Казахстан пытается прыгнуть выше головы. А зря
Работа государственного аппарата в Казахстане во многом регулируется документами стратегического планирования, и в первую очередь правительственными программами, которые разрабатываются на 5 лет и которые обладают громадным финансированием. Однако к ним есть много справедливых нареканий — они нормально не выполняются или их выполнение сопровождается нецелевым расходованием средств. Для примера я разберу одну из них.
Возьмем программу «Цифровой Казахстан», которая была принята 12 декабря 2017 года, и попробуем ее проанализировать с точки зрения государства (есть еще две точки зрения — населения и бизнеса, но сейчас не о них).
Цель программы — ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе. Рассчитана на период 2018 — 2022 годов.
Задачи программы:
- Цифровизация промышленности и электроэнергетики.
- Цифровизация транспорта и логистики.
- Цифровизация сельского хозяйства.
- Развитие электронной торговли.
- Развитие финансовых технологий и безналичных платежей.
- Государство — гражданам.
- Государство — бизнесу.
- Цифровизация внутренней деятельности государственных органов.
- «Умные» города.
- Расширение покрытия сетей связи и ИКТ инфраструктуры.
- Обеспечение информационной безопасности в сфере ИКТ.
- Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании.
- Повышение цифровой грамотности населения (подготовка, переподготовка).
- Поддержка площадок инновационного развития.
- Развитие технологического предпринимательства, стартап культуры и НИОКР.
- Привлечение «венчурного» финансирования.
- Формирование спроса на инновации.
Государственный бюджет программы 141 миллиард тенге (25,6 миллиарда рублей).
Ну, а теперь — критика
Основной проблемой государственной программы является то же самое обстоятельство, что и у других программ — это вмешательство государства в частный сектор, причем без необходимых на то ресурсов.
Государственная программа должна быть сосредоточена на двух целях — изменении самого государства и изменении условий для развития отрасли в целом по стране. А в большинстве государственных программ государство пытается добиться изменения в реальном секторе экономики, который принадлежит частному сектору и зависит от мирового рынка. В результате большинство программ не выполняется просто потому что, к примеру, технологии или рынок изменились, и ничего с этим в Казахстане сделать нельзя.
Приведу простые примеры из рассматриваемой программы. Напомним, что исполняют программу (цитата) «центральные и местные исполнительные органы, государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные президенту Республики Казахстан, субъекты квазигосударственного сектора»
В программе определено 17 задач, из них собственно к государству относятся три:
«6. Государство — гражданам.
7. Государство — бизнесу.
8. Цифровизация внутренней деятельности государственных органов»
Все остальные вроде «Цифровизация промышленности и электроэнергетики» относятся к частному сектору. То есть заранее ставятся невыполнимые задачи, так как частные предприятия проведут цифровизацию, когда им надо будет, а не когда это нужно администраторам программы — Министерству информации и коммуникаций. Даже квазигосударственные предприятия имеют собственные программы развития и не могут по заданию сверху что-то цифровизировать, если это не позволяют им финансовые показатели и технические возможности.
То же самое касается и целевых индикаторов — их 12, а реально повлиять и успешно выполнить с гарантией государство может только один — «Доля государственных услуг, полученных в электронном виде, от общего объема государственных услуг в 2022 году — 80%». Всё остальное зависит от большого количества объективных и субъективных факторов, находящихся как в Казахстане, так и в мире, к примеру:
- «Рост производительности труда по секции «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» в 2022 году — 38,9%» — производительность, как правило, измеряется или в физическом объеме, или в стоимостном. Первое зависит от геологии и от технологий, второе зависит от цен на мировом рынке. А что если цены упадут? Тут хоть как внедряй цифровизацию — не получится рост.
- «Улучшение в рейтинге ГИК ВЭФ по индикатору «Способность к инновациям» в 2022 году — 63 место» — тут тоже непонятно, как можно твердо рассчитывать на определенное место в рейтинге, потому что положение в нём зависит от достижений других стран.
