Официальный визит премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада в Китай, начавшийся в пятницу, 17 августа, является одним из самых важных внешнеполитических визитов с момента формирования нового правительства Малайзии. В рамках визита стороны обсудили план двустороннего развития, дав тем самым позитивный ответ на пессимистические оценки отношений между Китаем и Малайзией, пишет Лю Жуй в статье для китайского издания The Global Times.

U.S. Marine Corps
Флаг США

Читайте также: Global Times: Китайское общество опасается укрепления отношений с Анкарой

Госсекретарь США Майк Помпео также посетил страны Юго-Восточной Азии, включая Малайзию и Сингапур в августе 2018 года, и предложил меры по развитию региональных отношений с США. Администрация президент США Дональда Трампа последнее время уделяла особое внимание Юго-Восточной Азии. Помпео выступил с речью в июле, определяющей экономические аспекты развития Индо-Тихоокеанского региона. Он пообещал, что США усилят торгово-инвестиционное сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, и объявил о выделении $113 млн на развитие новых технологий, энергетики и инфраструктуры.

U.S. Department of State
Майк Помпео и Махатхир Мохамад

Во время встречи министров иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и других официальных лиц со всего мира в начале августа 2018 года Помпео также пообещал выделить около $300 млн на финансирование сотрудничества в области безопасности с Юго-Восточной Азией и Южной Азией, включая укрепление морской безопасности, развитие миротворческого потенциала и противодействие транснациональным преступлениям.

США тем самым хотят успокоить страны Юго-Восточной Азии, которые подозрительно относятся к внешней политике Трампа. Во время администрации экс-президента США Барака Обамы Юго-Восточная Азия была необходима для перебалансировки стратегии Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако Трамп не проявил большого интереса к региону. Он объявил о выходе из Транстихоокеанского партнерства после вступления в должность. Такой шаг вызвал возмущение со стороны Сингапура, Малайзии и других стран Юго-Восточной Азии, которые подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства.

США развязали торговую войну против Китая, которая также нанесет удар и по странам Юго-Восточной Азии, у которых сохранилось положительное сальдо торгового баланса с Вашингтоном. Такие страны, как Индонезия и Вьетнам, недовольны этим. В апреле 2018 года премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун заявил, что странам Юго-Восточной Азии следует бороться против протекционизма. На форуме АСЕАН, состоявшемся в августе этого года, министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла заявил, что перспектива торговой войны является «реальной угрозой» для азиатских стран, ситуация всё больше усложняется.

World Economic Forum
Ли Сяньлун

Читайте также: Asia Times: Запад должен приспособиться к новой реальности в Турции

Страны Юго-Восточной Азии экспортируют сырье и компоненты в Китай. Соединенные Штаты объявили о введении 25-процентных пошлин на китайский импорт. Это также повлияет и на страны Юго-Восточной Азии. Согласно данным крупнейшего банка Сингапура Development Bank of Singapore, полномасштабная торговая война, предполагающая введение 15−25-процентных пошлин на торговлю между США и КНР, может в два раза сократить темпы экономического роста Сингапура в 2019 году: с предполагаемых 2,7% до 1,2%.

Страны Юго-Восточной Азии относятся с подозрением не только к экономической и торговой политике США, но и к индо-тихоокеанской стратегии, предложенной администрацией Трампа. Они обеспокоены тем, что четырехсторонний механизм сотрудничества между США, Японией, Индией и Австралией создаст определенные проблемы для структуры АСЕАН. Поняв, что стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе может спровоцировать конфронтацию между Китаем и Соединенными Штатами, страны АСЕАН работают над выработкой общей позиции по отношению к этой стратегии.

Gunawan Kartapranata
Флаги стран АСЕАН

США должны объективно оценивать шаги и влияние Китая в Юго-Восточной Азии и не должны переоценивать популярность Вашингтона в регионе. Роль Китая как крупнейшего торгового партнера Малайзии и крупнейшего инвестора в производственный сектор страны очень важна. Премьер-министр Малайзии неоднократно подчеркивал, что он будет поддерживать дружеские отношения с Китаем.

Филиппины обратились к Китаю, чтобы он помог Маниле сократить уровень бедности до 14% к 2022 году. Китайские специалисты провели обширное исследование в Маниле, на острове Лусон и других районах, чтобы сделать помощь Китая более эффективной.

США также должны учитывать растущую заинтересованность японских властей в сотрудничестве с Китаем в рамках его инфраструктурной инициативы «Один пояс и один путь». Японские и китайские компании будут совместно участвовать в строительстве «Восточного экономического коридора» в Таиланде.

Читайте также: Asia Times: Осмелится ли ЕС стать истинным глобальным игроком?

В сфере безопасности Китай также стремится играть более активную роль. В начале августа Китай и страны АСЕАН пришли к единому проекту текста Кодекса поведения в Южно-Китайском море, что помогло укрепить относительно стабильную ситуацию в регионе. Кроме того, согласно Плану работы в сфере безопасности на море в период с 2018 по 2020 год, представленном на 25-й сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности, Китай и Малайзия будут совместно отвечать за содействие региональному сотрудничеству в области правоохранительной деятельности на море.

Короче говоря, когда администрация Трампа разрабатывает свою стратегию для Юго-Восточной Азии, ей необходимо тщательно оценивать стратегические намерения и фактическое влияние Китая в регионе, избегая видения китайско-американских взаимодействий в регионе через призму холодной войны. Американская стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе не должна использоваться в качестве инструмента для противостояния Китаю, иначе непопулярность США в регионе возрастет.