О своей деятельности на посту секретаря Совета безопасности Республики Армения, сотрудничестве в рамках ОДКБ, взаимодействии с российскими коллегами, борьбе с коррупцией, космосе и жизни после смерти газете «Ноев Ковчег» рассказал Армен Григорян, секретарь Совета безопасности Армении.

Армен Григорян
Армен Григорян
Иван Шилов © ИА REGNUM

Армен Валерьевич, в июле нынешнего года в Москве состоялись Ваши встречи с представителями силовых структур России. Каковы основные направления сотрудничества по линии аппаратов Советов безопасности России и Армении на ближайшую перспективу?

Сотрудничество по линии Совета безопасности Республики Армения и Российской Федерации полностью соответствует духу союзнических отношений двух стран. Наше взаимодействие включает широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, в частности вопросы углубления военно-технического и военно-экономического сотрудничества, взаимодействия в рамках ОДКБ, обеспечения региональной и международной безопасности, финансирования поставок продукции военного назначения российского производства, а также ряд других аспектов национальной безопасности двух стран.

Обсуждались ли в Москве какие-либо новые направления двустороннего взаимодействия?

Мы обсуждали текущие вопросы сотрудничества, а также коснулись тем, которые могут стать новыми сферами взаимодействия.

Какие, например?

Создание военно-промышленного комплекса в Армении и его развитие при содействии российских коллег.

Недавно в Грузии прошли военные учения НАТО с участием Армении, каковы главные цели этого участия?

Армения и раньше принимала участие в учениях НАТО, с которым страна развивает партнерские отношения. Если говорить о масштабах участия, в этот раз на учениях присутствовали четыре офицера вооруженных сил Армении. Участие Армении в учениях НАТО никоим образом не может влиять на армяно-российские отношения. Отношения Армении и России носят стратегический характер.

Впервые в натовских учениях участвовал и Азербайджан…

Факт присутствия Азербайджана на учениях НАТО в Грузии никак не отразился на участии Армении. Мы не хотим оставаться в стороне от процессов, происходящих в регионе.

На какой стадии находится процесс разработки системы концептуальных документов стратегического планирования в сфере национальной безопасности?

Подготовительная работа по разработке концепции национальной безопасности начата. Старт рабочему процессу, в котором должны быть задействованы все уполномоченные органы власти, а также представители гражданского общества, будет дан после проведения внеочередных парламентских выборов. Временное правительство не может принимать концептуальные документы. Это прерогатива всенародно избранной исполнительной власти.

Новые власти ведут решительную борьбу с коррупцией, первые результаты уже очевидны. Какие меры должны быть приняты для предотвращения коррупции, по Вашему мнению?

На мой взгляд, существуют несколько эффективных средств борьбы с коррупцией. Первое — открытая, прозрачная работа правительства, которая ограничивает возможности возникновения коррупции как таковой. Именно это мы наблюдаем сегодня в Армении. Второе — сокращение контактов граждан с бюрократией. Чем больше гражданин контактирует с государственными институтами, тем больше вероятность возникновения коррупционных механизмов.

Мы прекрасно понимаем, что борьба с коррупцией — длительный процесс, он требует последовательных решительных усилий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Борьба с коррупцией охватила практически все слои общества, начиная от государственных чиновников и заканчивая представителями бизнеса. Насколько власть в состоянии обеспечить и контролировать такой широкий «фронт работ»?

Можно с уверенностью сказать, что антикоррупционная деятельность ведется правительством успешно. Но мы хорошо понимаем, что борьба с коррупцией предстоит трудная, так как в коррупционных процессах задействованы влиятельные силы и они предпринимают контрмеры. В целом государственные институты располагают достаточными ресурсами, чтобы победить коррупцию. И один из основных компонентов этой борьбы — политическая воля. А она у премьер-министра Никола Пашиняна и его команды есть.

