Во вторник, 19 февраля в Москве прошло заседание Рабочей группыпо вопросам совершенствования избирательного законодательстваи процесса под председательством первого заместителя руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергея Кириенко.

По словам члена Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председателя совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» Игоря Борисова, основными вопросами, обсужденными в ходе заседания, стали вопросы даты Единого дня голосования, совершенствования работы муниципального фильтра, облегчения системы доступа на избирательные участки наблюдателей и организации дистанционного голосования.

«Речь на заседании рабочей группы шла в целом об совершенствовании избирательной системы в России. В основном были затронуты те вопросы, которые поднимались на заседании рабочей группы в декабре 2018 года. Это была плановая работа, и обсуждался ряд вопросов, среди которых и муниципальный фильтр, — отметил Игорь Борисов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM , — Хочется отметить, что вопрос об отмене муниципального фильтра как элемента избирательной системы, как квалифицирующего ценза, допускающего кандидата к выборам не стоял. Все говорили об оптимизации его работы с учетом работы на практике. С докладом по этому вопросу выступила председатель ЦИК Элла Панфилова. Она подробно охарактеризовала его работу, и обратила внимание на достаточно невысокий процент депутатов — партийцев из парламентский партий, составляющей оппозицию. Причем на втором месте среди депутатов партийцев по численности депутатов местного самоуправления выходили как раз самовыдвиженцы. Их около 10%. Что как раз и требовало внесения поправок, потому что ожидания по строительству партийной системы не соответствовали текущим реалиям. Я думаю, был найден один из компромиссных вариантов — снижение порогового числа подписей до пяти процентов, причем это максимальный порог, который может устанавливать региональный законодатель в рамках организации и проведения выборов главы субъекта Российской федерации, высшего должностного лица. Было много разных предложений, и Элла Панфилова обращала на это внимание в экспертном сообществе, но это было то предложение, которое нашло поддержку у всех участников совещания».

«Второй вопрос — это вопрос о расширения возможностей для наблюдения на выборах, Здесь также все участники совещания согласились с использованием той модели, которая была апробирована на выборах президента в марте, потому что регулирование других выборов немного отличается, и вопрос был решен в пользу более либерального подхода к назначению наблюдателей. Речь идет об отказе в качестве законодательной нормы требования предоставления за три дня списка наблюдателей, и «привязки» их к конкретному избирательному участку. Потому что эти процедурные вопросы, как жаловались партии и кандидаты, отвлекали очень много внимания в период активной фазы агитационной работы. Здесь была принята полностью модель, которая сегодня определяет назначение наблюдателей на выборах президента, ее было предложено полностью скопировать на выборы всех других уровней», — рассказал эксперт.

«Также мы обсудили вопросы электронного голосования, речь идет об организации участков по месту нахождения. В качестве эксперимента на выборах в Москве 8 сентября будут открыты порядка 30 экспериментальных участков. Москва пошла навстречу и готова содействовать ЦИК в проведении этого эксперимента. Кроме того, попытаемся организовать один участок, который предусматривает дистанционное голосование, — продолжил Игорь Борисов, — Еще один вопрос — по дате голосования. Эксперты, специалисты, представители партий не нашли какой-то оптимальной даты, которая бы всех устраивал. Назывались разные предложения, вплоть до отмены Единого дня голосования, по его сдвижению на более ранний или более поздний срок. Предложение сдвинуть на одну неделю не отвечало ни запросам, ни требованиям международных избирательных стандартов и Конституционного суда Российской Федерации, требующих определенной стабильности в развитии избирательной системы».

В свою очередь профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев отметил, что решения заседания рабочей группы не носят принципиального характера.

«Гуляло огромнее количество разных слухов ‑ и о том, что отменят фильтр, и о том, что перенесут день голосования, и будто много других новаций. Были особенно рьяные представители нашей либеральной оппозиции, которые входят в консультативный экспертный совет при ЦИКе — люди из 90-х, которые хотели бы сделать так, чтобы все опять было, как в 90-е, как в те времена, когда им было хорошо. Всей стране было плохо, а им было хорошо. Чтобы не было никаких фильтров, никаких Единых дней голосования, чтобы была кутерьма, а лучше даже майдан», — рассказал Олег Матвейчев.

«Но рабочая группа Администрации президента в этом плане гораздо более мобильна, что понятно, потому как у этих людей больше ответственности, и они решили по большому счету ничего не менять — давайте уж говорить честно. Результатом решения этой группы являются косметические изменения. Во-первых, ничего не тронули по дню голосования. Тут вообще никаких изменений. И собственно, понятно, почему не тронули, потому что любые другие месяцы могут быть еще менее удобными, чем сентябрь. К любым зимним месяцам вообще ость очень много вопросов. У нас есть труднодоступные зимние территории, те, где зима длятся начиная с октября и кончая апрелем. Там всегда будет проблема с доступностью, с распутицей, с холодами и морозами, которые затрудняют людям возможность осуществить свое избирательное право. Остаются летние месяцы, в которые, как мы понимаем, огромное количество людей находятся в отпусках, и день голосования ставить на лет нет никакого смысла. И получается, что либо мы голосуем в мае на праздники, либо в сентябре, когда все уже приехали из отпусков. По маю еще можно было бы подискутировать, но решили не дискутировать, оставить все, как есть», — отметил эксперт.

«По муниципальному фильтру снизили норму до пяти процентов и уменьшили количество подписей депутатов самого низового уровня. Снизили и уменьшили не сильно, но тем не менее, это тоже облегчает некоторым партиям ‑ и малым, и парламентским — прохождение выборов. Лишний раз это призыв своего рода: «Господа малые партии! Господа парламентские партии! Ну идите вы в конце концов на землю, выбирайте своих муниципальных депутатов». Они же выставляют своих людей всего на 20% вакансий. Они любят руководить планетой, галактикой, повелевать вселенной, а где-то там внизу, там, где живут люди, они даже не выставляют своих кандидатов. А потом говорят: вот, нам мешает фильтр! Ну, ребята, выставляйте кандидатов, побеждайте, показывайте, что вы очень крутые, что вы решаете проблемы людей, что вы всегда с людьми, в обнимку, что вы с ними разговариваете. Тогда вас будут выбирать депутатами, тогда у вас будет много этих депутатов, и вы любого своего кандидата в губернаторы зарегистрируете, и он у вас победит. В чем проблема? С 2012 года эта норма законодательства существует, и как тогда они выставляли своих кандидатов только на 20 процентов, так и сейчас. Не хотят «грязной тачкой руки пачкать». Они белоручки сидят. Зато очень любят критиковать власти. При этом ни один не идет работать на землю», — завершил свой комментарий Олег Матвейчев.