Главная проблема при преследовании предпринимателей с произвольными обвинениями их в совершении экономические преступлений заключается не в качестве законодательства, а в искажающей смысл закона практике его применения. Такое мнение высказал адвокат бывшего президента страховой компании «Росгосстрах» Данила Хачатурова и экс-вице-президента компании Сергея Хачатурова Алексей Мельников, комментируя послание главы государства Владимира Путина Федеральному собранию.

Напомним, в своем послании президент России подверг критике существующую систему продления сроков содержания под стражей по экономическим преступлениям и попросил Верховный суд и Генпрокуратуру пересмотреть эти подходы, отметив, что проблема взаимоотношений между бизнесом и правоохранительными органами остается.

«Дело не в качестве уголовного закона, а в правоприменении его следствием и судом. Есть современная статья 108 УПК РФ («Заключение под стражу»), запрещающая арестовывать предпринимателей, например, по статье о мошенничестве. Но следствие при явном попустительстве суда просто издевается над законом и обществом, заявляя, что это не предпринимательство, а мошенничество. При таком подходе, избирается мера пресечения в виде заключения под стражу Майклу Калви, Сергею Хачатурову и многим другим предпринимателям», — сказал адвокат, представляющий интересы Данила и Сергея Хачатурова.

Владимир Путин в своем послании также обратил внимание, что необходимо пересмотреть критерии уголовного преследования бизнеса, включая определение «группа лиц по предварительному сговору». В связи с этим Мельников высказал мнение, что привлечение бизнесменов в качестве обвиняемых по квалифицирующему признаку «предварительный сговор» заключается в обвинительном подходе следствия.

«Если следователь из карьерных или иных соображений будет втягивать в сферу уголовного преследования непричастных лиц, создавать группу, то именно квалифицированный и справедливый суд должен это обнаружить, невиновных оправдать, а нарушитель закона должен ответить, например, по статье о злоупотреблении полномочиями или за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», — уверен адвокат.

По его словам, в первую очередь, необходима защита личных прав граждан, собственности от злоупотреблений, в том числе со стороны тех, кто должен стоять на страже закона.

«Решать эти задачи нужно через расширение юрисдикции суда присяжных и строго наказывая лиц, нарушающих закон с использованием своего служебного положения, в том числе, судей, — отметил Мельников. — У каждого нарушения закона, в том числе у незаконного помещения под стражу, есть фамилия, имя, отчество. Необходима также иная, чем сейчас, позиция прокуратуры, которая должна не молчать по вопросу сложившихся незаконных практик вмешательства в экономические споры и уголовного преследования предпринимателей, а защищать закон. Есть редкие примеры принципиальных действий прокуратуры, как в случае с преследованием в 2016 году владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, которые должны быть не исключением, а практикой».

Сергей Хачатуров — бывший вице-президент «Росгосстраха», обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, следствие оценивает ущерб по делу в 6 млрд рублей, брат крупного и успешного бизнесмена Данила Хачатурова. Данил Хачатуров, бывший президент крупнейшей страховой компании «Росгосстрах», многолетнего участника рейтинга «Форбс».