Кто и зачем угрожает безопасности водоснабжения России?
Предисловие ИАREGNUM
На прошлой неделе потенциальные выгодоприобретатели проекта строительства гигантского полигона для отходов Москвы на территории краснокнижного Филипповского леса во Владимирской области проиграли дело в кассационной инстанции Арбитражного суда. Вероятно, Филипповский лес теперь вернётся в государственную собственность, и полигон на месте леса, надеемся, построен не будет. Однако решение суда не запрещает построить такой полигон на любом правильно оформленном, свободном участке земли. Поэтому угроза строительства полигона в районе Филипповского поселения над геологически незащищенным подземным месторождением воды для Московской области (а значит и для строящейся 35-миллионной Московской агломерации) принципиально не устранена, так как не получила адекватной оценки со стороны правительства Владимирской области и Минэкологии РФ.
Точно такие же по масштабу полигоны для отходов Москвы создаются в других регионах: практически построен экотехнопарк рядом с деревней Михали в Калужской области и, несмотря на нарастающие протесты населения, продолжается строительство полигона на станции Шиес в Ленском районе Архангельской области. Чем похожи три этих проекта? Все они строятся в заведомо непригодных для их размещения местах с демонстративным нарушением требований правил проектирования полигонов ТКО, которые запрещают размещать полигоны на болотах, истоках рек, выходах ключей, на территориях с незащищёнными грунтовыми водами и на затапливаемых территориях. Как следствие, все три полигона создают стратегическую угрозу системам водоснабжения своих регионов. Так, полигон во Владимирской области планировалось разместить над резервным Клязьминско-Шернинским месторождением воды для Московской области, в Калужской области полигон построен на болоте, в котором начинаются истоки нескольких рек, в Архангельской — на периодически затапливаемой территории водоохранной зоны Коряжмского ЦБК. Это обстоятельство не помешало московским мусорщикам: на днях местным судом принято решение, что водоохранная зона ЦБК в 1997 году была определена неправильно, а теперь должна быть определена правильно, то есть, очевидно, уменьшена так, чтобы полигон на станции Шиес оказался за её пределами.
Складывается впечатление, что по какой-то причине почти все новые объекты мусоропереработки как специально строятся в самых неподходящих и опасных для населения и окружающей среды местах: поблизости от жилой застройки, сельскохозяйственных земель, садоводств и с почти обязательной угрозой местным водоёмам и системам водоснабжения. Получается, что федеральный проект «Чистая страна» активно противодействует другим проектам в рамках Национального проекта «Экология»: «Чистая вода», «Чистый воздух» и «Оздоровление Волги». Неудивительно, что это вызывает недовольство и протесты населения. В социальных сетях всё чаще высказываются предположения о том, не является ли проект «Чистая страна» спланированной диверсией для реализации плана Маргарет Тэтчер по сокращению населения России. Уверены, что это не так. Всё гораздо примитивнее. Просто исполнители этих проектов хотят побольше «заработать», для чего стараются уменьшить затраты на строительство подъездных дорог, газо‑ и водопроводов, технической канализации, а ещё лучше, используя административный ресурс, правдами и неправдами получить земельный участок с уже готовой инфраструктурой, или же просто перепродать в несколько раз дороже уже имеющийся в их собственности участок земли, даже если это земля сельскохозяйственного назначения (как в Михалях), государственный лес (как в Филипповском) или водоохранная зона другого предприятия (как в Шиесе).
Чтобы устранить произвол, царящий сегодня в процессах землеотвода под строительство объектов мусоропереработки и опасных промышленных предприятий, произвол, который постоянно порождает всё новые и новые угрозы для системы общественного водоснабжения и санитарно-экологической безопасности населения, группа ученых Российской академии наук в феврале 2019 года предложила радикальное решение — разработать карту (геоинформационную систему), на которой будут заранее указаны территории, на которых можно строить такие объекты с соблюдением всех строительных, санитарных и экологических норм. Эти предложения были переданы губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину, который на словах их поддержал, а также министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину, который пока по этому поводу молчит. Если правительство РФ хочет навести порядок, погасить нарастающее недовольство населения в ходе мусорной реформы, то оно обязано этим предложением воспользоваться. Если же оно им не воспользуется, то, видимо, это будет означать, что правительство наводить порядок не собирается, как и обеспечивать конституционное право граждан на безопасность окружающей среды.