Напряженность на армяно-азербайджанской границе (Нахичевань) возросла. Карабахский вопрос пока не решен. Премьер-министр Никол Пашинян заявляет, что переговоры по Карабаху могут продолжиться только при участии арцахской стороны. Президент Азербайджана Ильхам Алиев это условие полностью исключает. Кто будет вести переговоры от Армении? В случае полномасштабной войны Армения к ней готова? Насколько государства — члены ОДКБ готовы выполнить свои союзнические обязательства?

В дни «бархатной революции» в Армении А. Григорян рядом с Н. Пашиняном
В дни «бархатной революции» в Армении А. Григорян рядом с Н. Пашиняном
© Русско-армянская независимая газета «Ноев Ковчег»

Отвечу на ваши вопросы по порядку. Согласно Конституции Армении, внешняя политика — сфера ответственности премьер-министра страны. И с учетом положений Конституции переговоры по карабахскому вопросу будет вести премьер-министр Никол Пашинян.

Что касается участия Карабаха в переговорном процессе как самостоятельной стороны, все, в том числе и Азербайджан, понимают, что без участия Арцаха проблема решена быть не может. Карабах должен участвовать в переговорах по Карабаху.

Самая надежная гарантия безопасности нашего народа, нашего государства — боеспособная армия Армении.

Что касается гарантий выполнения обязательств государствами — членами ОДКБ в случае полномасштабной войны, в Договоре о коллективной безопасности зафиксировано: если одно из государств-участников подвергается вооруженной агрессии, угрожающей безопасности страны, стабильности, территориальной целостности и суверенитету, это будет рассматриваться всеми государствами — участниками Договора как вооруженные действия, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету всех стран — членов ОДКБ. Согласно Договору, в случае вооруженного нападения на Армению государства — члены ОДКБ предпримут соответствующие действия.

Депутат Национального собрания Армении Арташес Гегамян в одной из своих статей под названием «Кочарян мне не друг, но истина дороже» утверждает, что почти вся команда нового правительства Армении — русофобы и западники, стипендиаты Сороса и других «подрывных» структур. Депутат называет в том числе и Вас. По этой причине, пишет автор, возникает недоверие к заявлениям нынешних властей о том, что Армения не меняет курс взаимоотношений с Россией, а на самом деле разворачивается в сторону Запада. Как бы Вы прокомментировали эти утверждения?

Где факты, подтверждающие такие утверждения? Для меня важны факты. В политике случается, что высказываются утверждения, фактического доказательства которым нет. Нет ни одного реального аргумента в пользу того, что во внешней политике Армении происходит смена курса. Внешнеполитический курс — прежний. У нас хорошие отношения с Россией. Вопрос недоверия — это вопрос времени. Мы активно работаем с нашими российскими коллегами, и в ближайшем будущем все вопросы будут сняты.

Другая проблема в том, что люди зачастую мыслят стереотипами. Например, если человек учился на Западе или работал в каких-либо международных организациях, он должен быть антироссийски настроенным. Мы разрушили и разрушаем эти стереотипы. В России также есть немало людей, которые получили образование в западных странах и при этом являются патриотами своей родины. Так же и в нашей команде есть люди с западным образованием — патриоты Армении.

У нас нет ни антироссийских, ни антиевропейских подходов, есть только проармянские подходы. Мы — государственники и заботимся о нашей стране и ее интересах. А интересы Армении прочно связаны с Россией, и мы исходим из них. Безопасность Армении, в определенной степени экономика страны связаны с Россией.

В одном из своих интервью Вы отметили, что параллели событий в Армении с Грузией и Украиной вряд ли возможны, так как новая команда Армении извлекла уроки. Какие это уроки?

Одним из вопросов революции на Украине, например, являлся вопрос международных отношений. И сразу начались трудности, потому что чем больше акторов в любых процессах, тем сложнее решать проблемы.

Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян даёт интервью главному редактору газеты «Ноев Ковчег» Григорию Анисоняну
Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян даёт интервью главному редактору газеты «Ноев Ковчег» Григорию Анисоняну
© Русско-армянская независимая газета «Ноев Ковчег»

В Армении успех событий был обеспечен тем, что революция стала внутриполитическим делом страны. В ее повестку не входили вопросы международных отношений и внешней политики. Об изменении внешнеполитического курса речь не шла. И исходя из этой логики, новая власть не меняет внешнеполитическую линию. Мы остаемся в рамках логики революции. Революция в Армении — внутреннее дело страны и продолжает оставаться таковым.

Поговорим о «деле Кочаряна». Действующая на момент его нахождения у власти Конституция не предусматривала вовлечение армии во внутриполитические проблемы, но и прямого запрета в ней не содержалось. Кочаряном был издан указ, и были приняты меры по его исполнению.

И вот спустя десять лет Кочаряна обвиняют в нарушении Основного закона страны. В чем оно? Сам Кочарян заявляет, что его арест — политический заказ.

Думаю, что «делом Кочаряна» должны заниматься правоохранительные органы, юридические структуры. Сегодня система правосудия в Армении работает эффективно. Правительство не оказывает на нее влияния или давления. Судебная система и правоохранительные органы могут решать вопрос виновности или невиновности Кочаряна в правовом поле. Кочаряну предоставлена возможность доказать свою невиновность, если она имеет место быть. У него есть адвокаты, которые активно занимаются делом. «Дело Кочаряна» — своего рода тест для армянской системы правосудия.

Расскажите о Вашей деятельности до назначения на пост секретаря Совета безопасности.

Был координатором выборных программ в организации Transparency International, затем преподавал дисциплину «Международные отношения и влияние на них массмедиа» в Российско-армянском (славянском) университете. Если у меня будет возможность и время, продолжу преподавательскую деятельность, хотя, конечно, совмещать работу на посту секретаря Совета безопасности и преподавание нелегко.

Как Вам работается на столь ответственном посту?

Совершая революцию, мы понимали, что возлагаем на себя обязанность принимать важные решения и имплементировать их. И я чувствую себя на этом посту комфортно, потому что воля принимать такого рода решения у меня есть. Главное — быть полезным государству и знать, ради чего мы работаем. Именно это придает силы и дает энергию.

Кто для Вас пример для подражания в жизни?

Люди, которые помогли мне изменить мировоззрение. Один из них Нил Деграсс Тайсон, известный астрофизик. Я изучал его программу «Космос» о 14 миллиардах лет космической эволюции, где рассказывается в том числе о таких известных ученых, как Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Эйнштейн. Нил Деграсс Тайсон разбудил во мне интерес к астрофизике, к трудам ученых. В настоящее время читаю книгу Ньютона «Математические начала натуральной философии».

Многие считают, что наука — сухая и сложная субстанция. Нил Деграсс Тайсон и другие коммуникаторы науки показали, что наука очень интересна, она, как музыка, искусство, литература, может изменить мировоззрение, расширить границы воображения.

Для меня пример для подражания — Монте Мелконян, национальный герой Армении, герой Арцаха, участник карабахской войны, один из организаторов и руководителей армянских вооруженных сил в Нагорном Карабахе. Он воевал в одном полку с моими отцом и дядей. Монте Мелконян бывал в доме моей бабушки в Карабахе. Я видел его сидящим за общим столом. Когда Монте Мелконян погиб, мы, тогда еще дети, горько оплакивали его смерть. Он был для нас супергероем и таким остается.

Вы верите в жизнь после смерти?

Я больше верю в науку. Думаю, что жизнь нам дана только в этом, земном мире. Бессмертие было бы катастрофическим. «Лимит» жизни дает лично мне силы активно работать. Каждое утро, просыпаясь, думаешь о том, что надо сделать что-то полезное, чтобы в конце жизненного пути сказать себе, что жизнь прожита не зря.

«Ноев Ковчег»