- «Объем привлеченных инвестиций в стартапы в 2022 году — 67 млрд тенге» — стартапы относятся к частному сектору, причем это высокорискованные инвестиции. Найдется ли столько стартапов, привлекут ли эти стартапы деньги вообще и в таком объеме — неизвестно и невозможно прогнозировать
Фактически уже сейчас видно, что программа «Цифровой Казахстан» ставит перед собой невыполнимые цели. И более того, эти цели прямо противоречат социальной политике государства — 5 задач президента ставят перед собой повышение производительности труда в отрасли или переход на электронный формат.
Во всём мире это приводит к сокращению рабочих мест, и в Казахстане бизнесмены при цифровизации говорят о сокращении рабочих мест, но в программе написано, что будет создано 300 000 новых рабочих мест. При этом надо отметить, что часто крупные предприятия расположены в моногородах, где очень трудно трудоустроить сокращенных работников. То есть это крайне проблемные мероприятия.
А для создания 300 000 новых рабочих мест в цифровых отраслях надо не только охватывать рынок Казахстана, но и захватить рынки других стран, причем довольно сильно (нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли Казахстана вместе меньше 300 тысяч человек). Для этого надо иметь набор каких-то конкурентоспособных услуг и продуктов, причем мирового уровня, которые пойдут на экспорт. А кто их придумает, кто их внедрит, кто их продвинет на рынке? Непонятно, пока таких у нас фирм нет.
Теперь по задачам, где собственно задействовано государство.
В задаче «Государство — гражданам» предусмотрены следующие мероприятия:
- Развитие компонентов электронного правительства (ПЭП, ИИС ЦОН, ЕЛ, mgov)
- Развитие электронной биржи труда (консолидация систем ИС «Рынок труда», портал Enbek. kz, частные агентства занятости и онлайн интернет площадки)
- Развитие и внедрение систем социально-трудовой сферы
- Создание и внедрение системы ведения профилей работника и учета трудовых договоров
- Создание и внедрение информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости путем консолидации информационных систем (АИС ГЗК, ГБД РН)
- Обеспечение доступа БВУ к государственным базам данных
- Внедрение виртуального консультанта на основе искусственного интеллекта (Chat-bot), услуг предоставляемых порталом электронного правительства
- Внедрение платформы для информатизации и обеспечения интероперабельности информационных систем здравоохранения
- Внедрение элементов мобильного здравоохранения (mHealth), в т.ч. «удаленные консультации»
- Создание и внедрение искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения
- Внедрение медицинских информационных систем
Довольно ограниченный набор направлений для граждан — трудовая сфера, медицина и недвижимость.
При этом нет цифровизации государственных архивов (ее предложил в 2018 году Нурсултан Назарбаев в статье «Семь граней Великой степи»), выкладывания для общего доступа учебников и книг, разработанных в рамках бюджетных программ, и т.д. То есть нет особого анализа — а что именно нужно гражданам в цифровом виде?
Почему нет развития платежных систем государства — чтобы гражданин мог напрямую с любого устройства заплатить государству налоги, пошлины, взносы и т.д. Где единые карточки для оплаты услуг?
Карточка «Онай» позволила вывести из тени в сфере общественного транспорта Алма-Аты около 10 миллиардов тенге в год, при том что ранее декларировался объем услуг в 21 миллиард тенге в год. А сколько миллиардов даст использование таких карточек по всей стране, плюс распространение их на такси и на междугородние автобусные перевозки. Где использование цифровых технологий для борьбы с преступностью — видеокамеры, радары, сигнализации? Они же тоже очень важны — преступность наносит не только прямой ущерб, она снижает инвестиционный потенциал государства.
Кроме того, а где реализация целей из Плана нации по транспарентному государству — где новые стандарты по прозрачности деятельности государства? Также вызывает удивление мероприятие по внедрению медицинских информационных систем — а как у нас тогда работает ОСМС, если до сих пор не внедрены медицинские информационные системы? Ведь это же необходимое и главное условие для работы медицинского страхования, иначе будет сплошное мошенничество и хищения.