* * *
Статья научного руководителя Института геоэкологии им. Е. М. Сергеева Российской академии наук (ИГЭ РАН) доктора геолого-минералогических наук, академика РАН Виктора Ивановича Осипова, научного руководителя Института водных проблем Российской академии наук (ИВП РАН), доктора экономических наук, члена-корреспондента РАН Виктора Ивановича Данилова-Данильяна, старшего научного сотрудника Института водных проблем РАН, кандидата геолого-минералогических наук Юрия Анатольевича Медовара, начальника отдела Гидрогеологического центра «Геоцентр-Москва» АО «Центральное производственно-геологическое объединение» АО «РОСГЕОЛОГИЯ» кандидата геолого-минералогических наук Ирины Генриховны Казаковой, доцента кафедры государственного и муниципального управления ФБГОУ ВО «Государственный университет управления» кандидата биологических наук Елены Геннадьевны Хмельченко «Клязьминско-шернинское месторождение пресных подземных вод для водообеспечения московской области или полигон ТКО во Владимирской области?»
* * *
Сегодня во всём мире особенно остро стоят вопросы, связанные с запасами пресной питьевой воды, так как именно она является главным источником функционирования всех экосистем планеты.
Многие страны уже сейчас испытывают острый дефицит чистой питьевой воды, и этот список расширяется с каждым годом из-за глобального изменения климата, роста численности населения и увеличения водопотребления, а также загрязнения окружающей среды при обращении с твёрдыми коммунальными отходами.
Месторождения пресных подземных вод являются жизненно важными, надежными источниками обеспечения населения питьевой водой высокого качества, однако их количество довольно ограничено и не превышает 5% от общих запасов пресных вод на Земле. Однако воздействие техногенных факторов в результате бесконтрольного размещения полигонов твёрдых коммунальных отходов может привести к ухудшению качества подземных вод, создавая угрозу здоровью и жизни населения.
Целью проведённого исследования является выявление проблем и путей их решения, связанных с конкретной ситуацией, когда планы по размещению объекта обращения с твёрдыми коммунальными отходами в муниципальном образовании сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области поставили под угрозу существование крупного Клязьминско-Шернинского месторождения пресных подземных вод для целей водоснабжения восточных районов Московской области.
* * *
В настоящее время в России обострились проблемы, связанные с вопросами утилизации твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО), увеличением площадей размещения полигонов ТКО, несанкционированных свалок, ведущих к загрязнению окружающей среды [8,9].
Твёрдые коммунальные отходы при захоронении на полигонах оказывают негативное воздействие на окружающую среду, прежде всего в виде загрязнения гидросферы [4] и атмосферы, нанося непоправимый ущерб всей экосистеме территории, где размещают такие опасные объекты [6,10].
Для решения обозначенных проблем сегодня жизненно необходимым является развитие системы переработки и вторичного использования отходов, а также более тщательный подход к оценке территорий, предназначенных под строительство мусорных объектов, которые представляют наибольшую опасность для экологии [14,15].
Более 1,5 лет жители Московской и Владимирской областей пытаются отстоять своё законное право на проживание в благоприятной экологической среде, право дышать чистым воздухом и пить чистую воду. Организуются массовые митинги, собрания граждан, осознающих катастрофические последствия воздействия мусорного полигона на экологию огромной межобластной территории, на которой расположено более ста садовых товариществ (СНТ), проживают сотни тысяч людей Восточного Подмосковья и Владимирской области [3,12].
Территория площадью 1500 га с кадастровыми номерами земельных участков 33:02:021257:912; 33:02:021257:913; 33:02:021257:914, 33:02:021257:855, на которой планируется разместить полигон, расположена в междуречье Шерны и Мележи и занята вековым сосновым реликтовым лесом.
Реализация данного мусорного проекта может привести к уничтожению 1500 га здорового векового соснового леса и к полномасштабной необратимой экологической катастрофе — чистой питьевой воды лишатся не только десятки тысяч жителей Филипповского, но также сотни тысяч жителей Московской области.
07 июня 2017 года Комиссия администрации Владимирской области по рассмотрению инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления одобрила инвестиционный проект ООО «ЭкоТехСтрой Владимир» «Строительство опытно-экспериментальной площадки по сортировке, переработке, выделению вторичных материальных ресурсов и размещению твердых коммунальных отходов во Владимирской области». Чиновники рекламировали проект как предприятие с применением высоких современных технологий, тогда как, в соответствии с проектом, 57 га были отведены под участки захоронения хвостов, банальный мусорный полигон!
