась. В течение 10 минут паром затонул в 30 милях к северо-востоку от мыса Тахкуна в международных водах в 15 милях от морской границы Финляндии, поэтому именно финские спасатели взяли на себя координацию всей спасательной операции. Уже через полчаcа к месту трагедии прилетели первые вертолеты спасательных служб Финляндии, Швеции и Дании, а через час в районе катастрофы появились судна Mariella-Viking и Silja-Europe. Спасательная операция продолжалась всю ночь. Лишь после пяти утра к месту гибели парома вылетел самолет спасательной службы Эстонии. Поиск пассажиров и членов экипажа проходил в тяжелых погодных условиях - скорость ветра достигала 26 метров в секунду, высота волны 5-10 метров. Температура воды не превышала 12 градусов.

Обращаясь к нации, президент Эстонии Леннарт Мери заявил: "В этот тяжелый день мы должны мыслями и действиями быть опорой для тех, в чьих домах траур".

Судно покоится на грунте на глубине 83 метров. Точные координаты - 59 градусов и 21 минута северной широты и 21 градус и 42 минуты восточной долготы, именуемое среди балтийских моряков "кладбищем кораблей".

Согласно официальной версии международной комиссии, затопление парома стало возможным вследствие проникновения воды в носовую часть судна из-за плохого крепления лацпорта, так называемого "забрала" судна, через которое на палубу парома заезжали автомашины. Ворота-аппарели самопроизвольно открылись на метр, и морские волны стали проникать вовнутрь судна. Позднее шестидесятитонный люк-лацпорт оторвался. Капитан корабля Арво Андерсон несвоевременно предупредил пассажиров и экипаж о чрезвычайной ситуации. Чтобы преодолеть сильную встречную волну и нагнать отставание от графика он накануне трагедии дал команду увеличить скорость до 15 узлов. Около 23 часов паром обошел шедший параллельным курсом паром Mariella-Viking. По мнению исследователя трагедии Бориса Каржавина, запоздалая попытка капитана отвернуть судно от встречной волны лишь ускорила гибель судна. Громадные массы воды, свободно переливающиеся по автопалубе, совместно с боковыми волнами и ветром положили судно на правый борт.

Хронометраж трагедии: в 01.25 - остановился главный двигатель. 01.30 - судно легло на правый бок. 01.25 - гаснет электричество. 01.40 - судно опрокидывается и тонет. Один из совладельцев фирмы Estline Андрес Бергманн заявил, что судно было застраховано на 60 млн долларов США, поэтому "больших убытков фирма не понесет". Капитан Эстонского морского пароходства Эдуард Хунт на третий день после катастрофы заявил, что не исключает гибель парома от столкновения с миной Второй Мировой войны.

Согласно опубликованным данным, в морской катастрофе погибли 852 человека, в их числе 469 граждан Швеции, 314 граждан Эстонии, 8 граждан Финляндии. Среди погибших - 37 граждан России и стран СНГ. На сороковой день после трагедии парома Estonia в Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга была отслужена панихида по погибшим.