При этом я хочу сказать, что у Казахстана отличная работа по цифровизации для граждан была и без всякой программы — произошло существенное снижение бумажного документооборота. Это очень экономит время и силы. Но есть, конечно, еще большие резервы для его снижения.
Сравнение количества обращений физических лиц
Тема обращения
2011
2017
5 033 233
39 456
3 780 562
124 216
1 046 606
26 764
913 248
906 630
108 648
681 447
31 885
589 331
50 394
523 486
9 759
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК
Рассмотрение обращений физических лиц
Год
Поступило
Рассмотрено
Удовлетворено
Отказано
Разъяснено
2008
13 573 508
13 381 906
12 109 888
117 903
924 827
2010
16 254 682
15 955 197
14 488 390
124 884
1 089 905
2011
16 110 804
15 916 992
14 369 037
114 522
1 166 198
2012
13 868 608
13 392 598
12 284 116
102 204
990 710
2013
8 062 987
7 652 327
6 680 233
63 011
890 851
2014
2 757 093
2 394 082
1 640 678
48 326
695 282
2015
1 997 480
1 639 546
911 577
39 813
675 430
2016
1 552 886
1 620 502
780 549
44 948
774 791
2017
1 881 207
1 552 950
781 854
34 525
714 846
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК
В задаче «Государство-бизнесу» предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- Реализация «единого окна» по мерам господдержки МСБ
- Создание и внедрение открытой цифровой платформы для МСБ
- Создание и предоставление базового пакета ИТ услуг и моделей цифровизации бизнес-проектов для МСБ
- Администрирование НДС с применением технологии blockchain
- Развитие и внедрение информационной системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками
- Автоматизация сквозного мониторинга движения товаров
В первую очередь надо было дать четкие цели по сокращению бумажного документооборота между бизнесом и государственными органами — простая вещь вроде посадочных билетов на самолет, командировочных удостоверений и прочих бумажек, которые необходимо сохранять и при необходимости ими отчитываться. Потом бизнесу прежде всего нужен доступ к городскому функциональному зонированию и земельному кадастру, чтобы планировать свою деятельность. Этого тут нет.
Ну и в целом, где общая цифровизация переписки бизнеса с госорганами? Чтобы, к примеру, все планы госорганов насчет хотя бы проверок, не говоря уже об изменении законодательства, приходили в личный кабинет организации, и о них знали заранее.
При этом, опять же, есть большие успехи. Однако надо видеть, что количество разъяснений снижается гораздо меньше, а значит, нужно больше объяснять и писать правовые акты простым языком, чтобы люди их понимали.