Водоснабжение — одна из ключевых проблем для жителей 26 населённых пунктов и 76 СНТ, входящих в состав сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области и 25 населенных пунктов и 32 СНТ городского поселения Фряново Московской области. Основным источником питьевого водоснабжения практически всех населенных пунктов, являются грунтовые воды единой толщи песчаных отложений первого от поверхности водоносного комплекса. Жители получают питьевую воду с помощью индивидуальных скважин и колодцев, централизованное водоснабжение отсутствует [11].
Особенностью геологического строения на данной территории является отсутствие естественных водоупоров — выдержанных по площади и мощности глинистых отложений, предохраняющих грунтовые воды от загрязнения.
В случае строительства полигона ТКО будет полностью нарушено и уничтожено водоснабжение всех населённых пунктов, поскольку загрязнение единого водоносного комплекса неизбежно в существующих условиях организации и строительства полигонов ТКО.
Считаем категорически недопустимым уничтожение существующей системы водообеспечения жителей Московской и Владимирской областей, которые пользуются индивидуальными скважинами и колодцами, так как в случае потери этих источников водоснабжения будет необходима организация альтернативного водоснабжения, которая потребует колоссальных финансовых затрат со стороны государства.
Данные математического моделирования, проведённые в Институте водных проблем РАН показали, что на филипповском участке загрязнение рек Шерна и Мележа и грунтовых вод в окрестных поселках произойдет уже через 500 суток с начала использования полигона твёрдых коммунальных отходов [5,7].
Более того, эта территория попадает в зону формирования запасов участка «Шерна» Клязьминско-Шернинского месторождения пресных подземных вод, разведанного в качестве резервного источника централизованного водоснабжения для восточных районов Московской области, а также попадает в зону санитарной охраны некоторых действующих водозаборов городских округов Щелково и Богородский Московской области!
По участку «Шерна» Клязьминско-Шернинского месторождения подземных вод Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) утверждены запасы питьевых вод высокого качества в количестве 150 тыс. м3 в сутки; разведанный участок является надёжным и ныне единственным резервом Восточной системы водоснабжения, находится на учёте в Территориальном фонде геологической информации по Центральному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию, срок освоения установлен официальными документами 2020−2030 годов [11,13].
Вопрос о строительстве гигантского мусорного полигона в муниципальном образовании сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области остается открытым.
В конце 2017 года вышло постановление Администрации Киржачского района Владимирской области об установлении видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 33:02:021257:912; 33:02:021257:913; 33:02:021257:914 классификатору видов разрешенного использования земельных участков «Специальная деятельность» — 12.2.
Вид разрешенного использования
Ради гигантского мусорного полигона может быть вырублен здоровый вековой сосновый лес, который является «зеленым щитом» Московской и Владимирской областей.
Леса также выполняют водоохранные и водорегулирующие функции, обеспечивают стабильный водный режим и полноводность рек, чистоту питьевой воды.
27 февраля 2019 года состоялось заседание Научного Совета Российской Академии Наук по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии (НС РАН), на котором рассматривался вопрос размещения объекта обращения с отходами в муниципальном образовании сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области. На заседании присутствовали 50 человек, среди которых известные учёные, специалисты в области природопользования и гидрогеологии.
В тот же день в городе Владимире, в Законодательном собрании состоялся круглый стол, посвящённый проблеме подготовки региона к переходу на новую систему обращения с ТКО, на котором выступили с докладом о недопустимости размещения полигона ТКО в Филипповском сельском поселении старший научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук Института водных проблем Ю.А. Медовар и генеральный директор Центра охраны дикой природы А.В. Зименко.
Рассмотрев ситуацию с планируемым размещением полигона ТКО на территории муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области, в том числе обращения председателя совета народных депутатов, главы муниципального образования сельского поселения Филипповское и представителя инициативной группы граждан, выступающих против организации полигона ТКО, заключения независимых экспертов — ученых-гидрогеологов, информацию о состоянии лесного массива, содержащуюся в отчёте о результатах ботанического и зоологического обследования, выполненного в 2018 году специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова и ННГУ им. Н. И. Лобачевского под эгидой Благотворительного фонда «Центр охраны дикой природы», а также дополнительные документы и видеоматериалы по обсуждаемому вопросу, Научный совет РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии отметил следующее:
1. Земельные участки, планируемые для размещения полигона ТКО и мусороперерабатывающего предприятия, расположены в пределах зандровой равнины в междуречье Шерны и Мелёжи. Геолого-гидрогеологический разрез до регионального юрского водоупора имеет глубину более 70 м и представлен в основном песчаными водонасыщенными отложениями; отсутствие водоупорной защиты предопределяет незащищённость грунтовых вод четверичных и юрско-меловых отложений; уровни грунтовых вод залегают на глубине от 2 до 10 м; территория местами заболочена; уклоны водораздельных пространств направлены к долинам рек — Мелёжи, Шерны, Клязьмы; плоскостной и линейный стоки поверхностных вод способствуют загрязнению водотоков и переносу загрязняющих веществ далее по потоку; наличие цокольных террас рек Мелёжи и Шерны предопределяют возможность проникновения в подстилающие породы поверхностного загрязнения; загрязнение поверхностных и грунтовых вод создаёт угрозу загрязнения артезианских подземных вод водоносных горизонтов и комплексов верхнекаменноугольных отложений, используемых для централизованного водоснабжения всего Восточного Подмосковья.
