Bloomberg: как искоренить проблему пиратства в Западной Африке?
В начале этого десятилетия сомалийские пираты нагло захватывали гигантские нефтяные танкеры, чтобы затем потребовать многомиллионные выкупы. Сейчас, благодаря многонациональным усилиям и ужесточению мер безопасности со стороны грузоотправителей, сомалийские пираты были вынуждены вернуться обратно на сушу, пишет Тобин Харшоу в статье для издания Bloomberg.
Читайте также: Foreign Policy: КНР отказалась от дипломатической войны против Японии?
Однако, как это часто бывает с преступностью, проблему пиратства так и не удалось полностью решить. Данная проблема просто всплыла в другом месте. Теперь пираты ведут свою охоту в Гвинейском заливе, который протянулся вдоль береговой линии от Сенегала до Анголы почти на 6 тыс. 500 километров. В 2018 году 40% зарегистрированных в мире морских нападений произошли в Гвинейском заливе. На самом деле реальная ситуация, наверное, гораздо хуже. Согласно оценкам международного морского бюро, примерно о половине нападений ничего не сообщается. Тем временем в территориальных водах Сомали зарегистрировали всего два нападения.
Причины всплеска преступности в Западной Африки в основном те же, что и в случае с сомалийскими пиратами из Восточной Африки: отсутствие рабочих мест, нехватка продовольствия, вооружённые конфликты, коррумпированное и некомпетентное управление. Однако по своему характеру пиратство в Западной Африке отличается от пиратства в Восточной Африке. Сомалийские пираты обычно требовали многомиллионные выплаты за освобождение заложников и судов. В Гвинейском проливе, как правило, за освобождение команды и судна требуют несколько тысяч долларов. Многие судоходные или нефтяные компании просто выплачивают деньги и вносят эту сумму в графу своих бизнес-расходов.
Если сомалийские пираты использовали рыбацкие лодки для нападения на огромные нефтяные танкеры или роскошные яхты в открытом море далеко от берега, то западноафриканские пираты чаще используют надувные лодки для нападения на лёгкие цели. Например, часто нападают на суда, которые доставляют оборудование и людей на морские нефтяные вышки, а также на медленно движущиеся танкеры или грузовые суда, которые входят или выходят из крупных портов, таких как Котону в Бенине или Абиджан в Кот-Д'Ивуаре.
Но даже пиратство меньшего масштаба связано со значительными издержками. Согласно данным некоммерческой организации Oceans Beyond Piracy, в Западной Африке стоимость издержек, связанных с утратой товаров, договорами охраны, страхованием, выкупом экипажа и судов из плена, составила в 2017 году $818 млн. Также есть подозрения, что в большинстве случаев имеет место сговор между экипажами судов и пиратами.
Учитывая важность морской торговли для западноафриканских стран — на долю нефти приходится около 10% экономики Нигерии и 90% притока иностранной валюты, — можно было бы предположить, что они будут жёстче бороться с пиратством. Однако есть ряд проблем, включая то, что каждая из примерно 15 западноафриканских стран имеет собственные претензии на суверенитет и сферу влияния в море. В разных странах также существуют различные правовые системы, основанные на традициях европейских колониальных держав, которые когда-то контролировали данные страны. В результате всего этого имеет место материально-технический и правовой беспорядок.
Усилия по преодолению этого беспорядка были предприняты в рамках Яундского Кодекса поведения, принятого в 2013 году. Он представляет собой общий кодекс борьбы с пиратством. Также был учреждён региональный координационный центр по безопасности на море в Яунде, Камерун. Помимо этого, прошла серия военно-морских учений с участием стран Персидского залива, европейских стран и, самое главное, ВМС США и береговой охраны. С 2010 года ежегодно проходят военные учения Obangame Express. В 2019 году в военных учениях, которые были организованы ВМС США совместно с нигерийским флотом, участвовали 33 страны, 2 тыс. 500 человек персонала, 95 кораблей и 12 самолётов.
«Нынешние учения отличаются от учений 2010 года, как день и ночь», — заявил командующий военно-морскими силами США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго. По его словам, раньше западноафриканские страны страдали «морской слепотой».
Читайте также: The Hill: США рискуют проиграть КНР борьбу за глобальное лидерство
Некоторые западные страны предоставили западноафриканским странам списанные военные корабли. Но такой подход является неэффективным, поскольку помимо списанных военных кораблей также нужно обеспечить непрерывную подготовку экипажей, предоставить средства на покупку топлива и организовать цепочку поставок запасных частей. Также было бы полезно, если бы нефтяные, судоходные и рыбопромысловые компании сообщали обо всех инцидентах, с тем чтобы антипиратские группы получили точное представление о масштабах проблемы.
Но в конце концов, так же, как в случае с другими бедами Африки, без обеспечения экономического развития вряд ли получится окончательно решить проблему пиратства. По данным Всемирного банка, девять стран Гвинейского залива входят в число 30 самых бедных стран в мире. Если вы хотите, чтобы пираты не промышляли в открытом море, обеспечьте их достойной работой на суше.