Манифест президента Совета по международным отношениям Ричарда Хааса вызвал многочисленные оптимистичные оценки своей «взвешенностью» и «объективностью». В чем заключается отличие предложения Хааса от его предшественников и почему радоваться этому предложению — значит проявлять неуместную наивность, рассказывает обозреватель ИА REGNUMВладимир Павленко.

U.S. Department of State
Ричард Хаас

Рассуждения Хааса о «международном концерте», т. е. согласии нескольких авторитетных держав по поводу международной политики, действительно могут показаться шагом вперед на фоне построений того же Клауса Шваба, заявившего о «великой перезагрузке». Многие комментаторы восприняли «план Шваба» как окончательный вариант наступающего, ужасного для многих, будущего. Так что вариант Хааса, предложившего «даже» России и Китаю роли в «концерте», может поразить своей мягкостью, но только на первый взгляд.

Самое главное, что и Шваб, и Хаас своими планами проповедуют необходимость слома нынешнего, пусть ненадежного, но все же равновесия. А как ни ломай это равновесие — жёстко, по Швабу, или мягко, по Хаасу, — результат может оказаться катастрофическим и в том и в другом случае. Читайте статью Владимира Павленко «Нужен ли Москве и Пекину «глобальный концерт» Ричарда Хааса?».