2. Лесной массив, произрастающий на земельных участках с кадастровыми номерами 33:02:021257:912, 33:02:021257:913, 33:02:021257:914, имеет важное водоохранное значение, обеспечивая поддержание уровня воды в реках Мелёжа, Шерна, Киржач, Клязьма, а также способствует устойчивому питьевому водоснабжению не только всех окрестных населенных пунктов и многочисленных СНТ, использующих грунтовые воды для питьевых и хозяйственно-бытовых целей с помощью индивидуальных колодцев и неглубоких скважин, и не имеющих централизованного водоснабжения, но и централизованному водоснабжению большинства городов Восточного Подмосковья, которые используют подземные воды, поступающие из Восточной системы водоснабжения (ВСВ).
3. На территории бывшего Ногинского района — в настоящее время Богородского городского округа Московской области — разведан участок «Шерна» Клязьминско-Шернинского месторождения пресных подземных вод, по которому Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ФБУ «ГКЗ» Роснедра) утверждены в 2008 году запасы питьевых подземных вод в количестве 150 тыс. мЗ/сут по категории С1 (протокол ФБУ «ГКЗ» № 1688 от 18 июля 2008 г.). Запасы отнесены к забалансовым со сроком введения в эксплуатацию в период с 2020 года. Участок «Шерна» разведывался как резервный источник Восточной системы водоснабжения.
4. Участку «Шерна» Клязьминско-Шернинского месторождения присущи уникальные особенности, отличающие его от других месторождений Московского региона: высокое качество подземных вод, высокие значения фильтрационных параметров и водообильность, практически восполняемость запасов подземных вод за счёт привлечения поверхностных вод с большой площади водосборного бассейна р. Шерна как дополнительного источника формирования запасов. Участок «Шерна» является надежным источником водоснабжения Восточного Подмосковья и ныне единственным резервом Восточной системы водоснабжения. Земельные участки, на которых предлагается разместить полигон ТКО, располагаются в зоне формирования запасов подземных вод участка «Шерна». Кроме того, эта территория попадает в зону формирования запасов месторождения, а также в зону санитарной охраны некоторых действующих водозаборов городского округа Щелково и Богородского городского округа Московской области.
5. Действующие законодательные акты и нормативные документы не позволяют размещать на земельных участках с подобными природными геолого-гидрогеологическими характеристиками полигоны ТКО. В частности, при организации полигона ТКО будут нарушены требования п.2 ст.59 Водного кодекса РФ [1] и п.5 ст.12 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [2].
* * *
Научный совет решил:
1. Признать, что размещение полигона ТКО на земельных участках с кадастровыми номерами 33:02:021257:912, 33:02:021257:913, 33:02:021257:914 приведёт к катастрофическим последствиям, важнейшим из которых станет загрязнение и потеря крупного Клязьминско-Шернинского месторождения питьевых подземных вод высокого качества с запасами питьевых вод равными 150 тыс. м3 в сутки, что поставит под угрозу в дальнейшем водоснабжение городов и населённых пунктов части территории Владимирской области и всего Восточного Подмосковья, а также к потере природного комплекса, уникального для этого региона.
2. Считать решение Комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления Администрации Владимирской области от 07.06.2017, признавшей полное соответствие выбранной площадки для строительства полигона сбора и обработки ТКО, необоснованным и непрофессиональным, в том числе с социально-экологической и природоохранной позиций. Признать, что такое решение противоречит взятому правительством РФ курсу на оздоровление экономики страны.
