Марат Шибутов, 13 февраля 2019, 08:32 — REGNUM Одной из главных задач государственного аппарата является законотворчество, однако если неправильно его применять, оно становится его главной проблемой самого аппарата. Надо отметить, что, с одной стороны, постоянное изменение законодательства нужно, потому что мир перманентно меняется — по внутренним для страны причинам, по внешним, по технологическим, по экономическим, по социальным и т.д. Но с другой стороны, если правила игры постоянно меняются, то как в нее играть?
Я проанализировал динамику принятия правовых актов по базе данных с 1990 года по 2018-го. Даже если принять за гипотезу, что многих документов 90-х годов в базе нет, то всё равно виден случившийся в 2008 году рывок в количестве принимаемых ежегодно документов.
Если раньше в год принималось 2−3 тысячи правовых актов, то затем их количество выросло до 7, потом до 13 тысяч, а сейчас стабилизировалось на примерно 10 тысячах в год. Но что такое 10 тысяч актов в год? Это по 40 актов в день, и реально это очень много, даже если учесть, что они принимаются разными ведомствами и на разных уровнях.
Я еще взял и по состоянию на 1 декабря 2018 года посмотрел, какое количество версий разных правовых актов сейчас имеется в базе. Взял для анализа наиболее важные законодательные документы — кодексы, часть конституционных законов и одни из самых важных просто законов.
Потом посчитал количество дней (в Excel у данной функции 360 дней в году, если что) и поделил на количество версий. Ну и в результате получился период изменений для каждого документа — сколько он остается неизменным.
Начнем с кодексов. Данные по 19 действующим казахстанским кодексам собраны в таблице № 1. Меньше всего версий у 2 кодексов — «О недрах и недропользовании» и «О таможенном регулировании» — по 4. На мой взгляд, тут 2 причины — первая, они одни из самых поздних по времени принятия, так как были приняты в конце декабря 2017 года, а во-вторых, там слишком тяжело вносить изменения потому, что у недропользователей хорошие юристы, а таможенные дела теперь должны соотноситься с документами ЕАЭС.
Таблица № 1. Количество версий кодексов
№ общ | Законодательный акт | Дата принятия | Кол-во версий | Период без изменений, дней |
1 | О недрах и недропользовании. Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI ЗРК. | 27.12.2017 | 4 | 84 |
2 | О таможенном регулировании в Республике Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК. | 26.12.2017 | 4 | 84 |
3 | О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. | 25.12.2017 | 10 | 34 |
4 | Трудовой кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК. | 23.11.2015 | 13 | 84 |
5 | Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК. | 31.10.2015 | 13 | 85 |
6 | Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. | 29.10.2015 | 29 | 38 |
7 | Об административных правонарушениях. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. | 05.07.2014 | 86 | 18 |
8 | Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК. | 05.07.2014 | 22 | 72 |
9 | Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК. | 04.07.2014 | 31 | 51 |
10 | Уголовный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. | 03.07.2014 | 28 | 57 |
11 | О браке (супружестве) и семье. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV. | 26.12.2011 | 26 | 96 |
12 | О здоровье народа и системе здравоохранения. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV. | 18.09.2009 | 73 | 45 |
13 | Бюджетный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV. | 04.12.2008 | 113 | 32 |
14 | Экологический кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212. | 09.01.2007 | 66 | 65 |
15 | Водный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481. | 09.07.2003 | 59 | 94 |
16 | Лесной кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 | 08.07.2003 | 32 | 173 |
17 | Земельный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442. | 20.06.2003 | 91 | 61 |
18 | Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409. | 01.07.1999 | 106 | 66 |
19 | Гражданский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII | 27.12.1994 | 127 | 68 |
Больше всего версий у нашего многострадального Гражданского кодекса — 127 штук, затем у Бюджетного — 106 версий. Это тоже ведь составляет огромную проблему, потому что по одному кодексу живет весь бизнес, а по второму всё государство.
Посмотрим, какие кодексы наиболее стабильные, а какие нет. Реже всех меняется Лесной кодекс, причем с большим отрывом от конкурентов — он меняется раз в 173 дня, то есть примерно раз в полгода, а самый нестабильный — это Кодекс об административных правонарушениях, который меняется раз в 3 недели. Медианный период без изменений для кодексов 65 дней, то есть 2 месяца.
Для сравнения с кодексами я взял важные конституционные законы, и обнаружилась интересная закономерность. Больше всего версий законов о выборах и о судьях — 23 и 16, а вот о государственных символах имеет всего 5 версий. Причем обратим внимание, что законы о президенте, правительстве, парламенте, конституционном совете имеют мало версий и меняются раз в несколько лет. То есть при желании вполне можно так писать законы, чтобы их надо было менять всего раз в 2−3 года, а не каждые 2 месяца.
