Необходимо сохранитьвозможность прямого обращения граждан в государственные органы, чтобы государственные служащие не забывали, кому в конечном итоге они служат, отметил обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин в среду, 20 ноября, комментируя информацию о передаче функции приема граждан от органов власти к многофункциональным центрам.

Ранее «Известия» сообщили, что министерство экономического развития разработало законопроект, согласно которому федеральные и региональные органы власти к 2024 году полностью прекратят прием граждан и передадут эту функцию МФЦ.

«Многофункциональные центры — дело, конечно, хорошее, они ведут полезную работу. Но что они такое? Оформители и «пересылатели». За суть тех услуг, доступ к которым они оформляют, они перед гражданами не отвечают.
Уверен поэтому, что возможность прямого обращения граждан в государственные органы должна быть сохранена. Более того, это должна быть возможность личного обращения, и в госорганах граждан должны принимать не рядовые сотрудники, а руководители хотя бы среднего звена.
Все это нужно для того, чтобы государственные служащие не забывали, кому в конечном итоге они служат: не своему прямому начальнику, не своему министру, не абстрактному «государству», а гражданам, выражением воли которых это государство и должно являться.
Мне же в действиях власти сегодня всё более очевидной становится тенденция к выводу среднего звена госслужбы из прямого контакта с гражданами России. Вижу в этом проявление всё более наступающего на нас как часть современного мира расчеловечивания.
Прямое общение высших руководителей с населением — это лишь обратная сторона этого процесса. Руководители превращаются в ситуационных «пожарных», «гасят» недовольство, «тушат» конфликтные всполохи… Но что происходит? Выполняя их указания по «социалке» или другим проблемам, государственные служащие более низкого звена опять же оказываются в положении, когда служат тем, кто «наверху», а не тем, кто «внизу».
Возможно, я слишком многого хочу от современного мира, но мне думается, что возможность (именно возможность, а не обязанность) взглянуть в глаза своему соотечественнику, послушать и постараться понять его — это большое благо именно для самого представителя государства. Не будет этого прямого контакта, совсем заглохнут и стыд и совесть. Стыд — как чувство вины перед окружающими живыми — подчёркиваю, живыми — людьми. Совесть — как внутреннее чувство ответственности перед собой как одним из этих людей и высшим началом, каким бы для кого оно ни было: Богом, космосом, памятью предков…
Компьютеры не застыдят и совесть не пробудят — только живая жизнь, человеческое общение», — отметил Михаил Демурин.