Выборы губернатора Санкт-Петербурга, которые состоятся в единый день голосования 8 сентября, — событие, представляющее интерес не только для петербуржцев. К Петербургу и к фигуре временно исполняющего обязанности градоначальника Александра Беглова сегодня приковано внимание политологов, социологов, различных институтов.

В «Институте региональной экспертизы» подготовили объемный доклад, в котором рассмотрели основные предвыборные сценарии, расстановку сил и факторы, которые могут в наибольшей степени повлиять на выборы в Петербурге. Основной акцент в докладе сделан на политических технологиях, которые будут применяться кандидатами.

Как отмечают эксперты, предыдущий губернатор Георгий Полтавченко не пользовался популярностью у петербуржцев, подвергаясь серьёзной критике со стороны самых разных социальных групп и политических сил. Согласно данным соцопроса, проведённого в феврале этого года, основными проблемами, которые волнуют жителей Санкт-Петербурга, являются: уровень цен на продукты и товары первой необходимости — так ответили 49,49% опрошенных респондентов, размер коммунальных платежей — 32,62%, нехватка мест в детских садах — 32,28%, благоустройство/уборка снега — 26,41%, работа жилищно-коммунального хозяйства — 20,36%.

Беглов же с первых дней на посту врио губернатора попытался дистанцироваться от политики прежнего градоначальника, что проявилось в том числе и в кадровых перестановках. Он сразу же стал одним из наиболее часто упоминаемых в СМИ глав субъектов Северо-Западного федерального округа.

Руководитель «Института региональной экспертизы» Дмитрий Михайличенко считает, что электоральный успех Беглова может быть как затруднен настроем оппозиции и ситуативными факторами, так и, наоборот, безоговорочно укреплен за счет социально-экономического прорыва города.

«Модель коммуникации с горожанами должна стать более мобильной и современной, с использованием социальных сетей и интернета. Целесообразно сделать ставку на развитие инфраструктурных проектов, локальные решения. Оптимально сделать ставку на продвижение смыслов, а не лидера. Полагаю, наиболее вероятным является сценарий, предполагающий, что власть посредством муниципального фильтра определит итоговый состав кандидатов в губернаторы, а главные угрозы избранию врио будут исходить скорее от акторов, не допущенных к кампании. Эти угрозы будут носить имиджевый характер, однако вряд ли повлияют на итоговый (благоприятный для А. Беглова) результат», — разъяснил Михайличенко.

С тем, что фактически уже начавшаяся избирательная кампания в Петербурге вызывает еще больший интерес к сентябрю, согласен ведущий аналитик «Института региональной экспертизы» Николай Евдокимов. По его словам, выборы в Петербурге обещают стать конкурентными, поскольку «возможно участие довольно медийных даже по федеральным меркам фигур, например, Ксении Собчак или Максима Шевченко».

"Откровенно говоря, это нечастое событие в период региональных выборов, поэтому к Санкт-Петербургу наверняка будет приковано политическое внимание всей страны. В этом контексте действительно важно рассмотреть два основных момента. Во-первых, текущее состояние дел в городе, включая рейтинг действующего врио Александра Беглова. Во-вторых, возможные электоральные стратегии основных субъектов, как представителей оппозиции, так и власти вне зависимости от того, пойдёт Беглов как самовыдвиженец или от «Единой России», — подчеркнул Евдокимов.

По мнению эксперта, «Беглов проделал большую работу, в какой-то степени недооценённую городскими СМИ и лидерами общественного мнения», однако есть и слабые места в кампании действующего градоначальника:

«Конечно, это можно связать с действиями оппонентов и недоброжелателей из числа представителей политической элиты, но и администрация Смольного допускает ошибки в позиционировании, которые позволяют противникам наносить чувствительные уколы по губернатору. Тем не менее запас прочности у Беглова есть, уровень общественной поддержки пока сохраняется. Об этом говорят социологические исследования»

По словам аналитика, политтехнологи градоначальника, скорее всего, будут делать акцент на трансляции позитивной повестки и достижений, которые у Беглова уже есть.

«Что касается конкретных технологических приёмов, то не думаю, что мы увидим какие-то революционные находки. Очевидно, что широко будут использоваться интернет-технологии, но это уже правило для кампаний в крупных городах с высоким уровнем образованного и молодого населения. В любом случае согласен с коллегами, что кампания в Санкт-Петербурге будет, возможно, самой конкурентной и острой этой осенью», — высказался Евдокимов.

Любопытную связь грядущих выборов с не совсем однозначной избирательной кампанией в Приморье увидел Кирилл Воронин. Общественность будет делать выводы о ситуации с управляемостью в регионах, в том числе и посмотрев на результаты выборов в сентябре.

«Это своего рода стресс-тест. Кампания в Санкт-Петербурге, безусловно, относится к таким своеобразным лакмусовым бумажкам, — разъяснил Воронин. — Одновременно с выборами губернатора в Санкт-Петербурге будет проходить и кампания на муниципальном уровне. А выборы в муниципалитеты в Северной столице — всегда были конкурентными и не самыми чистыми с точки зрения применяемых технологий».

Воронин назвал основные факторы, влияющие на итоговое распределение сил в избирательной кампании на муниципальном уровне.

«Это итоговый результат, устраивающий федеральный центр, и легитимность избранного губернатора. Это главная задача для избирательного штаба кандидата от Кремля. Целесообразно в этой связи использовать проекты, направленные на общественное обсуждение стратегической программы развития Санкт-Петербурга. Город и горожане ждут харизматичного и яркого лидера, способного повести за собой и решать по-настоящему прорывные общегородские проекты», — заключил он.

Генеральный директор аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский обратил внимание на то, что уровень доверия горожан к Александру Беглову вполне высокий. Однако это не отменяет того, что Смольный воспользуется помощью политтехнологов для закрепления результата на выборах. По словам эксперта, может быть сразу несколько ключевых месседжей для продвижения для потенциального кандидата от власти (то есть Беглова).

«Все они связаны с позитивной повесткой и освещением достигнутых результатов. Но очень важно и то, что они позволят создать «образ будущего» для Санкт-Петербурга. Главным фактором электорального успеха кандидата от власти может стать стратегия социально-экономического прорыва Санкт-Петербурга. Модель коммуникации с горожанами должна стать более мобильной и современной, с использованием социальных сетей и интернета. Целесообразно сделать ставку на развитие инфраструктурных проектов, локальные решения», — разъяснил Игнатовский.

Так же, как и Евдокимов, Игнатовский не исключает принятия участия в предвыборной гонке лидеров мнения и медийных лиц.

«Среди них есть очень интересные медийные лица. Но у каждого имеются свои слабости. Электоральная база у большинства из них довольно узкая», — отметил политолог.

Все эксперты сходятся во мнении, что любые силы оппозиции будут использовать одни и те же технологии, чтобы «поставить выборы под угрозу».

«И те, и другие заинтересованы в скандализации выборов и дискредитации власти. Провластный кандидат, наоборот, заинтересован в продвижении позитивной повестки. И те, и другие будут активно использовать как традиционные СМИ, так и рекламу в интернет-сегменте: YouTube, социальные сети, Telegram-каналы», — подытожил он.