Таблица № 2. Количество версий некоторых конституционных законов
№ общ | Законодательный акт | Дата принятия | Кол-во версий | Период без изменений, дней |
1 | О государственных символах Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июня 2007 года N 258. | 04.06.2007 | 5 | 827 |
2 | О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132. | 25.12.2000 | 16 | 404 |
3 | О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года N 83-II. | 20.07.2000 | 8 | 826 |
4 | О Конституционном Совете Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. N 2737. | 29.12.1995 | 7 | 1179 |
5 | О Президенте Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года N 2733 | 26.12.1995 | 10 | 826 |
6 | О Правительстве Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688. | 18.12.1995 | 8 | 1033 |
7 | О республиканском референдуме. Конституционный Закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года N 2592. | 02.11.1995 | 5 | 1662 |
8 | О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года N 2529. | 16.10.1995 | 10 | 833 |
9 | О выборах в Республике Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года N 2464 | 28.09.1995 | 23 | 363 |
Правда, чемпион по стабильности, закон «О республиканском референдуме», так редко меняется, видимо, потому, что уже много лет референдумов у нас просто нет.
И, наконец, я взял несколько законов, которые регулируют весьма существенные сферы жизни людей, и посмотрел, как они меняются. Тут получилось как и с кодексами — у закона о банках 116 версий, а меньше всего версий у закона о профсоюзах.
Таблица № 3. Количество версий некоторых законов
№ общ | Законодательный акт | Дата принятия | Кол-во версий | Период без изменений, дней |
1 | О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 | 31.08.1995 | 116 | 72 |
2 | Об акционерных обществах. Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415 | 13.05.2003 | 55 | 102 |
3 | О государственной службе Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК. | 23.11.2015 | 8 | 136 |
4 | О некоммерческих организациях. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142. | 16.01.2001 | 46 | 140 |
5 | О жилищных отношениях. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94 | 16.04.1997 | 60 | 130 |
6 | О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148. | 23.01.2001 | 92 | 70 |
7 | О политических партиях. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года N 344. | 15.07.2002 | 10 | 590 |
8 | О профессиональных союзах. Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 211-V ЗРК. | 27.07.2014 | 6 | 261 |
9 | Об органах внутренних дел Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V ЗРК | 23.04.2014 | 17 | 98 |
10 | О транспорте в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года N 15 | 21.09.1994 | 52 | 168 |
11 | Об автомобильном транспорте. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 476. | 04.07.2003 | 48 | 116 |
12 | О железнодорожном транспорте. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года N 266 | 08.12.2001 | 54 | 113 |
Из данный выборки самый стабильный — закон о политических партиях — он меняется раз в почти 2 года, а самый нестабильный — закон о местном государственном управлении и самоуправлении, меняющийся раз в 2 месяца. В среднем такие вот законы меняются раз в 4 месяца.
Как видно, существенные изменения в основополагающие правовые акты Казахстана вносятся каждые 2−4 месяца, количество правовых актов просто огромное, и они постоянно меняются. Наиболее стабильными правовыми актами являются или те, которые описывают сферу, в которой нет конкуренции, или те, которые описывают центры силы, являющиеся субъектами, а не объектами изменений. Если в сфере или отрасли постоянно сталкиваются интересы разных групп, ведомств, кланов, то там будет постоянная борьба лобби за изменение правил игры.
Из этого следуют следующие последствия разного свойства:
- Государственный аппарат тратит существенную часть своей работы на производство новых и переделку старых правовых актов, при этом большей части этой работы можно было бы избежать, если бы заранее сделать акт высокого качества, а не впопыхах и к определенной дате. С другой стороны, постоянное ведомственное законотворчество является следствием бюрократической логики борьбы за полномочия — чем больше, тем лучше.
- В настоящее время институты экспертизы нормативных правовых актов на всех стадиях работают явно недостаточно хорошо и поэтому пропускают большое количество «сырых» правовых актов, которые потом приходится постоянно править, потому что они не соответствуют реальности или сами устраивают проблемы
- Крайне необходим более строгий контроль над работой межведомственной комиссии по законодательству, которая и является в Казахстане уже многие годы основным законотворческим органом. Как видно, она не может сопротивляться безудержному ведомственному законотворчеству.
- Необходимо два предохранительных механизма против постоянного вала плохо подготовленных правовых актов — определенной продолжительности мораторий на изменения для новых правовых актов и механизм авторства самих правовых актов и тех, кто туда вносит оправки. И то, и другое может снизить ретивость и повысить качество работы. Отдельно надо запретить ведомству писать и править законы о себе — это должны делать другие ведомства или, лучше всего, парламент.
- По всей видимости, достигнут определенный предел скорости появления новых правовых актов — если его еще наращивать, сам государственный аппарат не сможет за ним успевать, что приведет к постоянным ошибкам среди судей, и в исполнительной власти тоже. Как минимум надо его снижать раза в 2−3, потому что представительная ветвь власти, бизнес и общество уже безнадежно за ними не успевают
- Необходимо больше включать в обсуждение и экспертизу правовых актов негосударственные организации и больше платить подрядчикам за ведомственную экспертизу, чтобы их заключения носили не формальный характер
- Единственная положительная вещь в этом есть для нашей многочисленной армии юристов — с такой системой производства и внесения поправок в правовые акты они никогда не останутся без работы. Вы скажите — зачем это писать, но мне просто хотелось закончить эту статью на хоть чём-нибудь положительном.
Читайте также: Государственный аппарат в Казахстане: урезать нельзя расширить