Острием современного украинского псевдо-патриотического (не хочу употреблять термин «невежественно-патриотического») дискурса является проблема этнонима: кем были те самые летописные «русы» и какие страны имеют право на это самоназвание в своей истории. И что такое «Русь»?

Три древнерусские гривны. Фрагмент
Три древнерусские гривны. Фрагмент

Дискуссия сама по себе тошнотворная, но когда она приобретает политический оттенок — тошнота возводится в квадрат. И подчеркивается традиционным невежеством.

Например…

Алексей Арестович, украинский околовоенный «эксперт», достаточно распиареный в 2014—2017 годах (120 тысяч подписчиков на Facebook и колонки для десятков интернет-СМИ). Но в конце 2017 года он сделал неожиданное признание:

Этот откровенный каминг-аут тогда закономерно поставил под вопрос компетенцию всей остальной экспертной тусовки — той части, которая комментирует темы Донбасса, Крыма и России.

Прошло полтора года и Арестович вынырнул с новыми «экспертизами» и предложениями, на этот раз с политико-историческим послевкусием. Но с тем же невежеством.

Он предлагает переименовать современное государство «Украина» в «Украину-Русь» и заявить права наследия на Киевскую Русь и «претензии на территорию от Балтийского моря до Черного».

Николай Рерих. Заморские гости. 1901
Николай Рерих. Заморские гости. 1901

Ну, вот как объяснить этим ребятам, что государства «Киевская Русь» никогда не существовало? И что это не более, чем историографический термин, использовавшийся для обозначения (хронологического и географического) государства восточных славян, созданного в IX—X веках пассионариями из в лучшем случае западнославянского племени «русь» под предводительством некого Рюрика. Возможно, хорошо известного из западноевропейских хроник (Ксантенские анналы, Бретинские анналы, «Деяния данов» Саксона Грамматика) Рерика Ютландского, «язвы христианства»?

В славянской истории создание государства иноплеменниками случалось нередко. В 631 году франкский купец Само основал государство на славянских территориях современной Чехии, Словакии и Нижней Австрии. В 681 году болгарский хан Аспарух (этнический тюрк) создал на славянских землях Балкан свое государство. В 895 году мадьяры Арпада начали формирование своего государства на славянских землях Среднего Дуная, со временем превратившихся в Венгерское королевство.

И как объяснить Арестовичу и Ко, что «русы» и «славяне» — это два абсолютно разных племени (народа)? А значит соединять в одном политическом названии украинцев-славян и то ли балтов, то ли германцев («русь») просто некорректно. Тем более, что на первом этапе их сосуществования они очень четко противопоставлялись друг другу и отношения между ними были совсем не радужными?

Персидский географ ибн Русте (умер в 912 году) в своих «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах» описывал культуру и быт славян и русов как два абсолютно несхожих явления. А уж отношения между этими двумя племенами (группами племен?) были и взаправду «высокие». Ибн Русте описал их так:

«Они (русы — М.С.) нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом».
Ибн Русте
Виктор Васнецов. Богатырь. 1870-е
Виктор Васнецов. Богатырь. 1870-е

Причем этот рассказ повторялся у персов и арабов многократно — у Мутаххара ал-Макдиси, Гардизи, ал-Бакри, ал-Марвази, Ахмада Туси и иных. Сопоставление версий рассказа показало, что их первоисточником была так называемая «Анонимная записка», составленная в конце IX в. То есть описание относится ко времени кануна «призвания варягов» (862 год) и начала формирования государства Русь.

Но даже после начала этого процесса не менее ярко и даже более обидно русы и славяне противопоставлены в «Повести временных лет», в описании событий 907 года, похода князя Олега Киевского на греков. По результатам похода Олег имел возможность диктовать условия перепуганным грекам, чем с удовольствием и занимался. И одно из его требований очень показательно: «И реч̑ Ѡлегъ ищите пароус̑ паволочиты Роус̑ а Словеномъ кропиньньıӕ» (И сказал Олег — дайте паруса паволочные русам, а славянам кропивняные). То есть русам — из парчи, славянам — из крапивного волокна. Ну что же — у каждого своя цена.

Однако величие истории Древней Руси в том, что русь и славяне смогли преодолеть основные противоречия и создать единый конгломерат, который и выразился в создании славянского государства «Русь». И это государство просуществовало в первозданном виде треть тысячелетия, раскинувшись от Гандвика (Белое море) до Русского (Черного) моря и от Угорских гор (Карпат) до Камня (Урала). А название «русь» (русские, русины, рутены) превратилось в устойчивый эндоэтноним (самоназвание) значительной части населения Восточной Европы. Браво, Рюрик и его русы! Браво, славяне! Далеко не всем народам такое удавалось…

Виктор Васнецов. Прибытие Рюрика в Ладогу. XIX
Виктор Васнецов. Прибытие Рюрика в Ладогу. XIX

Что означает:

  • попытка государственной «приватизации» самоназвания «Русь» с академической точки зрения означает элементарное невежество, незнание источников и непонимание логики исторического процесса. Кто бы этого не делал: будь то Украина, будь то Россия, будь то Алексей Арестович. Кстати, единственной современной страной, чья территория полностью входила в состав Древней Руси является Беларусь. Большая часть современной Украины была территорией Дешт-и-Кипчак, областью тюркоязычных кочевых племен. Сейчас их историческими правопреемниками себя считает Турция;
  • с политической точки зрения такая попытка является жульничест…, ой, манипуляцией, перспективно направленной на будущие территориальные претензии. Что и доказывает вышеприведенный пассаж Арестовича.

И остается только вспомнить бессмертное:

«Усобица Княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: се мое, а то мое же; и начяша Князи про малое, се великое млъвити, а сами на себѣ крамолу ковати: а поганiи съ всѣхъ странъ прихождаху съ побѣдами на землю Рускую».

То есть:

«Борьба князей с неверными прервалась, потому что сказал брат брату: «Это мое, а то тоже мое», и начали князья про малое говорить: «Это великое» и сами на себя крамолу ковать, а неверные из всех стран приходили с победами на Русскую землю» («Слово о полку Игореве»).

Киев