3. Просить губернатора Владимирской области, Законодательное собрание Владимирской области, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области обратиться в соответствующие инстанции с просьбой о придании территории земельных участков с кадастровыми номерами 33:02:021257:912, 33:02:021257:913, 33:02:021257:914 и лесам, прилегающим к ним по периметру, статуса особо охраняемой природной территории регионального значения.
4. Предложить Губернатору Владимирской области рассмотреть вопрос о проведении специального инженерно-геологического и гидрогеологического районирования территории Владимирской области по степени пригодности для размещения объектов обращения с отходами. Карта районирования может быть взята за основу создания и утверждения региональной территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами Владимирской области.
В марте текущего года в Администрации Владимирской области состоялась встреча губернатора Владимирской области Сипягина В. В., научного руководителя Института геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН (ИГЭ РАН), доктора геолого-минералогических наук, академика РАН В. И. Осипова и представителя инициативной группы Е. Г. Хмельченко.
На встрече обсуждали результаты расширенного заседания Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии, о необходимости сохранения крупного Клязьминско-Шернинского месторождения питьевых подземных вод высокого качества, как стратегического запаса страны и резервного источника питьевого водоснабжения для Московской области.
Виктор Осипов предложил Владимиру Сипягину рассмотреть вопрос о проведении специального инженерно-геологического и гидрогеологического районирования территории Владимирской области, которое в дальнейшем будет использовано при строительстве зданий, сооружений, дорог, а также для размещения объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Владимир Владимирович Сипягин предложение поддержал и поручил совместно с научными институтами организовать разработку соответствующего технического задания.
Дальнейшие шаги будут связаны с оценкой стоимости реализации проекта, его доступности для областного бюджета.
«Важно использовать все современные возможности природосбережения. В этом залог сохранения российской нации», — убеждён Губернатор [16].
* * *
Литература
1. Водный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
3. Вафин Д. Р., Хмельченко Е. Г. Учёт мнения граждан при рассмотрении вопроса размещения мусороперерабатывающего предприятия в муниципальном образовании // Вестник университета (Государственный университет управления). 2018. № 3. С. 132−136.
4. Данилов-Данильян В. И., Залиханов М. Ч., Лосев К. С. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект // Учебное пособие Москва, 2007. (2-е издание, доработанное).
5. Джамалов Р. Г., Медовар Ю. А., Юшманов И. О. Влияние полигона твёрдых бытовых отходов на качество подземных и поверхностных вод (на примере Владимирской области) // В сборнике «Сергеевские чтения». Научная конференция в рамках IX Международного форума «Экология»: материалы годичной сессии Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии. Научный совет РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии. 2018. С. 175−178.
6. Долгушин А. Б., Хмельченко Е. Г., Прибылов П. А. Анализ развития законодательной базы по реформированию системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в России // Муниципальная академия. 2019. №1. С. 20−25.
7. Злобина В. Л., Медовар Ю. А., Юшманов И. О. «Трансформация состава и свойств подземных вод при изменении окружающей среды». Монография — М.: Мир науки, 2017. 191 с.
8. Зотов В. Б. Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов в Российской федерации и пути их решения // В сборнике: Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики Материалы первой Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием. Редактор А. Н. Гуда. 2016. С. 13−18.
9. Карцев, Б. В., Мусинова Н. Н. Современные проблемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на региональном уровне// Экономика и предпринимательство. 2017. № 9−2 (86−2). С. 178−181.
10. Осипов В. И. Природа и люди // Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология. 2019. № 1. С. 81−87.
11. Хмельченко Е. Г., Казакова И. Г., Богомолов Ю. Г., Савельев А. Ф., Медовар Ю. А., Юшманов И. О. О влиянии полигона твёрдых коммунальных отходов на качество подземных вод в Московской и Владимирской областях // Муниципальная академия. 2018. №3. С. 55−62.
12. Хмельченко Е. Г. О проблеме утилизации твёрдых коммунальных отходов и экологической безопасности муниципальных образований // В сборнике «Местное самоуправление перед лицом современных вызовов». Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор В. Ю. Картухин. 2018. С. 281−289.
13. Хмельченко Е. Г. Проблемы управления системой экологической безопасности муниципальных образований при выборе места размещения полигона твёрдых коммунальных отходов // Муниципальная академия. 2019. №1. С. 62−68.
14. Хмельченко Е. Г. Проблемы утилизации твёрдых коммунальных отходов в Российской Федерации и пути их решения // Муниципальная академия. 2018. №2. С. 110−114.
15. Хмельченко Е. Г. Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации в России // В сборнике «Государство, власть, управление и право: история и современность». Материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 192−195.