Журналисты украинского интернет-издания «Страна» выяснили, что в реестрах избирателей перед президентскими выборами появилось до 200 тысяч «мертвых душ» из Донбасса — людей, умерших или погибших на территориях Донецкой и Луганской народных республик. Присутствуют в этом реестре, среди прочих, лидер ДНР Александр Захарченко и командир батальона «Сомали» с позывным Гиви (Михаил Толстых).

У присутствия в украинских списках избирателей тех, кто погиб в войне с нынешней украинской же властью, есть простое формальное объяснение. Большинство лидеров и воинов ДНР и ЛНР — местные жители, по украинскому законодательству — граждане Украины. Официальной информации о смерти кого-либо из них Украина не получает просто потому, что не признает ни одну из народных республик.

Однако на общем фоне происходящего со списками избирателей на Украине этот факт выглядит уже не так безобидно. Те же самые украинские журналисты ранее выяснили, что в сравнении с выборами 2014 года избирателей в списках «стало» больше на миллион. Это при том, что продолжается демографический спад, фактически потеряна значительная часть Донбасса и нисколько не сократилась трудовая миграция.

Одновременно с этим нынешние власти Украины решили не открывать избирательные участки на территории России, где работают более трех миллионов ее граждан. Общее число избирательных бюллетеней, напечатанных для участков за пределами Украины, составило менее полумиллиона, хотя за границей по осторожным оценкам работают 6−7 миллионов граждан Украины, а по оценкам менее консервативным — 10 миллионов.

Другими словами, действующая власть печатает бюллетени не для своих реальных сограждан, которые работают в России или в Польше, а для существующих лишь в майданном воображении «35 миллионов избирателей на территории Украины». В присутствии в списках погибших в Донбассе нет никакой политики, только арифметика: есть повод напечатать для них бюллетени, а потом заполнить их по своему усмотрению.

Живые жители Донбасса, в том числе и той части, которую контролирует Украина, вряд ли будут голосовать за Порошенко, поэтому сделано все возможное, чтобы они и не голосовали. То же самое касается граждан, работающих в России. Зато у мертвых не будет никакой проблемы с «голосованием». В том числе и у мертвых врагов.

Майданная власть на протяжении всех пяти лет самыми разными способами демонстрирует, что мертвые сограждане ей милее живых. Отсюда и страсть к провинциальному нацизму полувековой давности, и социальные «реформы», и полное безразличие к экономике. Им нужна не страна, а территория; чем меньше там реальных граждан и больше «мертвых душ», тем лучше. Теперь эта установка видна и в предвыборных списках избирателей.