Рассмотрение обращений юридических лиц
Год
Поступило
Рассмотрено
Удовлетворено
Отказано
Разъяснено
2008
3 002 941
2 936 031
2 573 961
41 236
266 397
2010
3 972 769
3 931 000
3 477 354
54 080
335 075
2011
4 404 535
4 359 183
3 735 112
104 104
459 558
2012
4 729 820
4 609 316
4 267 282
55 076
280 660
2013
2 773 398
2 680 966
2 421 860
29 276
223 266
2014
764 251
688 610
494 345
11 795
177 301
2015
570 627
497 526
324 293
9 666
160 475
2016
481 968
401 568
226 809
10 224
161 333
2017
444 930
355 797
194 665
10 010
148 030
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК
В задаче «Цифровизация внутренней деятельности госорганов»предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- Переход к «электронным гражданским делам» и создание электронного зала судебного заседания
- Создание и внедрение автоматизированной информационной системы для деятельности следователей и участковых инспекторов полиции органов внутренних дел Республики Казахстан
- Создание и внедрение геоинформационной платформы специального назначения
- Создание и внедрение проекта «Электронное дело» (Электронное уголовное дело, Единый реестр административных производств, Единый реестр субъектов и объектов проверок, Аналитический центр и Электронные обращения)
- Повышение собираемости налогов путем интеграции баз данных различных источников
- Цифровизация процессов минфина оказания государственных услуг государственным органам и бизнесу
- Развитие ИК-платформы «электронного правительства», включая стандартные решения (IaaS, PaaS, SaaS)
- Создание и внедрение проекта «Национальная инфраструктура пространственных данных»
- Создание и внедрение интерактивной панели цифровизации Казахстана для аппаратов президента Республики Казахстан и премьер-министра Республики Казахстан
- Создание и внедрение информационной системы «Единый архив электронных документов»
- Создание и внедрение информационной системы «Национальный банк данных минеральных ресурсов Республики Казахстан»
- Создание и внедрение автоматизированной системы по сбору данных об авиапассажирах
- Создание и внедрение «Единой информационной системы дипломатической службы»
- Переход на облачный документооборот в государственных органах
- Создание и внедрение единой информационной системы науки Казахстана
- Создание и внедрение системы управления образования
- Создание и внедрение ИС «Е — законодательство»
- Реализация инициатив по цифровизации объектов культуры
- Создание и внедрение единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
Прежде всего, надо отметить, что не было произведено детального анализа количества программ и баз, имеющихся в государственных органах, их качества работы и возможностей по их модернизации.
К примеру, работа с одним обращением в прокуратуре занимает примерно 15−20 минут из-за архаичности и медленной работы соответствующей программы, в итоге сотрудники прокуратуры половину рабочего времени тратят только на оформление обращений. К тому же перечислены только уже мероприятия второго этапа работы, а где концептуальное определение, сколько и где будет сохранен бумажный документооборот, где он будет действовать параллельно, где его вообще не будет? Будет ли единой система документооборота государственных органов, или правоохранительные ведомства будут отдельно? Сколько программ и баз данных в госорганах будет модернизировано?
Интеграция баз данных упомянута в рамках повышения собираемости налогов, но она же нужна в принципе всем государственным органам, и особенно для правоохранительных органов (зачем им отдельная информационная база, когда можно дать доступ в действующие?). Как будет реализована система сохранения, защиты и отслеживания действий пользователей в государственных системах данных, тоже непонятно.
Отдельно надо отметить непонимание разработчиками программы вообще эффекта цифровизации для государства и граждан.
В программе как результаты использованы результаты, типичные для корпораций и их реформ по цифровизации — производительность труда, количество стартапов, новые рабочие места, привлеченные инвестиции. Между тем для государства цифровизация должна базироваться на следующих приоритетах:
- Сокращение времени на получение государственных услуг, которое можно затем оценить в сэкономленных трудоднях, а значит, через заработную плату и в денежном эффекте.
- Сокращение времени на взаимные запросы информации за счет наличия открытых баз данных, где есть большинство нужной бизнесу, населению и другим государственным органам информации
- Сокращение теневой экономики, а значит, увеличение количества налогов и в целом экономических активов
- Улучшение управления, когда за счет увеличения возможностей для сотрудников они могут выполнять свою работу лучше (особенно это касается правоохранительных органов)
- Повышение информированности граждан и прозрачности государственных органов, то есть когда государство выкладывает результаты своей работы в интернет, в удобной для граждан форме
Печально, но надо отметить, что в программе «Цифровой Казахстан» ничего из этого нет в виде целевых индикаторов.
Прогнозирую, что данная программа не добьется поставленных перед собой результатов и не приведет к реальному развитию Казахстана в цифровой сфере. И мы опять услышим о невыполнении очередной государственной программы. Пока не будет пересмотрена в целом методология составления стратегических документов государственного планирования — ничего не изменится.
Читайте далее:
Коррупция в Казахстане и ее влияние на экономику страны
Громкий госпроект «Цифровой Казахстан» — мертворожденное дитя?